Конспект: познавательное развитие "Зимующие птицы" для детей средней возрастной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Галкина Раиса Анатольевна

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект. Тема: "Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать". Для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_zimuyushchie_ptitsy.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность

Образовательная ситуация для средней группы

Тема: «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать»

Задачи:

1)  Создать условия для приобретения опыта:

- развития умения определять и различать зимующих птиц по характерным особенностям: внешний вид, поведение;

- развития умения работать с моделями, выявлять причинно-следственные связи (питание птиц);

- развития умения взаимодействовать в парах;

- расширения словарного запаса по теме.

2) Создать условия для:

- развития представлений о понятии «зимующие» птицы;

- развития представлений о видах питания зимующих птиц.

3) Создать условия для воспитания заботливого и доброжелательного отношения к зимующим  птицам

Ход образовательной ситуации

  1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивация детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

«На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.»

- Так кто же написал письмо? (Птицы.)

- А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

- Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

2. Актуализация знаний.

Дидактическая задача: актуализировать знания о зимующих птицах.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? 

- Каких зимующих птиц, вы знаете?

- Сегодня, как вы догадались, мы будем знакомиться с зимующими птицами. 

- Для этого нам нужно разделиться на пары. (По симпатии) 

- Я буду загадывать загадку про зимующую птицу, та пара, которая угадывает птицу, про неё и рассказывает. Согласны?

- Загадки: 1. «Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

- Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый…»   (Воробей)

- 2. «Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.»

- 3. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...»

(Снегири)

-  4.«Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.» (Синица)

- 5. Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления об образе жизни зимующих птиц (питание и др.);

2) формировать опыт под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его причины.

- Ребята, как будем описывать птиц? С чего начнём?

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

Дидактические задачи: 1) формировать представление об образе жизни зимующих птиц;

2)  познакомить с моделью описания зимующих птиц.

- Составим с вами план, по которому каждая пара будет описывать свою птицу. (Составление модели описания зимующей птицы: окрас, размер, клюв, когти, питание, повадки.)

Дети в паре самостоятельно по моделям описывают птицу.

- Воспитатель  дополняет ответы детей.

1.Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Питаются крошками и зернышками.

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

2. Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон, всегда выполняет роль сторожа, предупреждая, остальных об опасности. Питаются очистками и остатками пищи

3.Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

4. Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Любят есть кусочки сала.

5.Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Питаются остатками пищи человека.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений.

Дидактическая задача: умение применять получение представления самостоятельно.

       - Устали немножко отдохнём. Физкультминутка

- «Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.»

- Отдохнули, давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрим, кто, чем питается.

(Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.)

- Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На мольберте -5 -6 картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

6. Осмысление.

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Птицы нам приносят пользу. Зима - очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

«Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.»

- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в средней логопедической группе «У весны в гостях»

В занимательной игровой форме на занятии расширяется и активизируется словарный запас по теме  «Весна»....

Конспект познавательного занятия в средней логопедический группе "Моя малая родина".

Конспект познавательного занятия в средней логопедический группе. Тема "Моя малая родина"....

Конспект занятия по познавательному развитию "Незнайке мы подскажем - о профессиях расскажем" в средней возрастной группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением приемов развития критического мышления  по образовательной области "Познавательное развитие"  на тему "Незн...

Конспект ООД для детей средней возрастной группы Экскурсия в мини-музей ДОУ: «Удивительная красота узоров»

Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через знакомство с народными промыслами России, воспитывать чувство гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, ко...