Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ипатова Светлана Викторовна

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx44.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №156 «КАЛИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. БАРНАУЛА

Конспект интегрированного познавательного занятия

«Зимующие птицы»

«Покормите птиц зимой...»

(старшая  группа)

Ипатова Светлана Викторовна,       воспитатель

                                                                  Барнаул.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе ДОУ

«Зимующие птицы»

«Покормите птиц зимой...»

                                         

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: расширять представления детей о зимующих птицах.

Образовательные задачи:- знакомить детей с зимующими птицами, особенностями их внешности.
- продолжать формировать представления детей о взаимосвязи живой и
неживой природы;

 -создание условий для раскрытия нравственного потенциала дошкольников,

возможности для их самореализации.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, зрительное и слуховое внимание,  развивать навыки обобщения, сравнения..

Воспитательные задачи: воспитывать стремление проявлять заботу о птицах зимой, формировать
такие качества, как сочувствие и отзывчивость; дружеские взаимоотношения;

Оборудование: интерактивая доска, лупы.

Демонстрационный материал ; письмо от снеговика, картинки птиц,  Презентация «Зимующие птицы », учебный фильм  «Зимующие птицы ». 

Раздаточный материал: перья птиц, камешки.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание пальчиковой гимнастики, стихов.

  1. Организационный момент.

Цель: установить эмоциональный контакт,  положительный настрой на предстоящую деятельность.

Методические приемы: игра на установление эмоционального контакта, создание положительного настроя на предстоящую деятельность, сочетание игровой мотивации, наглядных, словесных и практических методов.

Воспитатель: Дети, возьмемся за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь др. др. Поделитесь хорошим настроением.

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг,

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

А теперь повторяйте за мной:

«Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом.

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром

И сейчас, наполненные добротой  и светлой улыбкой,  мы пойдем в удивительный мир знаний!

Сегодня у нас много гостей. А гостям мы всегда рады. Поздоровайтесь с гостями.

Пройдите на стулья.

Воспитатель: Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела на столе письмо.  Я не знаю, кто его нам прислал? Оно не подписано. Вместо подписи загадка. А вы хотите узнать, кто нам прислал письмо?

Тогда давайте вместе  отгадаем загадку:

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца и тепла

                                                                                           (снеговик).

Воспитатель читает письмо: (Слайд зима 1-2)

«Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Наступила Зима - самое холодное время года. Пришли морозы. Замерзли водоемы.

Земля покрылась снегом. Больше всего я  беспокоюсь  за моих друзей пернатых

Это – самый трудный период в их жизни. Помогите, пожалуйста, моим друзьям пернатым пережить зиму!»

Воспитатель: Ребята, кому  снеговик  просит помочь?  Кто такие пернатые?

Дети: Это  Птицы

Д/и: «Вопрос- ответ» (слайд №  4   )

Воспитатель: 1Давайте выясним, кто же такие птицы?. (Птицы — это животные, приспособленные к полету, их передние конечности превращены в крылья, тело покрыто перьями)

Воспитатель: 2Чем  птицы отличаются от других животных?  (клюв, крылья, перья)  

K:\hello_html_28fc0838.jpg

Воспитатель: 3. Для чего птице клюв?

Воспитатель: 4. Зачем птице крылья?

Воспитатель: 5Хотите узнать, зачем птицам перья?

 Тогда приступим с вами к исследованию пера.

Исследование пера птицы: (Слайд № 5)

1.«Как устроены перья у птиц» (Слайд № 6)                               

1- Потрогайте перо. Обследуем  его пальчиками. 

Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

2- Интересно, легкое оно или тяжелое? 

-Дети кладут на руку перо,  а на другую – камень.                                       

Делают вывод перо – легкое.

- Подуйте  на камень, затем на  перо. Что вы видите?

- Камень не упал, а перо упало.

Почему?

-Оно легкое.

- А за счет чего оно легкое?

-  Я отстригу кончик  пера. Что видим?

 – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Стержень пустой, Вот почему оно легкое.

Туловище птицы густо покрыто перьями. Если бы перья были тяжелые, птица не смогла бы сидеть на ветках, ветки бы сломались. А ведь пернатые большую часть времени проводят на деревьях ( строят гнезда, спят, спасаются от врагов.

- Давайте рассмотрим перо (опахало) с помощью  лупы.

- Видите,  на перышке есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера. (схема пера,)

Такая конструкция пера очень похожа на  застежку. Подскажите какую?

Дети – молния.

Эта конструкция пера  защищает птицу от непогоды: снега и дождя.

Опыт с молнией. Если крючки  расцепляются, то птица клювом соединяет их. Вам приходилось видеть птицу, которая чистит себе перышки клювом? На самом деле птица своим клювом закрывает свои перья на замок.

А какие перья лежат перед вами ещё?

- Пуховые (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

- Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

Вывод: Перья – это не только украшение птиц. Оперение играет очень важную роль в жизнедеятельности птиц. Во-первых, пух и перья сохраняют тепло, поэтому многие птицы зимуют даже в очень суровых условиях Севера. Во-вторых, перья защищают  птиц от холода, сырости и ветра, и препятствуют потере тепла.

