Методические рекомендации по работе с бумагой
материал по конструированию, ручному труду по теме

Немытова Ирина Васильевна

Методические рекомендации педагогам по работе с бумагой в технике оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_po_rabote_s_bumagoy_.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с бумагой

Дошкольники учатся выполнять поделки из бумаги. Из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть простыми И очень сложными. Складывание из бумаги - настоящее искусство. Называется оно оригами. Это японское слово. Ведь первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Слово оригами так и переводится  «Сложенная бумага». Это широко распространенная техника изготовления бумажных фигур животных, птиц, игрушек, не требующая каких либо особых украшений.

Изготовление поделок из бумаги увлекает детей, способствует развитию воображения, глазомера, художественного вкуса, конструктивного мышления, благотворно влияет на мелкую моторику рук, координацию движений.

Работа с бумагой заканчивается определенным результатом. Но чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявлять волю, терпение.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания и поощрение взрослого.

Необходимо' добиваться, чтобы выполненные поделки имели аккуратный, красивый вид, экономно расходовали материал. Обрезки бумаги использовать для украшения поделок, складывать их в специальные коробки.

Необходимо познакомить детей с такими особенностями бумаги, как толщина, гладкая или шероховатая поверхность, подчеркнуть: бумага различных расцветок дает возможность создавать выразительные поделки. Работа с бумагой проводится 1 раз в неделю в свободное от занятий время по подгруппам в 8-12 человек. Цель - закрепление навыков, приобретенных на занятиях по ручному труду.

Для того, чтобы успешно организовать работу, надо заранее определить ее содержание и объем, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности.

Весь программный материал условно разделен на циклы. Поделки одного цикла изготовляются по единой основе - выкройке. Воспитатель не только знакомит детей с техникой выполнения определенного вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать.

Такой принцип преподнесения материала дает возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки.

Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения».

Поделки:

  1. первого цикла: игрушки - забавы (бабочка, птичка, зайчик), лодка с парусом, стаканчик, шапочка, кошелек, корзиночка;
  2. второго цикла: рыбка, лебедь, лягушка;
  3. третьего цикла: двухтрубный пароход, петушок, квака-задавака;
  4. четвертого цикла: мышка, воздушный змей, птичка, петушок, кролик, гусь;
  5. пятого цикла: акула, пингвин, лебедь.

Основные приемы

Сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперек или по диагонали) так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных сторон. Сгиб проглаживают ребром ладони, а затем ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой.

Бумага для оригами должна иметь гладкую, матовую поверхность, она должна быть чистой, не мятой и достаточно прочной, чтобы не случилось разрывов. Цвет и рисунок бумаги должны конкретизировать образ и силуэт предмета  зеленое дерево и т.д.

Несложные приемы сгибания и складывания, безграничная фантазия людей способны творить ни на что не похожий, всем открытый, радостный, добрый, веселый бумажный мир.

Журнал. Народное творчество № 1 1995г. Журнал. Дошкольное воспитание №№ 6, 7 1995г.

Всегда поощряйте активность ребенка. Будет ли он сочинять собственные оригами, от нас это не зависит, это спонтанный акт, однако от нас зависит разовьется ли эта способность или угаснет. Очень внимательно относитесь к его первым творениям, не ищите в них недостатков, а пытайтесь увидеть воплощенные в них образы какими бы неказистыми они не показались на первый взгляд.

Главное, чтобы первые попытки творчества не прошли незамеченными. Помните: поощряя активность и поддерживая должный уровень трудности, вы помогаете развиться воле ребенка.

Никогда не спешите сделать за ребенка. Лучшая помощь - предложить ему решить похожую проблему, но полегче.

Твердо уясните себе, что вы играете с ребенком не как с малышом, а вместе ним, как равный партнер. Эта игра не совсем обычная, в ней либо выигрывают, либо оба проигрывают. Взрослый должен научиться слушать, объяснять и показывать, а так же «отшлифовывать» свою чуткость, чтобы не рвались тонкие взаимосвязи с ребенком.

Учитесь подстраиваться под своего маленького партнера, а уж за ним дело не станет.

Да, такая это необычная игра, где оба играют не против, а друг за друга.

Восточная мудрость гласит: "Не тени за ростки!" Подразумевается, когда посадил семечко, поливай его, рыхли землю, удобряй, пропалывай сорняки, но не пытайся заставить расти, потянув за росток, навсегда погубишь неокрепшие корни. Росток растет сам, по-своему, мы же, подобно хорошему садовнику создаем условия для роста.