Программа дополнительного образования "Умелая иголочка"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Яблушевская Наталья Николаевна

Обучающая программа по вышивке для детей 5-7 лет. Разработана  на основе методического материала Новиковой И.В. "Обучение вышивке в детском саду", программа рассчитана на 34 ч.занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyshivka.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение № 131

Утверждена:

на заседании  Методического

объединения ДОУ № 131

«___»______2011г. протокол №___

Заведующая________И.В.Денисенко

        

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Умелая  иголочка»

(обучающая программа по вышивке

для детей 5-7 лет)

                                                                               Тип программы: модифицированная

                                                               Срок реализации: 1 год

                                                      Возраст воспитанников: 5 - 7 лет

                                                         Автор: Яблушевская Наталья Николаевна

                        педагог дополнительного образования

МДОУ № 131

Вторая квалификационная категория

ВВЕДЕНИЕ

Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно – прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.

Вышивка интересна и доступна  не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.  

  Организация данного обучающего  курса  на   базе ДОУ  в рамках дополнительного образования  является   особенно актуальным.   Ведь целю дополнительного образования  является  развитие творческой личности ребенка, чему особенно способствует, по мнению многих отечественных ученых (Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, А.П.Усова,Н.П.Сакулина и др) декоративно – прикладное искусство, неотъемлемой частью которого является вышивка.  

Начинать обучение детей вышивке следует в старшем дошкольном возрасте.  К этому моменту у ребенка  достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость,  без которых невозможно  выполнение ровных стежков в вышивке.  В то же время и сама вышивка стимулирует  развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего  обучения в школе.

Программа данного курса в объеме 34ч. рассчитана  на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия проводятся с подгруппами детей 4-6 человек, продолжительностью 30 минут, одно занятие в неделю, в течении года.

Занятия позволяют  детям познакомится с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Дети учатся вдевать нитку в иглу, закреплять нить на ткани; овладевают  техникой выполнения некоторых швов («вперед иголку», «вперед иголку в два приема», «перевив», «через край», «крестик»).

 Цель программы -  приобщение детей старшего дошкольного возраста  к русской народной культуре, развитие   художественно – творческих способностей ребенка посредством вышивки.

Цель достигается через следующие задачи:

Формировать: представление о различных техниках вышивания, особенностях русской народной вышивке (сюжеты, орнамент) ;

Обучать: основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия); технике выполнения  простейших  швов и шва «крестик»; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке;

Развивать: навыки ручной умелости; творческое мышление, воображение, фантазию, внимание; интерес к русскому народному творчеству.

 Воспитывать:  усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей;   воспитывать эстетический вкус  и умение радоваться  совместному творчеству.

Поставленные задачи реализуются через  практическую деятельность детей  при  наличии  следующих условий:

- для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия,

- наличие необходимого материала: пяльцы, нитки мулине и катушечные различных цветов, иглы с широким ушком, ножницы, ткань с полотняным переплетением, копировальная бумага, калька;

- светлое проветриваемое помещение;

Для сохранения и укрепления здоровья детей, в помещении необходимо соблюдать санитарно-гигиенический режим. Температура воздуха +18; +20 градусов, относительная влажность воздуха 30-70%. Световой режим, соответствующий на 1м.кв. приходится освещённость мощностью около 50Вт.

Для реализации поставленных задач планируется использование следующих  методов и приемов обучения:

- метод прямого воздействия (показ способов действия);

- наглядный метод (рассматривание; применение схем, инструкционных карт);

- исследовательский метод (обследование, сравнение, анализ, самостоятельный выбор);

-практический метод (планирование, действия с предметами);

- словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ,  художественное слово, краткое описание, объяснение);

-репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);

- игровой метод (привлечение  кукольных персонажей).

