Главные вкладки

    Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Ипатова Светлана Викторовна

    Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sayt.docx44.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №156 «КАЛИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

    ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. БАРНАУЛА

    Конспект интегрированного познавательного занятия

    «Зимующие птицы»

    «Покормите птиц зимой...»

    (старшая  группа)

    Ипатова Светлана Викторовна,       воспитатель

                                                                      Барнаул.

    Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе ДОУ

    «Зимующие птицы»

    «Покормите птиц зимой...»

                                             

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Цель: расширять представления детей о зимующих птицах.

    Образовательные задачи:- знакомить детей с зимующими птицами, особенностями их внешности.
    - продолжать формировать представления детей о взаимосвязи живой и
    неживой природы;

     -создание условий для раскрытия нравственного потенциала дошкольников,

    возможности для их самореализации.

    Развивающие задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, зрительное и слуховое внимание,  развивать навыки обобщения, сравнения..

    Воспитательные задачи: воспитывать стремление проявлять заботу о птицах зимой, формировать
    такие качества, как сочувствие и отзывчивость; дружеские взаимоотношения;

    Оборудование: интерактивая доска, лупы.

    Демонстрационный материал ; письмо от снеговика, картинки птиц,  Презентация «Зимующие птицы », учебный фильм  «Зимующие птицы ». 

    Раздаточный материал: перья птиц, камешки.

    Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание пальчиковой гимнастики, стихов.

    1. Организационный момент.

    Цель: установить эмоциональный контакт,  положительный настрой на предстоящую деятельность.

    Методические приемы: игра на установление эмоционального контакта, создание положительного настроя на предстоящую деятельность, сочетание игровой мотивации, наглядных, словесных и практических методов.

    Воспитатель: Дети, возьмемся за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь др. др. Поделитесь хорошим настроением.

    К тебе я обращаюсь, друг!

    Вставай скорее с нами в круг,

    Почувствуй радость и тепло,

    И как с друзьями хорошо!

    А теперь повторяйте за мной:

    «Пусть наша добрая улыбка

    Согреет всех своим теплом.

    Напомнит нам, как важно в жизни

    Делиться счастьем и добром

    И сейчас, наполненные добротой  и светлой улыбкой,  мы пойдем в удивительный мир знаний!

    Сегодня у нас много гостей. А гостям мы всегда рады. Поздоровайтесь с гостями.

    Пройдите на стулья.

    Воспитатель: Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела на столе письмо.  Я не знаю, кто его нам прислал? Оно не подписано. Вместо подписи загадка. А вы хотите узнать, кто нам прислал письмо?

    Тогда давайте вместе  отгадаем загадку:

    Морковкой нос,

    В руке метла,

    Боится солнца и тепла

                                                                                               (снеговик).

    Воспитатель читает письмо: (Слайд зима 1-2)

    «Здравствуйте, мои маленькие друзья!

    Наступила Зима - самое холодное время года. Пришли морозы. Замерзли водоемы.

    Земля покрылась снегом. Больше всего я  беспокоюсь  за моих друзей пернатых

    Это – самый трудный период в их жизни. Помогите, пожалуйста, моим друзьям пернатым пережить зиму!»

    Воспитатель: Ребята, кому  снеговик  просит помочь?  Кто такие пернатые?

    Дети: Это  Птицы

    Д/и: «Вопрос- ответ» (слайд №  4   )

    Воспитатель: 1Давайте выясним, кто же такие птицы?. (Птицы — это животные, приспособленные к полету, их передние конечности превращены в крылья, тело покрыто перьями)

    Воспитатель: 2Чем  птицы отличаются от других животных?  (клюв, крылья, перья)  

    K:\hello_html_28fc0838.jpg

    Воспитатель: 3. Для чего птице клюв?

    Воспитатель: 4. Зачем птице крылья?

    Воспитатель: 5Хотите узнать, зачем птицам перья?

     Тогда приступим с вами к исследованию пера.

    Исследование пера птицы: (Слайд № 5)

    1.«Как устроены перья у птиц» (Слайд № 6)                               

    1- Потрогайте перо. Обследуем  его пальчиками. 

    Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

    2- Интересно, легкое оно или тяжелое? 

    -Дети кладут на руку перо,  а на другую – камень.                                       

    Делают вывод перо – легкое.

    - Подуйте  на камень, затем на  перо. Что вы видите?

    - Камень не упал, а перо упало.

    Почему?

    -Оно легкое.

    - А за счет чего оно легкое?

    -  Я отстригу кончик  пера. Что видим?

     – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

    - Стержень пустой, Вот почему оно легкое.

    Туловище птицы густо покрыто перьями. Если бы перья были тяжелые, птица не смогла бы сидеть на ветках, ветки бы сломались. А ведь пернатые большую часть времени проводят на деревьях ( строят гнезда, спят, спасаются от врагов.

    - Давайте рассмотрим перо (опахало) с помощью  лупы.

    - Видите,  на перышке есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера. (схема пера,)

    Такая конструкция пера очень похожа на  застежку. Подскажите какую?

    Дети – молния.

    Эта конструкция пера  защищает птицу от непогоды: снега и дождя.

    Опыт с молнией. Если крючки  расцепляются, то птица клювом соединяет их. Вам приходилось видеть птицу, которая чистит себе перышки клювом? На самом деле птица своим клювом закрывает свои перья на замок.

    А какие перья лежат перед вами ещё?

    - Пуховые (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

    Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

    - Зачем такое перо птице?

    - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

    Вывод: Перья – это не только украшение птиц. Оперение играет очень важную роль в жизнедеятельности птиц. Во-первых, пух и перья сохраняют тепло, поэтому многие птицы зимуют даже в очень суровых условиях Севера. Во-вторых, перья защищают  птиц от холода, сырости и ветра, и препятствуют потере тепла.

