Влияние ручного труда на готовность ребенка к школе
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Моисеева Татьяна Владимировна

Данная статья раскрывает особенности коррекционно-педогагической работы с детьми с НОДА ( нарушениями опрно-двигательного аппарата)  посредством  ручного труда при подготовке детей к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ruchnogo_truda_na_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Моисеева Татьяна Владимировна

Воспитатель

Дошкольное отделение

МБС КОУ школы-интерната №4 VI вида

Значение ручного труда при подготовке детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к школьному обучению.

        Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с  нарушениями опорно-двигательного аппарата в специализированном дошкольном образовательном учреждении является развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, что бы создать базу для дальнейшего школьного обучения.

        Большую часть детей, посещающих наше дошкольное отделение, составляют дети с церебральными параличами. ДЦП - это тяжелое заболевание нервной системы. У детей снижена тактильная чувствительность, правильность  и точность направленных движений, сила пальцев и кисти. В специальных исследованиях отмечается, что нарушения, вызванные детским церебральным параличом, изменяют процесс познания детьми окружающего мира, овладения знаниями, двигательными умениями и навыками; приводят к патологическим изменениям личности (Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко и др.). Теоретические исследования, посвященные воспитанию и обучению детей с двигательными нарушениями, подчеркивают важность комплексного изучения психофизического развития детей, а также обосновывают роль коррекции различных отклонений в их развитии и создание адекватных условий для формирования готовности этих детей к школьному обучению.

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие внимания и усидчивости, подготовка к обучению письму, ознакомлению с геометрическими формами, развития пространственного мышления  и т.д. Можно по-разному объяснить, зачем пальцы ребенка нужно развивать и тренировать, но нет таких педагогов, которые бы отрицали значимость этой работы.

        Дефекты моторики, обуславливающие изменения в движениях руки, приводят к плохому почерку, низкой скорости письма и являются причиной графических ошибок, а порой способны формировать неправильный двигательный навык письма.

        В нашем дошкольном отделении работа по развитию мелкой моторики начинается задолго до поступления в школу, с младшего возраста. Таким образом, решаются 2 задачи: во-первых - общее интеллектуальное развитие, во-вторых-готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

        Одним из видов детской деятельности, в которой наиболее успешно реализуются данные задачи, является ручной труд. При подборе педагогических технологий мы учитываем возраст, двигательный дефект, простоту исполнения, возможность быстрого исполнения, получения яркого продукта труда. Предпочтение отдается таким видам деятельности, при которых наиболее успешно развивается ручная моторика.

        Дети младших групп с удовольствием осваивают "пластилиновую живопись". Специфика данной работы в том, что соединяются два вида изобразительного искусства - лепка и рисование: вместо краски используется пластилин, который наносится на цветной картон пальцами. Занятия пластилиновой живописью "помогают в усвоении материального мира: структуры, строения, пропорций предметов, свойств веществ. У детей развивается тактильная чувствительность. Мелкая моторика, мышечная сила рук, формируются пространственные понятия, эстетическое восприятие мира. Темы предлагаются соответственно возрасту. Например: "Светит солнышко в окошко", "Листопад, листопад, листья желтые летят", "Снег, снег кружится, белая вся улица" и т.д. Усложняя темы занятий и приемы работы, эту технику можно успешно применять на протяжении всего дошкольного детства.

        4х-5летним малышам нашего дошкольного отделения очень нравится тестопластика. Тесто является доступным материалом, из которого легко и приятно лепить. В отличие от пластилина тесто не боится тепла, легко смывается с рук. Из него можно лепить, вырезать, выкладывать, создавать как объемные, так и плоскостные изображения. В процессе лепки развиваются формообразующие движения пальцев рук, дети учатся анализировать объем, величину, пропорции и взаиморасположение предметов в пространстве, синхронизируют работу обеих рук, повышается сенсорная чувствительность. Свои поделки дети используют в сюжетно-ролевых играх "Дом", "Магазин". Учителя-дефектологи используют поделки в качестве счетного материала.

        В коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста мы широко используем в непосредственной образовательной деятельности следующие техники- оригами, поделки из природного материала, поделки из бросового материала, работа с иглой(вышивание, шитье), в коррекционной работе- торцевание, бумагопластика, поделки из ниток.  

        Оригами - это японское искусство складывания различных фигур из бумаги. Оно позволяет развить моторику рук, заставляя работать пальцы по отдельности, развивая подвижность большого пальца, умение работать щепотью, оставаясь при этом интересным игровым видом деятельности, не дающим детям скучать и предлагающим простор для фантазии. Поделки детей находят широкое применение в различных видах деятельности. Своими руками дети изготовили настольный театр по сказкам "Колобок", "Теремок". Поделки широко используются учителем-логопедом и учителем-дефектологом при закреплении знаний по темам "Дикие и домашние животные", "Зимующие птицы", "Перелетные птицы", "Насекомые". В процессе работы наряду с ручной умелостью происходит развитие ориентировки на листе бумаги, психических процессов-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия. Также происходит формирование навыков учебной деятельности-умения слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу.