Результатом практической деятельности детей  будет являться овладение детьми определенными знаниями, элементарными трудовыми умениями и навыками  при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- переводят рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги;

- обведение шаблона фигуры на ткани;

 -вырезание фигуры из ткани по шаблону;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- завязывают узелок;

- шьют швами «вперед иголку», «вперед иголку в два приема», «перевив», «через край», «крестик»;

- закрепляют нить на ткани;

- делают бахрому на салфетке;

-экономно расходуют  материал;

-поддерживают  порядок  на рабочем месте;

- используют пооперационные карты;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;

- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

        

Формой контроля  уровня  развития  знаний и умений  по данному  курсу будет являться   педагогическая диагностика.

Итоги реализации программы  подводятся  следующими формами отчетности:

- выставки детских работ в ДОУ;

- творческий отчет педагога дополнительного образования на педсовете;

Структура программы содержит: пояснительную записку, тематический план, содержание курса, практические занятия,  перечень ключевых слов, список литературы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Темы занятий

Кол-во ч.

Всего

В том числе

теория

практика

1

«Сокровища старинного сундука»: знакомство с вышивкой как видом народного творчества

1

2

Вводное занятие: материалы и  инструменты, правила обращения с ними

1

3

Упражнения по основным приемам вышивки

1

4

«Поможем ежику перебраться через ручей»: обучение шву «вперед иголку»

1

5

Знакомство с пяльцами

1

6

Вышивка салфетки

3

7

Бахрома на салфетке как способ украшения изделия

1

8

Панно «Петушок и курочка» .Перевод рисунка на ткань

3

9

Сувенир. Знакомство со швом «вперед иголку» в два приема.

2

10

«История, которую рассказала пуговица».

1

11

«Цветочная поляна  пуговиц»: пришивание пуговиц  с двумя отверстиями способом «в прокол»

2

12

«Полотенце»: знакомство с русским народным орнаментом. Знакомство со швом  «перевив».

4

13

 «Волшебные крестики»

1

14

«Мешочек для всякой всячины»: выполнение горизонтального ряда крестиков.

2

15

«Прихватка для бабушки и мамы»: знакомство с вертикальным рядом крестиков.

4

16

«Фантазия»: вышивка салфетки по собственному замыслу.

4

17

«Мастера умелой иголочки»: выставка – презентация детских работ родителям.

2

Итого

34ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1: «Сокровища старинного сундука»: знакомство с вышивкой как видом народного творчества.

Рассматривание вышитых изделий - примеров народного творчества и работы педагога по дополнительному образованию, воспитателей, родителей, детей. Показ видеоряда иллюстраций.

Материалы: примеры изделий народного творчества, украшенные вышивкой; изделия, выполненные педагогом; иллюстрации на заданную тему.

Тема 2: Материалы и  инструменты, правила обращения с ними.

Организация рабочего места, уточнение знаний о видах ткани, видах нити, загадки об  иголке, нитках, ножницах, наперстке, игольнице, утюге; знакомство с правилами техники безопасности при работе с инструментами для вышивания, демонстрация  педагогом отмеривания нити заданной длины и вдевании ее в иглу.

Материалы: лоскутки различных тканей, иголки, нитки (мулине, шелковые, х/б), ножницы, наперсток, пяльцы.

Тема 3: Упражнения по основным приемам вышивки.

Демонстрация  педагогом отмеривания нити заданной длины и вдевании ее в иглу. Упражнение в отмеривании нити заданной длины, отрезание ее ножницами под острым углом, вдевании нити  в иглу, завязывание узелка.

Материалы: приложение – Сказка о принцессе Иголочке и Правила Иголочки, нити, иглы, ножницы.

Тема 4: «Поможем ежику перебраться через ручей»: обучение шву «вперед иголку».

Знакомство с понятиями «стежок» (использование загадки), «шов». Работа со схемой (прорисовывание шва) и выполнение шва «вперед иголку» на картонной модели. Овладение приемом закрепления нити на ткани.

Материалы: две полоски картона (каждому) с разметкой стежков шва «Вперед иголку»: на 1 полоске стежки верхнего шва и первый стежок нижнего шва выполнены фломастером, остальные стежки – простым карандашом, на полоске 2 точки разметки стежков проколоты шилом; изображение Ежика, перебирающегося по камушкам через ручей. Нитки мулине, ножницы, фломастеры, иглы.