    Если сейчас мы посмотрим в окно, каких птиц мы увидим?

    Дети: Зимующих.

    В: А вы хорошо знаете зимующих птиц? (да)

    В: Тогда давайте поиграем в игру «Зимующие и перелетные»

    2.Дидактическая игра « Зимующие и перелетные.» (Макет деревьев: зимнее и весеннее) ( Воспитатель, участвуя в игре, делает ошибку намеренно. Дети должны заметить ошибку и обосновать .)

    В: У вас  на столе лежат картинки  птиц. Возьмите одну. Вспомните, как  называется  эта птица. Подумайте и решите,  на какое дерево  она полетит и сядет.

     (дети выполняют задание).

    Проверка задания:

    Давайте посмотрим на весеннее дерево с листочками.

    -Какие птицы сидят на нем?( перелетные)

    Где сейчас перелетные птицы? Почему мы не видим их на зимней прогулке?

    -Почему они улетели?

    А сейчас рассмотрим птиц, сидящих на зимнем дереве.

    -Какие птицы сидят на нем?

    Воспитатель: Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (выслушать ответы детей)

    Зимующие птицы питаются, ягодами, семенами. шишками  и могут даже зимой найти себе

    пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!
     Молодцы! Хорошо знаете зимующих птиц.

    Чтобы еще больше узнать о жизни птиц зимой, я предлагаю посмотреть о них фильм.

    3.Просмотр фильма о зимующих птицах.

    4. Физминутка. Ритмическое упражнение «Птички»

    К нам синички прилетели, (Машем руками, изображая крылья)

    На ладошки дружно сели, (Показываем ладошки).

    Стали семечки клевать

    И тихонько напевать. (Стучим пальчиками по ладошкам).

    Мы погладим нежно птичек, (Гладим ручки со всех сторон.)

    И отпустим невеличек. (Встряхиваем руками).

    5. Беседа по фильму.

    -О каких птицах вы посмотрели фильм?

    -Назовите птиц, которых вы увидели в фильме.

    -О какой новой птице вы узнали из фильма? ( сойка)

    -Как живется птицам зимой? ( с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом). Как вы думаете, каким?

    Дети- (Они ищут корм)

    Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают птицы с солнышком и целый день ищут себе еду.

    -Помните,  в письме снеговик просил нас помочь пернатым пережить зиму?

     Что для этого мы должны делать? ( кормушки, корм насыпать в кормушки каждый день!) Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц, чтобы помочь им выжить.

    Предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Покорми птицу».

    6.  «Покорми птицу»(Слайд 6-11)

    Воробей

    Чик-чирик!

    К зернышкам прыг!

    Клюй,не робей!

    Кто это?

    Снегирь –

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зёрнышки клевать,

    С первым снегом на рябине Он появится опять. 

    Свиристель.

    Что за птицы расписные?

    Хохолки у них смешные.

    На рябину птицы сели А зовут их - (Свиристели.)

    Дятел.

    Черный жилет, красный берет,

    Хвост как упор, нос как топор. 

    Все время стучит, 
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит.
    Клест-

    Кто зимой средь хвойных веток

    В феврале выводит деток?

    Необычный клюв - крестом,

    Птичку ту зовут ... 

    Ответ: Клестом

    Синичка-

    На кормушку к нам зимой

     Прилетает птица

    С жёлтой грудкой пуховой –

    Шустрая …синица

     Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика

    Молодцы! С этим заданием справились.

     Воспитатель: Пора от слов перейти к делу и приготовить угощение для наших пернатых друзей. Да непростое, а праздничное. ( демонстрирую образец с салом и хлебом)

    7Изготовление угощения для птиц.

    Воспитатель показывает поэтапное изготовление угощения для птиц

    Приступаем к самостоятельной работе.

    Воспитатель: Вот и готово угощение для птиц. Бежим на прогулку корить птиц. Отведают они наше угощение, полетят и расскажут др. птицам о том, какие добрые ребята растут в д/с «Калинка» То- то забот у нас прибавится!

    Постарались вы, ребята,

     Знаю, птицы будут рады!

    8 Рефлексия.                                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.

              «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...

    КОНСПЕКТ интегрированного познавательного занятия на тему: «Дикие животные» 2 мл. группа

    Конспект познавательного занятия с элементами математики для детей младшего дошкольного возраста. Развивает любознательность, познавательный интерес, обогащает знания по теме дикие животные. Упражняем...

    Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада с применением здоровьесберегающих технологий

    Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе детского садас применением здоровьесберегающих технологий  Тема:  «Пушистый урок» Задачи:·...

    Конспект интегрированного познавательного занятия по разделу «КОСМОС » Тема занятия: «Таинственная вселенная»

    Дети дошкольного возраста очень любознательный и увлекающийся народ, многое хотят знать о космосе, о планетах, им интересны загадки Вселенной.Почему Земля круглая? Сколько звезд на небе? Далеко ли до ...

    Конспект интегрированного познавательного занятия по разделу «КОСМОС » Тема занятия: «Таинственная вселенная»

    Интегрированное познавательное занятие из цикла « Космос» с использованием  мультимедийной презентации.ТЕМА занятия  « Таинственная вселенная»Цель: обогатить и систематизировать  предст...

    Познавательное занятие по теме "Покормите птиц зимой!" в 1 младшей группе Детский сад №54 МКДОУ УКМО

    Познавательное занятие по развитию речи по теме "Покормите птиц зимой" в 1 младшей группе Детский сад №54 МКДОУ УКМО...

    конспект интегрированного музыкального занятия в старшей группе "волшебница зима".

    цель:воспитание в детях чувство красоты природы по средствам восприятия музыки....