конспект познавательного занятия "Детям о птицах"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Ганеева Фирюза Сагитовна

конспект занятия в старшей группе о зимующих, перелетных, кочующих птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detyam_o_pticah._konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

    Цель: рассказать детям о птицах, как живых существах, объяснить причину их перелетов. Научить отвечать на вопросы полными предложениями, правильно произносить звуки в словах. Способствовать  воспитанию заботливого отношения к природе.

      Учить детей мастерить поделки из бумаги в технике оригами, используя схему - пооперационную карту. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Словарная работа: насекомоядные,водоплавающие, кочующие

Материал: пооперационные карты –одна на двоих детей. На каждого квадрат черной бумаги 15*15 см, ножницы.

Предварительная работа: отгадывание загадок о птицах, заучивание стихов, песен; наблюдения на прогулке.

Пособия: обручи для игры, картины с изображением птиц, шапочки для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, какое сейчас время года? Какие изменения произошли в природе?

(Осенью дни становятся короче, ночи длиннее; солнце светит мало, идут дожди, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые. Птицы и животные готовятся к зиме)

Воспитатель: а почему стало мало птиц?

(Потому что насекомые исчезли, и часть птиц улетела на юг).

Воспитатель: А как называются птицы которые улетели? Каких перелетных птиц вы знаете?

(Такие птицы называются перелетными. Скворцы, журавли, грачи, стрижи, кукушки, ласточки и др.)

Воспитатель: С наступлением холодов, осенью начинается перелет птиц. Вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой.

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
улетели и грачи

Воспитатель: Ребята, о каких птицах написано в стихотворении? Да верно, о перелетных. Самыми первыми о нас улетаю быстрокрылые птицы. Это ласточки, стрижи, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. исчезают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, и поэтому  называются насекомоядными. Перечислите их

(Ласточки, стрижи, скворцы, жаворонки).

Воспитатель: В золотые осенние дни собираются к отлету журавли. Вот покружились они над родным болотом, собрались в косяки и потянулись в  теплые края. Впереди самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси  утки – когда замерзнут реки и озера. Эти птицы называются водоплавающими.

Какие птицы улетают первыми? Последними?

 (Первыми улетают насекомоядные, а последними водоплавающие).

Воспитатель: Не все птицы улетают на юг, есть птицы, которые остаются у нас зимовать. Как они называются?

(Зимующие).

Воспитатель: А каких зимующих птиц вы знаете? Перечислите их.

(Сорока, ворона, воробей, галка, голубь и др.)

Воспитатель :А почему они называются зимующими?

(Потому что зимуют в наших краях).

Воспитатель: Чем питаются зимующие птицы?

(Они питаются плодами рябины, семенами деревьев, семечками, а зимой люди их подкармливают, устраивают кормушки).

Воспитатель: Перечислите птиц, которых вы видите на иллюстрациях.

(дятел, сорока, ворона, воробей, галка, голубь и др).

Воспитатель: Есть еще одна группа птиц – это кочующие птицы. Названы они так, потому что перекочевывают к нам в леса. Это свиристели, снегири, синицы, чечетки. (Показ иллюстраций). Это птицы, которые меняют место своего обитания. Например, синицы у нас зимуют, а потом опять улетают в тайгу. Снегири, чечетки - обитают на севере. А почему они перекочевывают к нам? Как вы думаете?

(Потому что они привыкли к холоду, он могут добыть себе корм).

Воспитатель: Кто такие кочующие птицы? Перечислите их

(Это птицы, которые прилетают к нам зимовать. Свиристели, снегири, синицы, чечетки).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки.

Ты с модницей этой конечно знаком,

Вертушке на месте никак не сидится-

Все хвастает синим своим сюртуком-

И шапочкой синей гордится.

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам ныряет, крохи собирает.

Эта птица мирная, хоть и без квартирная,

Гнезда строить не мастак, приютится на чердак.

Станет солнце пригревать, любит птица ворковать.

Нет наряда голубей, чем у них у …

Эту птицу знают все –

Птица черная совсем.

