Методические рекомендации кружковой работы Конструирование из бумаги в технике « Квиллинг» для детей комбинированной группы с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет) на 2013-2014 и 2014-2015 учебный год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
методическая разработка (старшая группа) по теме

Морозова  Елена Владимировна

По наблюдениям педагогов в настоящее время у многих детей наблюдается нарушения речевого развития. Российскими и зарубежными учёными доказано, что развитие речи напрямую зависит от степени развитости мелкой моторики рук. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_kruzhkovoy_rabote.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации кружковой работы

Конструирование из  бумаги в технике « Квиллинг»

для детей комбинированной группы  с тяжелыми нарушениями речи   (5-7 лет) на 2013-2014 и 2014-2015 учебный год.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад комбинированного вида № 142

(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 142) учебный год

                  Составил рекомендации: Морозова Елена Владимировна

Пояснительная записка.

                                    «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»          

 В.И.Сухомлинский

По наблюдениям педагогов в настоящее время у многих детей наблюдается нарушения речевого развития. Российскими и зарубежными учёными доказано, что развитие речи напрямую зависит от степени развитости мелкой моторики рук. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны.

Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Также механическое развитие руки находится в тесной связи с мышлением ребёнка.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Проанализировав различные материалы авторские разработки,  а также передовой опыт с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась  такой техникой обработки бумаги, как  бумажная филигрань – «квиллинг». Квиллинг – это простой и очень красивый вид художественного творчества, не требующий больших затрат.  Приемы работы в данной технике очень просты и детям доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (карандаш, ушные палочки, линейка с отверстиями разного диаметра…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров, а затем, при помощи полученных форм, создавать самые различные композиции. Квиллинг – увлекательное творчество  для детей и взрослых с эффектным результатом работы. К тому же она развивает мелкую моторику, глазомер, концентрацию, внимательность, усидчивость, воображение, помогает выработать художественный вкус. Творческие мероприятия формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.

На практике эти задачи реализуются мной через работу кружка  для детей « Детские фантазии». Предлагаемые рекомендации имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В процессе овладения техникой квиллинг ребенок развивается в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свои шедевры из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.  

Образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими навыками, умениями и знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, какие темы он проходит, сколько часов выделено на овладение той или иной темой. Перспективный план более подробно раскрывает поставленные задачи в результате решения, которых у ребенка формируются знания и навыки в художественном творчестве.

Кружковая работа «Детские фантазии» предназначена для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет, и рассчитана на 2 год обучения.

Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования «Детские фантазии»  проводится во вторую половину дня 2 раза в неделю (понедельник, среда), 8 раз – в месяц.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей –

1 академический  час длительностью не более 20-25 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10

Форма предоставления услуги  - подгрупповая.

Структура НОД[1]  может быть гибкой  и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.

Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

     

При разработке рекомендаций учитывала следующие принципы:

  • «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

“Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

 • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

 • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).  

 • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

 • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

                В работе использую различные методы и приемы:

1.Организационные:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

 • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

 • репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

 • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Цель кружковой работы - научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.

 Задачи кружка:

1. Развивающие: 

 • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

 • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

 • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

 • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

 • Развивать пространственное воображение.

2. Образовательные: 

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

3. Воспитательные: 

 • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

 • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. 

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

         Методическое обеспечение

1. Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Я постоянно знакомлю воспитанников с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

2. Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходимы разноцветные бумажные полоски одинаковой ширины, клей ПВА, картон белый и цветной, ушные палочки, линейки с отверстиями разного диаметра.

3. Инструменты:  зубочистка, стержень ручки, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

4. Дидактический материал: 

 - Использование учебных пособий, книг, презентаций.

- Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.

 - Творческие работы, стенды и т. д.

Ожидаемый результат:

К концу первого учебного года, дошкольники:

 – научатся различным приемам работы с бумагой;  познакомятся с искусством бумагокручения;

 – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус;

 – научатся следовать устным инструкциям;

 – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

К концу второго учебного года, дошкольники:  

– научатся различать 10-15 основных базовых формы  квиллинга;

– научатся читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

 – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

 – усовершенствуют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– закрепят  навыками культуры труда;

– закрепят  навыки работы в коллективе.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т.д.),

 Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Оценка качества знаний, результативности работы кружка:

 Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского художественного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Одним из важных средств поощрения и развития детского художественного

творчества являются разнообразные выставки. Отчетные выставки проходят один раз в квартал.

Таким образом:  

1. Конструируя из бумаги в технике  квиллинг, совершенствуется моторика рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие.

 2.  Квиллинг значительно влияет на формирование  таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.

3. С помощью этой техники совершенствуются трудовые умения ребенка, формируется культура труда.

4. Ребенок в процессе работы с бумагой создает игровую ситуацию на листе, используя готовые формы. Сам процесс  скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.

5.  Формирование у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.

6.  Квиллинг помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

7. С помощью квиллинга можно создавать элементы декорирования группы, оформление зала к утренникам, высокохудожественные композиции, украшения элементами  народного костюма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план на 2016/2017 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок»

Данный материал будет интересен старшим воспитателям, руководителям дошкольных учреждений....

Годовой календарный учебный график муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 6. на 2016-2017 учебный год

Годовой календарный учебный графикмуниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детского садаобщеразвивающего вида № 6.на 2016-2017 учебный год...

Календарный учебный график муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» на 2018 – 2019 учебный год

Календарный учебный график на учебный год является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, ...

Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» на 2018 – 2019 учебный год.

Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени для проведения организованной образовательной деятельности по реализации О...

Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год

Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год определяет содержа...

«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»

laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...