Конспект урока на тему : "НАРОДНАЯ ВЫШИВКА ТВЕРСКОГО КРАЯ "
план-конспект по конструированию, ручному труду

Познакомить детей  с  особенностиями  Тверской вышивки .В практической части : вышить , швом "крестом"  фрагменты  Терской вышивки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tverskaya_vyshivka.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

             Средняя общеобразовательная школа  села Селихово

ТЕМА УРОКА :   «НАРОДНАЯ ВЫШИВКА  ТВЕРСКОГО КРАЯ»                      

Подготовила:

учитель технологии

МОУ СОШ с.Селихово

Подножкина Наталья Эдуардовна

                                           ПЛАН УРОКА

Класс: 8

ТЕМА УРОКА: «НАРОДНАЯ ВЫШИВКА  ТВЕРСКОГО КРАЯ»                     

ЦЕЛЬ:

Обучающая - познакомить учащихся с тверской вышивкой, её особенностями; подготовить учащихся  к проектной деятельности, совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом;

Развивающая - развивать познавательный процесс, логическое мышление, внимательность; Повышение интереса к учебному предмету “Технология”;

Мотивационная - пробудить интерес к вышивке крестом.

Воспитательная - способствовать совершенствованию эстетического вкуса воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие, внимательности;

 

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА:

  1. словесные;
  2. наглядно – демонстрационные;
  3. практические;

ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

  1. целевые обходы;
  2. самоконтроль;

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  1. изобразительное искусство;
  2. история;

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

Инструменты, материалы и приспособления:

рабочая тетрадь, нитки мулине, канва, пяльцы, игла ручная, ножницы, напёрсток, линейка, карандаш  «м», эскизы вышивки крестом, готовые вышитые изделия, мультимедийный проектор.

Средства обучения:

-учебно-наглядные пособия (готовые изделия, выполненные в технике вышивки крестом, фрагменты вышивки с использованием изучаемых швов);

-раздаточные дидактические материалы (инструкционные карты);мультимедия, призентация

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.).

Настроить учащихся на рабочий лад.

Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования.

Организация рабочего места.

2. Сообщение темы урока, его цели (5 мин.).

Активизация опорных знаний.

Сообщение темы, цели урока.

Запись темы урока в тетрадь, отвечают на вопросы.

3. Объяснение материала (20 мин.).

Сформировать у учащихся конкретные представления о вышивке крестом в творчестве  Тверского ккрая.

Беседа (показ  призентации).

Технологии изготовления креста.

4. Практическая работа учащихся (35 мин.).

Зарисовка(чтение) эскиза, вышивка крестом.

Вводный инструктаж: закрепить приемы вышивки крестом.
Текущий инструктаж: следить за ТБ. 
Заключительный инструктаж: контроль качества стежков.

Упражнения по кресту

5. Итоги урока (10 мин.).

Систематизация и обобщение приобретенных знаний.

Оценки за урок, демонстрация лучших работ.

Самоконтроль, взаимоконтроль.
Ответы учащихся.

6. Домашнее задание (3 мин.).

На основе выявленных результатов дать домашнее задание.

Подготовить схему, инструменты, материалы, приспособления для вышивки крестом (запись на доске).

Запись домашнего задания в дневник.

7. Уборка рабочих мест (5 мин.).

Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности.

Занесение оценок в журнал и дневники учащихся.

Уборка рабочих мест, класса.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Выявление дежурных, отсутствующих

Вступительная беседа. (демонстрируются слайды № 2-3)

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящён Тверскому народному декоративно-прикладному искусству, а конкретно «Народной вышивке Тверского края». Наш разговор я начну с вопроса: как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно-прикладное творчество»?(ответы учеников:  народное делано людьми т.е народом. Прикладное изделие- это изделие используется в обиходной жизни. Декоративное – служит украшением.

- Верно.( демонстрируются слайды основные виды тверского народного творчества  №4,5,6.7 )

-Что вы знаете о русской вышивке, Тверской вышивке ?

