Программа кружка "Оригами" для детей старшей и подготовительной групп
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Хомченко Любовь Фёдоровна

 

Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно-эстетической и интеллектуальной направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома; Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_origami.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка.

 

        Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно-эстетической и интеллектуальной направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома; Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами.

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу,  что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период  вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный  вид деятельности не только доступен и интересен детям  старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.

Значение оригами для развития ребенка 

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

  1. Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  2. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, происходит развитие глазомера.
  3. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  4. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  5. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  6. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  7. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  8. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Принципы построения программы

  1. Постепенность.
  2. Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
  3. Акцентирование занимательности.
  4. Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.
  5. Учёт индивидуальных особенностей процесса развития ребёнка.

Задачи программы:

Обучающие 

  1. Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  2. Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  3. Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  4. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  2. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к искусству оригами.
  2. Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Отличительные особенности данной программы

В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) разработанная мною программа рассчитана на обучение детей в старшей и подготовительной группе. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.  

Организационные принципы

Программа «Оригами» адресована старшим дошкольникам и рассчитана на 2 года обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Поэтому численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек 

В кружок «Оригами» принимаются все желающие, а также дети по запросам родителей. Занятия проводятся два раза в неделю с 1 октября по 25 мая.

Год обучения

Количество   детей в группе

Время проведения занятия

Количество занятий

в  неделю

в месяц

в  год

1 год

15

понедельник

пятница

16.00 – 16.25

2

8

6– январь

62

2 год

15

понедельник

пятница

16.00 – 16.30

2

8

6– январь

62

Формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры.

Методы, используемые на занятиях кружка:

  1. словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка
  2. наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
  3. практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей
  4. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  5. репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе :  

дети будут знать:

- познакомятся с искусством оригами;

- основные виды сгибов бумаги, их названия и обозначения на схемах;

- основные геометрические понятия и базовые формы оригами

дети будут уметь:

–создавать изделия оригами;

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– научатся следовать устным инструкциям,;

– создавать объемные и плоскостные композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; 

- овладеют навыками культуры труда;

у детей будет развиты:

–внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкая моторика пальцев рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазия.

– улучшат свои коммуникативные способности

- усидчивость, стремление к достижению поставленной цели,

- чувство коллективизма и взаимопомощи.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок детских работ.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ребёнок в детском саду. – 2003. - № 6, стр. 14; 2004. - № 1, стр. 12; № 2, стр. 10;  № 3, стр. 9;  № 4, стр. 11.
  1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.                                                                                                        
  2. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
  3. С.Н. Соколова Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами. М.: Айрис-пресс, 2004. – 50 с.
  4. С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
  5. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
  6. Долженко Г. И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития.
  7. Весёлые самоделки. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: ГРАНТ-ПРЕСС, АСТ-ПРЕСС. 1995. – 32 С.
  8. Богатова И. Рождественское оригами. - 2001, № 12.
  9. Богатова И. Цветочные композиции из бумаги. - 2002, № 10.
  10. Из листа бумаги. - 1963, № 11; 1964, № 2; 1966, № 7.
  11. "Конструктор" из листа бумаги. - 1967, № 2; 1968, № 2; 1974, № 12.
  12. Опаричева С. Оригами: игра, головоломка или нечто большее? - 1999, № 12.
  13. Титович Е. Гирлянды из звездочек . - 1964, № 11.
  14. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами/Т.Б. Сержантова.- 6-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2006.-192с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская программа по хореографии для детей детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждений"

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развитие личности и обучение посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовател...

презентация проведения спортивно-игровой программы "Курс молодого бойца" для детей старшей и подготовительной группы и их пап.

Очень интересная спортивно-игровая программа для детей и родителей, где каждый показал свою ловкость, сплоченность. Я проводила это мероприятие на 23 февраля. Цель гармонизировать детско-родител...

Комплексная программа по развитию речи для детей старшей и подготовительной группы.

Комплексная программа по развитию речи разработана воспитателем и логопедом для разновозрастной группы от 5 до 7 лет....

Программа для детей дошкольного возраста (для детей старшей и подготовительной группы) "Пластилиновая сказка"

СОДЕРЖАНИЕ: Программа «Пластилиновая сказка» Пояснительная записка…………………………………&helli...

Рабочая Программа Педагога-психолога старшей и подготовительной группы для детей с ТНР на 2019/2020 учебный год

Рабочая ПрограммаПедагога-психолога старшей и подготовительной группыдля детей с ТНРна 2019/2020 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ) на 2019-2020 учебный год

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...