Нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Мхитарян Наталья Николаевна

Существует много способов развить мелкую моторику у дошкольников. Считаю, что реже всего в детском саду используют: вышивание, выжигание, плетение из бисера. Как мы пришли к таким формам работы - об этом наша статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы – воспитатели детского сада, работаем в паре много лет. Отдав более 25 лет этой профессии, мы не устаем постигать новые приемы в воспитании и развитии детей. Но мы не могли и предположить, что нам придется научиться выжигать, плести изделия из  бисера,  вышивать замысловатые сюжеты. И вот как это происходило…

         Работая с детьми, у которых нарушена речь, мы уделяли большое внимание развитию мелкой моторики, ведь речь находится в прямой зависимости от тренированности пальцев. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». 

Были созданы все условия для этого. Внесены в развивающую среду различные виды мозаик, конструкторов,  пазлы разных размеров, обводки, массажные мячи, раскраски, трафареты  и т.д. Наши дети очень охотно играли в эти игры в средней и старшей группе. Потом мы заметили, что, повзрослев, они всё меньше пользуются этими играми, ведь такие есть и дома. Перед нами встала проблема: каким видом деятельности увлечь наших детей, помимо тех, которые прописаны в программе.

Привлекательными для нашего внимания оказались такие виды народного творчества, как бисероплетение, выжигание и вышивка. Но у нас возникли сомнения, заинтересуются ли дети этими видами деятельности, хватит ли у них усидчивости, терпения, ведь это творчество требует к себе кропотливого отношения и необычайного усердия.

Прежде чем предложить  детям заняться этой интересной, необычной деятельностью, мы начали с себя: нашли литературу; познакомились с этими видами народного творчества – бисероплетением, выжиганием и вышивкой; подобрали иллюстрации и всё необходимое для этой работы. Сначала мы сами сделали эти поделки. Ребята внимательно наблюдали за нашей работой, видели, как рождается результат. Явно им тоже хотелось попробовать свои силы.

Первое знакомство началось с рассматривания фотографий, готовых изделий, была возможность их исследовать со всех сторон; совместно с детьми разработали алгоритм выполнения работы; неоднократно проводили беседы по правилам безопасности, и только тогда индивидуально с каждым ребёнком начали выполнять работу. Дети предлагали варианты изготовления изделия, рисовали эскизы, каждый выбрал то, что ему по душе. Ребята понимали, что это очень необычный и кропотливый труд. Поэтому эту работу проводили только в состоянии творческого подъёма и желания творить.

Решив удивить мам своими изделиями, дети ко дню 8 марта приготовили подарки из бисера: с радостью и гордостью за свой труд дарили брошки: стрекозок, божьих коровок, жучков.  А потом они сделали коллективную работу из бисера на память детскому саду.

Наступил год 300-летнего юбилея Царского Села. Мы с ребятами ходили на экскурсии, рассматривали иллюстрации, фотографии, знакомясь с историей своего города. Мы решили предложить ребятам выразить свое восхищение красотой нашего города в выжигании по дереву. Но передать в рисунке черты города было сложно, на помощь пришли родители, они нашли контурные изображения города Пушкина, иллюстрации к сказкам Пушкина. Вместе с детьми мы снова разработали алгоритм выполнения работы с выжигательным аппаратом, проводили беседы по правилам безопасности. Поняв серьёзность работы, дети самостоятельно напоминали друг другу правила безопасности. Выжигание - очень кропотливая работа, но никто из детей не отказался от этого, всем хотелось участвовать в изготовлении поделок. Учитывая индивидуальные особенности детей, объём работ был распределён по-разному. Кто-то выжигал индивидуально, а у некоторых работа была общая, коллективная,  но каждый был горд за свой труд.

Следующая высота, которую нужно было взять – занятие вышивкой. Как же привлечь внимание к этому процессу? Был организован мини-музей изделий с вышивкой. Родители принесли скатерти, салфетки, полотенца, рубашки. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации, картинки, познакомились с разными видами и способами вышивания. Девочки решили, что это сугубо женский труд и, как будущие хозяюшки, решили показать, на что они способны. Совместно с девочками мы разработали алгоритм этой работы, составили правила безопасности при работе с иглой и ножницами. При знакомстве с новыми терминами, понятиями, расширялся словарный запас детей. Читая сказки Пушкина и рассматривая иллюстрации, девочки заинтересовались ими, им захотелось сделать вышивки по сказкам Пушкина. Вышивкой занимались индивидуально под руководством воспитателя.

Результаты работы порадовали всех. Из детских работ мы устраивали выставки, которыми украшали группу. Родители не ожидали, что дети могут выполнить такую трудоёмкую работу. Увидев результат труда своих детей, они оценили их по достоинству.

Результаты проведенной работы превзошли все ожидания. Выжигание, вышивание и бисероплетение – это не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач. Эти виды творчества влияют на общее интеллектуальное развитие, речь детей, благотворно воздействуют на развитие внимания и памяти. Они дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, любознательность, благоприятно влияют на эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок. А сколько искренней радости и восторга приносит детям выполненная ими работа! Эти эмоции являются важным  стимулом воспитания у них трудолюбия, труд способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Такая совместная работа с детьми влияла на формирование самостоятельности, уверенности в себя, повышала их самооценку, способствовала формированию добрых чувств к близким, ведь подарок можно сделать своими руками.

Эта творческая работа с детьми принесла и нам положительные эмоции, когда мы увидели  результаты нашей работы с детьми.

Воспитатели высшей квалификационной категории

 группы № 6 «Улыбка»:

Мхитарян Наталья Николаевна

Чиркунова Валентина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики

1 Понятие мелкая моторика2. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга 3.Стимулирует артикуляцию, повышает работоспособность головного мозга.4 Движения пальцев рук стимулир...

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики в ДОУ

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики в ДОУ Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современны...

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей

Существует много способов развивать мелкую моторику у дошкольников......

Нетрадиционная техника развития мелкой моторики.Пластилинография.

В настоящее время существует большое количество разнообразных техник развития мелкой моторики при работе с детьми в детском  саду:методики в рисовании , лепке и аппликации. Хочу немного рассказат...

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей с ДЦП как основа для развития речи

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей с ДЦП как основа для развития речи...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники развития мелкой моторики: рисование манной крупой с детьми младшего дошкольного возраста»

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники развития мелкой моторики: рисование манной крупой с детьми младшего дошкольного возраста»...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...