Если сейчас мы посмотрим в окно, каких птиц мы увидим?

Дети: Зимующих.

В: А вы хорошо знаете зимующих птиц? (да)

В: Тогда давайте поиграем в игру «Зимующие и перелетные»

2.Дидактическая игра « Зимующие и перелетные.» (Макет деревьев: зимнее и весеннее) ( Воспитатель, участвуя в игре, делает ошибку намеренно. Дети должны заметить ошибку и обосновать .)

В: У вас  на столе лежат картинки  птиц. Возьмите одну. Вспомните, как  называется  эта птица. Подумайте и решите,  на какое дерево  она полетит и сядет.

 (дети выполняют задание).

Проверка задания:

Давайте посмотрим на весеннее дерево с листочками.

-Какие птицы сидят на нем?( перелетные)

Где сейчас перелетные птицы? Почему мы не видим их на зимней прогулке?

-Почему они улетели?

А сейчас рассмотрим птиц, сидящих на зимнем дереве.

-Какие птицы сидят на нем?

Воспитатель: Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (выслушать ответы детей)

Зимующие птицы питаются, ягодами, семенами. шишками  и могут даже зимой найти себе

пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!
 Молодцы! Хорошо знаете зимующих птиц.

Чтобы еще больше узнать о жизни птиц зимой, я предлагаю посмотреть о них фильм.

3.Просмотр фильма о зимующих птицах.

4. Физминутка. Ритмическое упражнение «Птички»

К нам синички прилетели, (Машем руками, изображая крылья)

На ладошки дружно сели, (Показываем ладошки).

Стали семечки клевать

И тихонько напевать. (Стучим пальчиками по ладошкам).

Мы погладим нежно птичек, (Гладим ручки со всех сторон.)

И отпустим невеличек. (Встряхиваем руками).

5. Беседа по фильму.

-О каких птицах вы посмотрели фильм?

-Назовите птиц, которых вы увидели в фильме.

-О какой новой птице вы узнали из фильма? ( сойка)

-Как живется птицам зимой? ( с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом). Как вы думаете, каким?

Дети- (Они ищут корм)

Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают птицы с солнышком и целый день ищут себе еду.

-Помните,  в письме снеговик просил нас помочь пернатым пережить зиму?

 Что для этого мы должны делать? ( кормушки, корм насыпать в кормушки каждый день!) Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц, чтобы помочь им выжить.

Предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Покорми птицу».

6.  «Покорми птицу»(Слайд 6-11)

Воробей

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй,не робей!

Кто это?

Снегирь –

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине Он появится опять. 

Свиристель.

Что за птицы расписные?

Хохолки у них смешные.

На рябину птицы сели А зовут их - (Свиристели.)

Дятел.

Черный жилет, красный берет,

Хвост как упор, нос как топор. 

Все время стучит, 
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
Клест-

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут ... 

Ответ: Клестом

Синичка-

На кормушку к нам зимой

 Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой –

Шустрая …синица

 Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика

Молодцы! С этим заданием справились.

 Воспитатель: Пора от слов перейти к делу и приготовить угощение для наших пернатых друзей. Да непростое, а праздничное. ( демонстрирую образец с салом и хлебом)

7Изготовление угощения для птиц.

Воспитатель показывает поэтапное изготовление угощения для птиц

Приступаем к самостоятельной работе.

Воспитатель: Вот и готово угощение для птиц. Бежим на прогулку корить птиц. Отведают они наше угощение, полетят и расскажут др. птицам о том, какие добрые ребята растут в д/с «Калинка» То- то забот у нас прибавится!

Постарались вы, ребята,

 Знаю, птицы будут рады!

8 Рефлексия.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.

          «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада с применением здоровьесберегающих технологий

Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе детского садас применением здоровьесберегающих технологий  Тема:  «Пушистый урок» Задачи:·...

Конспект интегрированного познавательного занятия по разделу «КОСМОС » Тема занятия: «Таинственная вселенная»

Дети дошкольного возраста очень любознательный и увлекающийся народ, многое хотят знать о космосе, о планетах, им интересны загадки Вселенной.Почему Земля круглая? Сколько звезд на небе? Далеко ли до ...

Конспект интегрированного познавательного занятия по разделу «КОСМОС » Тема занятия: «Таинственная вселенная»

Интегрированное познавательное занятие из цикла « Космос» с использованием  мультимедийной презентации.ТЕМА занятия  « Таинственная вселенная»Цель: обогатить и систематизировать  предст...

Познавательное занятие по теме "Покормите птиц зимой!" в 1 младшей группе Детский сад №54 МКДОУ УКМО

Познавательное занятие по развитию речи по теме "Покормите птиц зимой" в 1 младшей группе Детский сад №54 МКДОУ УКМО...

конспект интегрированного музыкального занятия в старшей группе "волшебница зима".

цель:воспитание в детях чувство красоты природы по средствам восприятия музыки....

Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»

Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»Тема: зимующие и кочующие птицы.Цель: ознакомление детей с зимующими и кочующими ...