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ

Искусство вышивания было известно еще в глубокой древности. Особенно это искусство процветало в Азии. У древних азиатских народов страсть к богатым вышивкам была настолько сильной, что против нее нередко возникали протесты. Так, например, пророк Езекииль осуждал женщин своего времени за их безумную роскошь в вышивках.Существует гипотеза, что Египет был родоначальником всех видов искусства, в том числе и вышивки. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствует сохранившаяся вышитая одежда на мумиях древних египетских фараонов. Так как древние народы были пастухами, то первые ткани и вышивки делались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте были открыты волокнистые свойства некоторых растений, из них стали изготовлять тончайшие ткани, которые употреблялись у всех древних народов для вышивания. Позднее в Индии был найден хлопок - растение, из которого производили ткани с интересной фактурой и по которым вышивали шерстяными, бумажными и золотыми нитками...

ИЗ ИСТОРИИ ТВЕРСКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ

Что мы знаем о тверской вышивке? А о вышивке старинной или современной? В основном по выставкам декоративно-прикладного искусства и по музейным экспозициям, в которых представлены старинные образцы верхошвов, белой строчки, орнаментального шитья. Иногда из хорошей книги по вышивке  о своей местной традиционной вышивке, о ее происхождении почти ничего не знаем. Попробуем заглянуть в глубь истории, туда, где зародилась тверская культура. История изучения первобытных древностей в Тверском крае насчитывает уже более двух веков. Еще в 1775 г. первый археолог Твери Диамид Иванович Карманов писал о том, что некоторые городища, расположенные на реке Волге, "опустели еще до Нестора, а сие служит новым доказательством о бытии здесь сильного народа". 

                                                       (слайд № 8)

Самым значительным исследованием в области русской народной вышивки является исторический, этнографический и искусствоведческий труд Г.С. Масловой - книга "Орнамент русской народной вышивки", в которой имеются ценные сведения и о тверской народной вышивке.Неоценимую работу по изучению народного искусства тверской земли середины XIX - начала XX века проделала известный искусствовед, автор многих научных работ Л.Э.Калмыкова. Ее книга "Народная вышивка Тверской земли", выпущенная в 1981 году, является до сих пор единственным полным изданием, раскрывающим обширный круг сюжетов тверской вышивки, местные специфические особенности технических и художественных приемов вышивки, бытующих в древнейших центрах Тверского края.

БОГАТОЕ КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ ТВЕРСКОЙ ВЫШИВКИ (слайд № 8,9,10,12)

Большой интерес представляет богатое колористическое многообразие тверской вышивки, которая бытовала в древних центрах Тверской губернии: Бежецком, Весьегонском, Вышневолоцком, Зубцовском, Калязинском, Кашинском, Корчевском, Новоторжском, Осташковском, Ржевском, Старицком и Тверском. Именно на Тверской земле сохранилось много самобытных памятников искусства XIX века, в которых нашла отражение ее сложная история. Как справедливо отметила известней искусствовед Калмыкова Л.Э., глубоко изучившая народное искусство Тверской земли, при огромном внимании исследователей к старине русского Севера не менее своеобразные произведения Тверской земли изучались мало. Однако и это необычайно важно: древние традиции уже забытые в других местах, оказались здесь более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние черты. Древнеславянские традиции словно законсервировались в глубинных заповедных очагах Тверского края. И не случайно также, что именно в этих глубинных очагах Тверской земли прослеживаются черты древних новгородских, смоленских и владимиро-суздальских традиций.

ТВЕРСКИЕ СТАРИННЫЕ ПРИЁМЫ ШИТЬЯ (слайды №13,14,15)

Тверская вышивка имеет местные специфические особенности, которые свидетельствуют о глубокой устойчивости традиций древнего искусства. К этим особенностям относятся старинные приемы шитья, которые делятся на две группы. К первой группе относятся счетные вышивки, выполняемые по цельной ткани: "набор", двусторонний шов, "роспись", косая стёжка, счетная гладь и пр. Эти швы выполняются по числу ниток в ткани.К счетным вышивкам относятся также различные виды сквозной строчки по разреженной (выдернутой) ткани: мережки и строчка. Ко второй группе относятся швы по рисовке (свободные вышивки): тамбурный шов, простая и выпуклая гладь, стебельчатый шов и пр. Техника вышивания этих швов простая: нитку с иголкой пропускают через ткань и выводят снова на ее поверхность для образования стежка. Существует и другая техника вышивания: шитье золотой или серебряной нитью и шитье жемчугом, при котором эти материалы не пропускались через ткань, а подхватывались другой ниткой, прокалывающей ткань...                

