«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (Народное декоративно-прикладное искусство)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Филиппова Марина Митрофановна

ручной труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Plan_oznakomleniya_detey_s_narodnym_tvorchestvom.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план ознакомления детей с народно-прикладным искусством

                                                                             (5 – 6 лет)

Тема

Программное содержание

1

Путешествие по народным промыслам.

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

2

Конструирование + рисование

«Барышни-франтихи».

Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.

3

Рисование + аппликация «Весёлая ярмарка» (коллективная работа).

Продолжить знакомство детей с дымковскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями; учить замечать, какими художественными средствами в сюжетной лепке передается связь между фигурками; упражнять в составлении сюжетных композиций, в подборе для них соответствующих дымковских игрушек, ранее расписанных детьми; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).

4

Лепка «Филимоновские олени и коровки»

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

5

Рисование «Филимоновский табунок».

Продолжать развивать навыки общения и сотрудничества; закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета.

6

Лепка «Волшебная Птица-Сирин».

Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать способ лепки. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Пользоваться стекой. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).

7

Рисование «Сказочная птица».

Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

8

Рисование

«Украсим теремок для зверей».

Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистник, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

9

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

10

Лепка «Гжельские фигурки».

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели.

11

Рисование «Роспись фигурок».

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

12

Лепка «Все они матрёшеньки,

Все они милашеньки...»

Обогащать знания детей о русской матрёшке; вызвать у детей интерес к образу, учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине; воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.

13

Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России.(семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той или иной росписи. совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками. Создавать радостную творческую атмосферу.

14

Рисование «Богородские игрушки в подарок малышам».

Расширить знания детей о богородской резной игрушке, учить детей по собственному замыслу изображать богородских животных, передавая их движение, воспитывать интерес и любовь к промыслу.

15

Лепка «Животные нашего края».

Воспитывать любовь у детей к животным нашего края, вызвать у них стремление передать их характерные особенности (шаловливые, неуклюжие и т.д.); лепить животных из целого куска, передавать движение (сидит, бежит, повернул голову и т.д.), пользоваться стекой.

16

Декоративное рисование «Жостовские цветы».

Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

17

Декоративное рисование

 «Что за дивные узоры».

Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм.

18

Декоративное рисование «Украшения из бересты».

Продолжать знакомство детей с изделиями из бересты. Закрепить умение составлять узор для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), располагать их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать браслет, полюбоваться узором на объёмной форме.

19

Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик).

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей.

20

По замыслу.

Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте. Развивать творческие способности детей.

                    Примерный план ознакомления детей с народно-прикладным искусством

                                                                     (6 - 7 лет)

Тема

Программное содержание

1.

Народные промыслы

Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать нравственно-эстетическое качества детей. Учить выделять характерные особенности промыслов. Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.

2.

Лепка «Дымковский индюк».

Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку.

3.

Рисование

«Как у чудо - индюка все расписаны бока».

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.

4.

Рисование+

конструирование

«Изготовим  дымковских артистов  для настольного  театра».

Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей.

5.

Лепка «Филимонов-ские красавицы».

Обобщить знакомство детей о филимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству.

6.

Рисование «Филимоновский хоровод».

Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновской росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

7.

Лепка «Полкан-кентавр».

Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.

8.

Рисование «Могучий Полкан-богатырь».

Закрепить и обобщить знания детей о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

9.

Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись 2-х сторонних матрёшек).

Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

10

Русский народный костюм.

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

11.

Рисование «День рождения Ушастика» (роспись силуэтов посуды).

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

12.

Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

13.

Рисование «Украсим кукольную мебель Городецким узором» (коллективная работа).

Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы.

14.

Лепка «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа).

Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться о разном содержании работы.

15.

Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза).

Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.

16.

Декоративное рисование «Жостовские подносы» (подносы из папье-маше).

Обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме ( круг, овал и т.д.).

17.

Декоративное рисование «Шаль всем на диво - нарядна, красива» (коллективная работа, узелковый батик).

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей.

18.

Декоративное рисование.

Закрепить умение составлять узор для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), располагать их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать туес, полюбоваться узором на объёмной форме.

19.

Лепка «Богородский медведь».

Обобщить знания детей о народном промысле, с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.

20.

Лепка «Калининская птичка».

Учить самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Формировать умение передавать выразительные особенности декоративных калининских птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы. Закреплять умение хорошо заглаживать поверхность изделия и плотно примазывать налепы.

21.

Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» (рисование нитками на клейкой бумаге).

Воспитывать уважение к мастерам. Учить аккуратно, плести кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки и т.д.), используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

22.

Рисование «Сюжеты родного края».

Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка).

23.

Лепка «Родные мотивы».

Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки  животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также чум, ханты и манси в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении (идущего на лыжах, управляющего оленьей упряжкой). Воспитывать любовь к родному краю.

24

По замыслу.

Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, развивать творческие способности детей.

                                                       Схема проведения занятия

                                                 по декоративно-прикладному искусству

Занятие

        

        

Подбор художественных материалов

Итог (анализ)

                

Беседа, диалог

Практическая работа

Физминутка

Демонстрация

 


                                           СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Кайма – прямая или фигурная линия вдоль края предмета

Подмалевок – силуэт цветка или листика (Жостовская роспись)

Тенежка – самый темный цвет в цветке, листике (Жостовская роспись)

Прокладка – самые яркие цвета (Жостовская роспись)

Бликовка – светлые блики (Жостовская роспись)

Чертежка, привязка – штрихи, стебельки, усики (Жостовская роспись)

       Осочка – тоненькая травка в хохломской росписи

       Поставец – высокая деревянная банка с крышкой (Хохлома)

       Кандейка – низкая широкая банка с крышкой (Хохлома)

       Братина – емкость для питья, внешне похожая на вазу с низкими краями    (Хохлома)

       Оживка – белые и черные точки, черточки, дуги (городецкая роспись)

       Купавка – бутон в виде круглого яблока (городецкая роспись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»»

Опыт работы воспитателя речевой группы по художественно-творческому развитию детей через разнообразные техники ручного труда (оригами, вышивание по картону, другие виды ниткографии и т.д.)...

«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (продолжение)

Опыт работы воспитателя речевой группы по художественно-творческому развитию детей через разнообразные техники ручного труда (оригами, вышивание по картону, другие виды ниткографии и т.д.). Нетра...

Электронный образовательный маршрут для детей и родителей старшей группы в сети интернет "Народное декоративно-прикладное искусство"

 В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. ...