Тема 5: Знакомство с пяльцами.

Знакомство с пяльцами (деревянные, пластмассовые, разной величины, крепления), демонстрация запяливания ткани, упражнение детей в запяливании ткани, обучение работе по пооперационной карте. Знакомство с правилами работы с пяльцами.

Материалы: пяльцы различных видов для демонстрации, пяльцы (каждому) 15 см.в диаметре,  лоскутки ткани (каждому) 20 на 20см., пооперационные карты (последовательность запяливания ткани).

Тема 6: Вышивка салфетки.

Рассматривание салфеток, вышитых швом «вперед иголку»,  анализ салфетки  и узора (форма салфетки,  цвет ткани, вид шва,  цвет нитки, расположение узора – в виде каймы, в центре  на  двух или четырех сторонах салфетки, украшение  салфетки  бахромой). Рисование эскиза салфетки  на клетчатой бумаге, точно выдерживая длину стежка (одна клеточка) и промежутков между ним.

Вышивка узора, состоящего из трех параллельных прямых линий, швом «вперед иголку».

Материалы: листы клетчатой бумаги, карандаши, лоскутки ткани размером 20 на 20 см.(каждому) с полотняным переплетением нитей (простынное полотно, лен) с разметкой узора для вышивки, нитки мулине двух цветов, игольница с иголками, ножницы. Образцы вышитых салфеток с разным подбором цвета ниток в узоре.

Тема 7: Бахрома на салфетке как способ украшения изделия.

Демонстрация украшения края салфетки бахромой. Выполнение бахромы детьми.

Материалы: салфетки, с выполненной детьми вышивкой, иголки (для выполнения бахромы).

Тема 8: Панно «Петушок и курочка». Перевод рисунка на ткань.

Знакомство с народным орнаментом: мотивы птицы в народной вышивке. Рассматривание иллюстраций с примерами. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.  Упражнение  в  самостоятельном переводе рисунка петушка или курочки  (схемы) на ткань. Работа с пооперационными картами. Упражнение в вышивании  швом «вперед иголку» по контуру изображения при вышивке заданной работы.

Материалы: иллюстрации с примерами мотивов птицы в народном орнаменте,  копировальная бумага (каждому), булавки, схемы  рисунка (на каждого), карандаши, пооперационные карты (последовательность перевода рисунка на ткань), нитки, иголки, ножницы.

Тема 9: Сувенир. Знакомство со швом «вперед иголку» в два приема».

Рассматривание образцов изделий, вышитых швом «вперед иголку в два приема», демонстрация  техники шва педагогом, прорисовывание  шва на картонной схеме, выбор рисунка на картоне (из предложенных: яблоко, бабочка, цветок, грибок), выполнение шва  детьми по контуру изображения  на схемах. Оформление вышитого изделия на картоне в виде сувенира, изготовление петельки на сувенир.

Материалы: образцы швов «вперед иголку» и «вперед иголку в два приема»; образцы изделий, вышитых швом «вперед иголку в два приема»; две полоски картона с разметкой стежков простым карандашом: на первой полоске шов «вперед иголку», на второй (каждому) – шов «вперед иголку в два приема»; образец сувенира; картонные круги с рисунком контурного изображения предложенных предметов с разметкой стежков, сделанной шилом; крышки от банки майонеза, в которой шилом сделаны два отверстия для петельки; нитки мулине, иглы, ножницы, фломастеры.

Тема 10: «История, которую рассказала пуговица».

Рассматривание пуговиц: знакомство с видами пуговиц (деревянные, пластмассовые, железные, с дырочками, на ножке). Художественное слово «История, которую рассказала пуговица».

Материалы: Приложение «История, которую рассказала пуговица», различные виды пуговиц.

Тема 11: «Цветочная  поляна пуговиц». Пришивание пуговиц с двумя отверстиями способом «в прокол». Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

Подготовка ткани к пришиванию пуговиц: обучение обведению шаблона цветка на ткани, вырезание фигуры, подбор пуговиц по цвету и форме.  Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Работа с пооперационными картами. Упражнение в действии.