        Большое место в организации ручного труда отводится работе с природным материалом. Здание нашего дошкольного отделения находится в лесопарковой зоне и поэтому с природным материалом у нас проблем нет. Осенью мы организуем экскурсии в лес, неотъемлемой частью которых является сбор семян, шишек, желудей, листьев и т.д. Первоначально движения рук ребенка могут быть неточными, неловкими, но благодаря систематическим занятиям движения становятся уверенными, точными, а пальцы - более ловкими и гибкими. Все это имеет большое значение для подготовки руки к письму, к обучению в школе. Работа с природным материалом  доступна детям с различными двигательными дефектами. Они с интересом превращают ореховую скорлупу в черепаху, еловую шишку в сову, Дети, в силу заболевания не владеющие ножницами, приемами складывания из бумаги на этих занятиях чувствуют себя успешными, у них развивается уверенность в своих силах, интерес к данному виду деятельности. Родители стараются поддерживать интерес детей. Осенью у нас были организованы выставки "Осенние фантазии", "Дары леса", где были представлены совместные работы детей и родителей. Одна из мам провела с детьми и педагогами мастер-класс "Букет роз из кленовых листьев."

Большой интерес проявляют дети к изготовлению поделок из бросового материала. Данный вид деятельности способствует развитию умения планировать свою деятельность, обогащаются знания о свойствах материалов, развиваются творческие способности. Также решаются задачи по формированию коммуникативных навыков. Дети, изготавливая свою поделку, затем объединяют их в общий замысел. Так у нас появились макеты "Улица нашего города", "Зоопарк", настольный театр по сказкам "Курочка Ряба", "Маша и медведь", "Три медведя". Работы используются специалистами для закрепления знаний по данным темам, развитию речи. Сказки старшие дети с удовольствием показывают малышам. Можно с уверенностью сказать, что в процессе работы закладываются основы физиологической, интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности к школьному обучению.

Во время  коррекционных занятий (они проводятся во второй половине дня) дети познакомились и освоили техники торцевания и изготовления поделок из ниток. Эти техники использовались при изготовлении новогодних открыток и украшений, поздравительных открыток к праздникам 23февраля и 8марта. Технология наклеивания как торцовок, так и ниток имеет некоторые особенности, которые при выполнении работы требуют максимальной аккуратности. При торцевании развивается умение регулировать силу нажима, координировать работу обеих рук. Обе техники развивают творческие способности, способствуют выработке усидчивости у ребенка. Интерес к этим занятиям проявили все дети без исключения. Но не все дети по причине двигательного нарушения могли выполнить работу от начала до конца. Тогда мы организовали работу в парах: один ребенок делал заготовки (крутил торцовку или нарезал нити), а второй - закреплял их на основе. Так мы попутно решали задачу формирования навыков общения, умения работать в коллективе.

Эффективность подготовки детей к школе зависит от участия родителей. Мы в своей работе решаем задачу по формированию у родителей оптимистических установок в отношении возможностей ребенка, обучению их доступным методам и приемам коррекционной работы и привлечению их к подготовке детей к школе.

Практика показала, что результаты ручного труда - поделки - способствуют не только становлению личности ребенка, но и меняют отношение к  ребенку в семье. Повысилась родительская оценка способностей ребенка. Родители стали более реально оценивать его перспективы и осознали необходимость развития его самостоятельности. Они уже менее сосредоточены на его болезни и больше способны увидеть в нем маленького человека со всеми присущими его возрасту достоинствами и потребностями.

Исходя из данного опыта работы, можно еще раз подчеркнуть значимость ручного труда при подготовке детей к школьному обучению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние ручного труда(вышивания) на развитие речи

Описание ручного труда (вышивания), как одно из необходимых средств в развитии речи ребёнка...

Проект по ручному труду для детей подготовительной к школе группе "Рукам работа - душе праздник".

  Название проекта:  «Рукам работа – душе праздник».    Вид проекта:   созидательный, групповой, средней продолжительности.   Тип проекта...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Влияние социализации дошкольников на формирование готовности ребенка к школе

Данная статья рассматривает аспекты социализации дошкольников. В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптац...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Статья для родителей. Влияние ручного труда на развитие детей дошкольного возраста с ТНР

 В современном мире некоторые родители замещают совместные занятия с детьми на использование «гаджетов». Этим они упрощают свою жизнь, но не дают должного в развитии ребенка. З...