Серый клюв торчит как палка,

Ходит птица вперевалку, для деревьев добрый врач

Наш любимый черный …

Подвижная игра «Птицы в гнездышках».

Все дети птицы (кочующие, перелетные, зимующие). На полу 3 «гнезда» по одному на каждый вид птиц. Под музыку дети «летают» по группе, по окончании музыки должны занять соответствующее  гнездо. 2-3 раза.

 

Воспитатель: А теперь ребята прчтут стихи про птиц.

Я – журавлик длинноногий,

Нас осталось так немного.

Мы не любим города,

Мы – где чистая вода,

Где озёра и лягушки,

Где зелёные опушки.

К югу улетаем мы

От мороза, от зимы.

 

Я – проворная синица,

Мне на месте не сидится,

Я мороза не боюсь,

Вместе с солнышком проснусь.

Загляну в твоё окошко,

Дай мне зёрнышек немножко.

Твоя помощь мне нужна,

Мне бы сала и зерна.

За добро благодарю:

Тебе песенку дарю.

 

Я – воробушек обычный,

К русской зимушке привычный,

Хоть свирепы холода,

Мне метели не беда,

Если ты кладёшь в кормушку

Хлеба вкусного краюшку.

Птицам крошек не жалей,

Станет другом воробей.

Я – большой и важный грач,

Для садов, деревьев – врач.

Собираю червяков

И вредителей – жуков,

Обхожу весь огород,

Но лишь осень подойдёт,

В теплый край я улечу,

В зиму холодно грачу.

 

Я – умнейшая ворона,

Мне бы царство и корону.                                                                                   

Хоть живу в своём гнезде,                                                                                    

Но бываю я везде.

Наблюдаю за людьми,

Их домами, их детьми.                                                                                         

Пусть считают любопытной,

Но найду кусочек сытный

Или попросту стащу,

Своих деток угощу!

Не расстанусь я с тобой

Даже лютою зимой!

 

Я – самая мирная птица,

Я сизый простой голубок!

Привык рядом с вами селиться,

Мне нравится ваш городок.

Прошу вас со мной поделиться,

Немного мне надо еды,

От вьюг на чердак бы укрыться,

Спасите меня от беды!

 

Улетают уточки

С тёплого болота,

Не боясь ни чуточки

Дальнего полёта.

Уточки-красавицы

Не выносят вьюгу,

Облаков касаются,

Улетая к югу.

 

Свил гнездо на крыше аист,

Люди птицам улыбались.

Если аист свил гнездо –

Значит, дому повезло.

К югу аист улетит,

Гонит птицу аппетит.

Он зовёт свою подружку:

«Там тепло и есть лягушки!»

 

Мы зовёмся «снегири»!

Наши грудки – цвет зари!

Прилетаем мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть полынь, рябина, клён,

Подорожник, вкусный лён.                                                                                   

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим!                                                                                                   

Я всем давно знакома.

Соседи мы с тобой.

Я – галка, не ворона.

Я хороша собой.

Привычен зимний холод

Для птицы городской,

Но страшен птице голод

Без помощи людской.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сесть за столы. Я научу вас делать птицу из бумаги в технике оригами. Перед вами расположены схемы - пооперационные карты, при помощи которых мы будем работать.

Объяснение и показ действий. Индивидуальный показ.

Анализ.

1.        2.

        

                                                                                                  4

3

5

        6

                                                          7

        

Конспект занятия

«Детям – о птицах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

конспект познавательного занятия по развитию речи для подготовительной группы...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект познавательного занятия "Зимующие птицы"

Материал занятия "Зимующие птицы" предназначен для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Речь пойдёт о птицах,зимующих в лесах иптицах,зимующими рядом с жильём человека.Ребята познакомя...

Конспект: познавательное развитие "Зимующие птицы" для детей средней возрастной группы

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект. Тема: "Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать". Для детей 4-5 лет....

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

Конспект познавательного занятия «Перелётные птицы»

Задачи: Образовательные: Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином&raqu...