Демонстрация приема пришивания пуговицы с четырьмя отверстиями  с использованием  модели пришивания пуговиц. Упражнение в действии.

Материалы: лоскутки ткани 15 на 15 см. (каждому), картонные шаблоны цветков, карандаши, ножницы, пуговицы, пооперационные карты (последовательность пришивания пуговицы к ткани с двумя и четырьмя отверстиями), модели пришивания пуговиц, нитки.

Тема 12: «Полотенце»: знакомство с русским народным орнаментом. Знакомство со швом  «перевив».

Беседа с детьми о народных умельцах, рассматривание иллюстраций с изображением предметов декоративно – прикладного творчества, украшенных вышивкой. Продолжить знакомство с народным орнаментом: символами воды, земли, солнца. Анализ   примера вышитого полотенца, предложенного педагогом.

Перевод рисунка на ткань. Демонстрация шва «перевив». Выполнение  узора полотенца швами «вперед иголку», «вперед иголку в два приема». Овладение техникой выполнения шва «перевив» при  вышивании знаков воды. Работа с пооперационными картами. Оформление края полотенца бахромой.

Материалы: иллюстрации с изображением предметов народного декоративно – прикладного творчества, украшенных вышивкой; иллюстрации с изображением символичных знаков народного орнамента; образец вышитого полотенца; копировальная бумага, карандаши, лоскутки ткани  для выполнения полотенец 20 на 30см. (каждому), схемы узоров для перевода на ткань, пооперационные карты (последовательность выполнения полотенца); иглы, нитки, ножницы.

Тема 13: «Волшебные крестики».

Уточнение и закрепление знаний о знакомых простейших швах при рассматривании изделий. Знакомство с техникой шва «крестик»: рассмотрение схемы, дорисовывание схемы выполнения горизонтального ряда крестиков на полоске из картона.  Демонстрация выполнения шва педагогом. Упражнение в вышивании ряда крестиков.

Материалы: образцы изделий, вышитых простейшими швами и крестиком; схемы и полоски из картона  с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков; лоскутки ткани (каждому) для выполнения образцов швов с разметкой в виде квадратиков для вышивки горизонтального ряда шва «крестик»; нитки мулине, иголки, пяльцы, ножницы.

Тема 14: «Мешочек для всякой всячины»

Анализ образца мешочка (форма, вид шва, сколько рядов крестиков, длина рядов, цвет нитки). Вышивание  ряда крестиков по разметке  на заготовке, выдергивание бахромы по верхнему и нижнему краю,  сложение вышитой заготовки пополам, лицевой стороной внутрь, сшивание боковых сторон мешочка по разметке, пришивание ленточки. Работа с пооперационными картами (последовательность выполнения мешочка).

Материалы: лоскутки однотонной ткани (каждому) с полотняным переплетением нитей размером 34 на 14 см.с нанесенной карандашом разметкой для вышивки в виде трех полосок, разделенных на квадраты; пооперационные карты, нитки мулине разного цвета, узкие ленточки длиной 20 см., образец мешочка, схемы узора, иглы, ножницы, пяльцы.

Тема 15: «Прихватка  для бабушки и мамы»: знакомство с вертикальным рядом крестиков. Обучению шва «через край».

Анализ образца прихватки, состоящей из основы и ткани с вышивкой (форма прихватки, качество ткани – основы). Демонстрация выполнения вертикального ряда крестиков. Выкраивание деталей прихватки, с помощью шаблона. Вышивки узора прихватки тремя вертикальными рядами крестиков.

Демонстрация шва «через край», сшивание деталей прихватки между собой швом «через край». Работа с пооперационными картами.

