методические рекомендации по работе с детьми в сенсорной комнате
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Сабирова Маргарита Михайловна

В рекомендациях использованны материалы по работе с детьми в сенсорной комнате, способствующие всестороннему развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii.docx876.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное            учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности  
по физическому развитию детей

Методические рекомендации

К проекту

Подготовила

Воспитатель:

подготовительной «Б» группы

Сабирова  М. М.

«У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим».

                                                                                          Жан Жак Руссо

«Так устроен мир, что человек каждую секунду своей жизни осуществляет выбор».

Мария Монтессори

Введение

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь, двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей, самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.

Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор.

Выбор без страха — всегда наилучший для себя и для окружающих. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это - самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат. Если результат не нравится, можно просто изменить выбор. Из всего этого следует понимание взрослыми своей роли и своих задач по отношению к детям.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие).

Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми.

Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Цели проекта:

–расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.

 -снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

-активизация различных функций центральной нервной системы за счет  обогащенной мультисенсорной среды.

Задачи:

1. Теоретическая:
- осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих детям .

2. Методическая: на основе проведенного теоретического анализа детей подобрать и разработать упражнения для программы.

3. Практические:
- сформировать у ребенка представления об окружающем мире;
-развить зрительные, слуховые и тактильные ощущения;
- развить сенсомоторные навыки;
-осуществить стимуляцию воображения ребенка;
-осуществить коррекцию внимания;
-осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Блок деятельности:

Коррекционно-развивающее занятие состоит из нескольких этапов.

Первый этап

-создание настроя на совместную  работу;

  1. Разминка и упражнение на снятие волнения, напряжения;

Второй этап

-рассказывание и проигрывание фрагментов, их анализ, сопоставление с реальной жизнью.

Третий этап

-подведение итогов общения;

-обобщение приобретенного опыта;

(Что понравилось? Что не понравилось? Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться?)

Условно оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Ребенок, лежа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Главнейшей задачей педагога является

повышение уровня здоровья детей, совершенствование памяти, формирование речи и навыков чтения; т.е. обеспечить получение ребёнком необходимых знаний для плавного перехода из д/с в школу.

Волнение, стресс, невозможность сосредоточиться - все эти состояния «души и тела», к сожалению знакомы не только взрослым, но и детям.  Специально разработанное оборудование сенсорной комнаты помогает детям научиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье.

Для каждого ребенка общение в сенсорной комнате являются откликом на его внутренне стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка. В нашем учреждении МДОАУ ДС  «Белочка» уже второй год функционирует  сенсорная комната, в которой мы  проводим свои интересные путешествия.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их  чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений»  предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

В отличие от традиционных методов педагогической  коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов:

  1. Ковер “Звездное небо” (настенный)  завораживает эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет.
  2. «Звездный дождь»- водопад из огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные “звездочки”. Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
  3. Звукоактивированный контроллер «Бегущие огни» - контроллер, управляющий набором прожекторов. Прожектора переключаются с постоянной, но регулируемой скоростью или, же от звука (акустический режим).
  4. Настенное небьющееся зеркало «Отражение»- безопасное акриловое зеркало для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок. В паре может использоваться, как зеркальный уголок.
  5. Мягкие пуфики и кресла для релаксации.

Специально разработанные упражнения помогают детям постепенно осваивать приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учиться снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими.

За это время работы я поняла, как важно для детей правильно усваивать программу без ущерба для здоровья, а также грамотно подойти к подбору игр и упражнений для сенсорного стимулирования.

Актуальность проблемы заключается в том, что не все дети усваивают программу д/с на должном уровне в связи с ослабленным здоровьем. Данный проект развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность.

 Методические рекомендации.

Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «звёздным небом», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для детей.  

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  1. стимулирует все сенсорные процессы;
  2. создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  3. возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
  4. корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  5. развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:

  1. самостоятельную реабилитационную процедуру;
  2. способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям;
  3. средство оптимизации реабилитационного процесса.

Получение ребёнком знаний в процессе оздоровительно-развивающей деятельности является особо важным в нашей профессии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по работе с детьми дома

Данные рекомендации помогут родителям правильно организовать  работу по развитию речи в домашних условиях....

Методические рекомендации по работе с детьми, пребывающими с Украины

Для родителей, прибывающих с Украины предоставлена информация по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования...

Методические рекомендации. Оздоровительная работа с детьми среднего возраста в детском саду

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в б...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности"

В данной статье не рассматриваются цели, задачи и методика работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспита...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

"Формирование основ безопасного поведения в быту"....

Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития.

Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития для воспитателей....