   СЮЖЕТЫ ТВЕРСКОЙ ВЫШЕВКИ   ( слайды №16,17,18)

Большой интерес представляет колористическое разнообразие вышивки. По древней традиции старинные изобразительные мотивы выполняются строго одноцветного (белыми) и разными оттенками ниток красного цвета. Изредка встречается зелёный и синий…выполнялись вышивки шерстяными и реже шелковыми нитями. Сюжеты и цвет нитей связаны с верованиями народа, который отражает культ солнца.Широкое распространение получило известное представление солнца в виде скачущего коня с всадником, часто сопровождающимся женской фигурой олицетворяющимся женской фигурой, олицетворяющей богиню земли, или в виде изображения коня с причудливо процветшим хвостом с необычными атрибутами седока.Весеннее солнце воссоздаётся также по-разному: то в виде фантастической жар птицы с золотыми опереньями, расположенной по сторонам жертвенника или цветущего куста4 то в виде «златорукой» мужской фигуры с крюкообразно загнутыми вверх и вниз руками, окружённой жертвенниками, то виде золотого кольца, доставляемого на землю птицами.С культом огня связаны сюжеты с изображениями двуглавой птицы-орла, олицетворявшей бога-громовника и фантастического огненного змея или дракона.Русская народная вышивка , несмотря на очевидные различия приемов исполнения и характерные особенности орнамента каждой области, объединяется в три большие группы: северную, центральную и южную. Для всех районов распространения русской народной вышивки в равной мере характерно применение геометрического, растительного, и изобразительного орнамента. Художественная же трактовка мотивов и сюжетов во многом зависела от технических приемов выполнения вышивки, которыми в совершенстве владели народные мастерицы каждой местности. Эти традиционные приемыбыли выработаны постепенно, в течение целого ряда столетий многими поколениями местных вышивальщиц, которые бережно хранили характерные особенности своей местности, постоянно обогащая и развивая их. Тверская вышивка относится по своему типу к большой центральной группе. В нее также входят Владимирская, Московская, Ивановская, Ярославльская, Костромская и Нижегородская вышивки. Эти вышивки сочетали в себе характерные особенности русских народных вышивок севера и юга России, к которым относятся счетные и свободные швы. Однако и варианты приемов выполнения общеизвестных швов, и трактовка традиционных мотивов имели свои характерные черты в каждой местности...

Мы познакомились с особенностями Тверской вышивки. Многие могут из вас выбрать, что-то из сегодняшнего материала и использовать этот материал для правильного оформления своей творческой работы.

                                         (показ слайдов №-20,21)

Один из видов счётных швов, которые использовали творческие мастерицы мы сейчас назвали. Несколькими видами мы с вами уже знакомы,  это вышивание крестом. Какие материалы, инструменты и приспособления вам будут нужны для вышивки? (ответы детей).Что такое канва? Виды канвы? (ответы детей). Мы знаем с вами, что в вышивке используют натуральные, искусственные, синтетические, смешанные нити. Мы с вами используем хлопчатобумажные нити-мулине.

(вспоминаем правила поведения и меры предосторожности за вышиванием)

                                              (слайды №22-23)                        

Учитель: -Вспомним технику выполнения вышивки «крестом».Крест выполняется двумя перекрещивающими диагональными  стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы  протяжки ниток в пределах  трёх клеток. Выполняя швом «крест» декоративные изделия, необходимо помнить , что эстетичность вида изделий зависит от чистоты работы. Крест можно вышивать снизу вверх, сверху вниз, по вертикали, по диагонали

-Сейчас я вам предлагаю выполнить фрагмент тверской вышивки в технике вышивки «крестом»

                                      (слайды №  24,25,26)      

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ  (слайды   №27-32) 

          Инструктаж по технике безопасности.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками.