Материалы: лоскутки однотонной ткани (каждому) с полотняным переплетением нитей размером 10 на 10 см.с разметкой узора для вышивки в виде полосок, разделенных на квадраты; лоскутки более плотной несыпучей ткани (каждому) размером 12 на 12 см.для основы прихватки; маленькие образцы ткани, которая используется для прихваток; пооперационные карты (последовательность изготовления прихватки); тесемочки длиной 8 см.для петельки; нитки мулине разного цвета, образцы прихватки, схемы узоров, английские булавки, иголки, ножницы, пяльцы.

Тема 16: «Фантазия»: вышивка салфетки по собственному замыслу.

Самостоятельное планирование и выполнение работы по вышивке: выбор узора салфетки из предложенных вариантов (схема, изображение), выбор ткани, ниток, перевод рисунка на ткань, выбор видов вышивке (одного или несколько), выполнение вышивки, оформление работы.

Материалы: лоскутки ткани для салфеток, схемы узоров, копировальная бумага, английские булавки, карандаши, иглы, ножницы, нитки мулине различных цветов, образцы вышивок (для напоминания).

Тема 17:»Мастера умелой иголочки»: выставка – презентация детских работ родителям.

Подготовка работ к выставке, оформление демонстрационного стенда  педагога совместно с детьми. Выставка – презентация.

Материалы: изделия, выполненные детьми на занятиях и оформленные на стенде.

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

Бахрома

Вышивка

Запяливание

Иголка

Игольница

Изнаночная сторона

Кайма

Контур

Лицевая сторона

Лоскут

Наперсток

Ножницы

Нитка

Орнамент

Пуговица

Пяльцы

Стежок

Схема узора

Ткань

Узор

Шов

Шов «вперед иголку»

Шов «вперед иголку в два приема»

Шов «крестик»

Шов «перевив»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для педагога:

  1. Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [ Текст ]/ Авт.-сост.А.В.Белошистая, О.Г.Жукова.- М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка)
  2. Золотарева,А.,Терещук М. Особенности организации дополнительного образования дошкольников  [ Текст]/А.Золотарева, М.Терещук //Дошкольное воспитание, 2007.-№11.-с.76-83
  3. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Россйское пдагогическое общество, 1997
  4. Маврина, Е.А. Умелая иголочка [Текст]/ Е.А.Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009.-№10.-с.57-61
  5. Новикова,И.В. Обучение вышивке в детском саду [Текст]/И.В.Новикова; худож.М.В.Душин.- Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с.:ил. – (Детский сад:день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  6. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования  [Текст] / О.А.Соломенникова.- М.: « Мозаика – Синтез», 2006.-с.3-21,69-72
  7. Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента [Текст]/О.Тихонова // Дошкольное воспитание, 2004.-№3.-с.34-37

Для детей и родителей:

  1. Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [ Текст ]/ Авт.-сост.А.В.Белошистая, О.Г.Жукова.- М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка)
  2. Журналы «Современная вышивка крестом». – М.: ЗАО «Издательский дом «Бурда», 2005
  3. Лебедева, Л.И., Еременко Т.И. Десять маленьких друзей  [ Текст ] / И.Л.Лебедева, Т.И.Еременко. – М.:  Малыш,  1987
  4. Лебедева, Л.И., Еременко Т.И. Стежок за стежком [ Текст ] / И.Л.Лебедева, Т.И.Еременко. – М.:  Малыш, 1987
  5. Максимова, М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги [ Текст ] / М.Максимова, М.Кузьмина. – М.: Эксмо, 1997. – 96с.
  6. Фролова, Г.А. Я вышиваю крестиком [ Текст ]/ Г.А.Фролова. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,  2008. – 48с.: ил. (Мастерилка)
  7. Сычева Л.В.Вышивка / Л.В.Сычева. – Горно – Алтайск: МП «Альтернатива», 1991. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»

Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами ...

Программа дополнительного образования "Волшебная иголочка"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкружка дополнительного образования детей старшего дошкольного возрастаМуниципального дошкольного образовательного учреждения«Детский сад №10 «Серебряное копытце&raqu...

программа дополнительного образования "Волшебная иголочка"

Прграмма дополнительного образования "Волшебная иголочка"...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...