Комплекс игр и упражнений с песком для детей второй младшей группы "Волшебный песок"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Этот материал содержит комплекс игр с песком, способствующих развитию связанной речи, навыков конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Игры с песком направлены на развитие самопознания ребенка. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Здесь человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребёнка.
Использование в песочнице миниатюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет развивает социальные качества ребёнка. Он учится создавать свой собственный сюжет или подражает жизненным ситуациям.
В песочных картинах есть еще один важнейший психологический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.

  Человек, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребёнок переносит в реальность. Кроме этого существует мощный ресурс песочной терапии в рамках развивающей и коррекционной работы с ребенком.
  В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный» интеллект ребенка. Поэтому перенос традиционных развивающих и обучающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой - более эффективно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
  А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психологического состояния ребенка. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-психологического эффект. Причем этот эффект характерен не только для нормально развивающихся детей, но и детей с отклонениями в развитии.
Все вышесказанное указывает на то, что использование песочниц возможно и как самостоятельное направление в области психологии, так и дополнительное средство при обучении и воспитании.
  

Игры с песком помогают осуществить следующие цели и задачи в педагогической работе:

  развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

  снимают мышечную напряжённость;

  помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

  развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

  стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

  позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

  преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

  развивают творческие (креативные), действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

  совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

  способствуют расширению словарного запаса.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране — 
Ведь не место им в песке! 
Здесь нельзя кусаться, драться 
И в глаза песком кидаться! 
Стран чужих не разорять! 
Песок — мирная страна. 
Можно строить и чудить, 
Можно много сотворить: 
Горы, реки и моря, 
Чтобы жизнь вокруг была. 
Дети, поняли меня? 
Или надо повторить?! 
Чтоб запомнить и дружить!

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри — 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

  Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

  Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

  Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку.

Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.



Комплекс игр и упражнений с песком на улице для детей 2-ой младшей группы.

Период (месяц, неделя)

Название игры или тема занятия по конструированию из песка

Задачи

Оборудование и игровые материалы

Содержание

Июнь

1 неделя

«Чувствительные ладошки» 

Знакомство детей со свойствами песка, что можно делать на песке. Развитие тактильной чувствительности.

 Ёмкость с песком, сухой песок.

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). 
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Июнь

1 неделя

Упражнение «Песочный дождик» 

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок, открыв глаза, показывает этот палец.

Июнь

2 неделя

Упражнение "Необыкновенные следы". 

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. 
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, - "жучки здороваются").

Июнь

2 неделя

  «Археология». 

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей.

Песочница, игрушки, совочки.

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и расскажет о том, что он раскопал.

Июнь

3 неделя

  «Дорожки из песка». 

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Июнь

3 неделя

Игра «День рождения петушка»

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей.

Песочница, игрушки герои сказок, ёмкость для воды, цветы, лопатки, формочки

Сегодня у петушка день рождения. К нему придут в гости те животные, с которыми он встречался в сказках. Давайте вспомним, какие сказки про петушка мы знаем, и кто может прийти в гости к петушку (ответы детей). На песочнице появляются герои сказок (лягушка, медведь, кот и т.д.) Дети, а давайте теперь приготовим угощение для гостей петушка.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Июнь

4 неделя

Игра « Посмотрите, кто пришёл к нам в гости»

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей.

Песочница,   лопатки, формочки.

Предварительно из песка педагог делает фигуру какого-либо животного. Дети собираются вокруг песочницы и отгадывают загадку педагога.

Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
(Лягушка)

Педагог просит составить рассказ про этого животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям. Какого бывает цвета? Где живёт? Как кричит? Чем питается? Педагог предлагает детям сделать угощение для животного.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Июнь

4 неделя

Игра « Мой город?»

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей.

Песочница, игрушки г (машинки, человечки), заготовки надписей: детский сад., магазин, школа, цветы, лопатки, формочки.

Предварительно педагог делает постройки домов. Дети рассматривают постройки, описывают, что они видят. Педагог задаёт вопрос, а чего не хватает? (ответы детей). Педагог предлагает проложить дороги, построить мост, расставить жителей города.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Июнь

5 неделя

Упражнение «Нарисуй цветочек»

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

Детям предлагается ёмкость с зеркальной поверхностью и воронка. Из воронки надо насыпать песок, на поверхность, выполняя рисунок по показу педагога.

Июнь

5 неделя

Игра «В Гости киска к нам пришла»

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей.

Песочница,   лопатки, формочки.

Предварительно из песка педагог делает фигуру кота. Дети собираются вокруг песочницы и отгадывают загадку педагога.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Педагог просит составить рассказ про этого животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям. Какого цвета? Где живёт? Как кричит? Чем питается? Педагог предлагает детям сделать угощение для животного.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс общеразвивающих упражнений для детей второй младшей группы

Комплекс ОРУ без предметов №1.1. «Покажи ручки»И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки убрать за спину.Вып: «Где наши ручки?», «Вот!» — вынести руки вперёд, и.п. Пов:4-5 раз.2. «Маленькие — большие»И...

Конспект занятия-экспериментирования во второй младшей группе. «Песок. Свойства песка.»

Цель: познакомить детей со свойствами песка; формировать интерес к экспериментальной деятельности; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; учить доводить работу до конца. Форма проведени...

Картотека игр и опытов с водой, песком для детей второй младшей группы

Картотека игр и опытов с водой, песком для детей второй младшей группы...

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы...

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет ребенка!Думаете, что это не так? Вас одолевают сомнения? Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление.Дыхательна...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием кинетического песка для детей второй младшей группы.

Тема: «Пирог для Мишки».Колбасина Ирина НиколаевнаИнтегрируемые образовательные области:Доминирующая область - «Познавательное развитие».Сопутствующие области - «Речевое ...