1. Ответ учащихся: 
1. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.
2. Не шить ржавой иглой. 
3. Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец. 
4. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе. 
5. Передавать ножницы кольцами вперед. .

2. Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой.
Прижмите большим обручем канву к меньшему.
Подтяните винт.
.Натяните канву.

2. Выполняют запяливание.

3. Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок. Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами.
В другом случае конец нити взять в руку и отмерить расстояние до подбородка. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити.

3. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити.

4. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом.
Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.

4. Подрезают нить под углом, вдевают нить в иглу в два сложения.

5. В вышивке на рабочей нити никогда не делают узелки. Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть аккуратной и чистой. Нить закрепляется на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться вышивка.
Выполните небольшой стежок в начале работы, протяните нить, оставляя на лицевой поверхности кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.

5. Закрепляют нить на канве.

6. На экране слайд № 24-25, : эскизы тверской вышивки.
Обратите внимание на цвет, используемых ниток.

6. Выполняют простой крест по горизонтали снизу вверх.

7. Работают красными нитями.

                         

                  Предупреждение о возможных ошибках:

  1. Демонстрация приемов выполнения швов.

  2. Выполнение учащимися практической работы.  

  3. Целевые обходы рабочих мест учащихся по выявлению:
  1. соблюдения правил по технике безопасности;
  2. правильности выполнения приемов вышивания;
  3. самостоятельности выполнения работ;
  4. сбор материала для заключительной части урока

 Итоги урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Чему вы научились на уроке?

1. Узнали особенности тверской вышивки.

2. Вышивать простым крестом.

2. Каким образом выполняют простой крест?

3. По горизонтали – сверху вниз, снизу вверх. По диагонали. По вертикали – отдельными рядами: сверху вниз, снизу вверх.

4. Что было трудно?

4. Из множества рисунков выбрать свой и успеть его вышить.

5. Что интересного было на уроке?

5. Показ слайдов, узнали историю родного края.

6. Зачем вам нужен этот урок?

6. Можно выбрать «тверскую вышивку» темой творческого проекта, и мы посмотрели по слайдам его оформление.

       

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

1.Проанализировать практические работы учащихся;

2.Рассмотреть типичные ошибки, их причины, способы устранения;

3.Вопросы к учащимся:

4.Задание к следующему уроку;

5.Уборка рабочих мест.

                         Общие выводы по уроку.

Особенностью творческого урока «технология» является то, что учащиеся выполняют различные творческие проекты.
Результатом выполнения творческого проекта  предоставляется  реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне, в дальнейшем    способное стать товаром на рынке.
Вот некоторые готовые вышитые крестом изделия, выполненные ученицами после изучения темы -  слайды № 32-33.

                           

                                Используемая      литература.

1.Калмыкова Л.Э. Народное искусство тверской земли. Тверь, 1995.
2. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка тверской земли. Ленинград, 1981.
3. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы России. Москва, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока. Тема:"Снятие мерок. Правило работы с готовыми выкройками, их моделирование"

Конспект НОД в подготовительной группе«С математикой – в путь»        Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук. Закрепл...

Развлечение с элементами урока "Люблю тебя мой край родной!"

Развлечение с элементами урока "Люблю тебя мой край родной!". В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников, усвоения гуманистических, демократических и традиционны...

Конспект урока тема"Число .Письмо цифры "5"

Тип урока : Изучение нового материалаЦель:  Познакомить с числом и цифрой 5, образованием и составом числа 5. Упражнять детей в умении решать задачи в пределах 5-ти. Формировать навык письма...

«Нравственные уроки в народных сказках, драматизациях» (старшая группа) по теме: «В гостях у сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: формирование у детей нравственных качеств через восприятие русской народной сказки «Кот, петух и лиса».Задачи:Образовательные:- учить  детей  эмоционально  воспринимат...

Конспект на тему "Герб Воронежского края"

Районное методическое объеденение...