Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме

Вязникова Татьяна Геннадьевна

В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого  формируются как познавательные, так и практические действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_napravleniya_raboty.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Работа Вязниковой Татьяны Геннадьевны

Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

      В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого  формируются как познавательные, так и практические действия.

      По мнению Ларисы Алексеевны Парамоновой, «конструирование» означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

     По мнению Л.А. Парамоновой, В.Ф. Изотовой, А.Н. Давидчук и др.,  в ходе конструктивной деятельности происходит сенсорное развитие; формирование ориентировки в пространстве; выработка структуры мыслительной деятельности; совершенствование моторики и зрительно-моторной координации; воспитание моральных качеств личности, эстетических чувств, творческих умений. Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.

     Проблемой развития конструктивной деятельности у детей с нарушениями интеллекта занимались такие ученые, как О.П. Гаврилушкина, С.В. Летуновская и др. В результате многолетних исследований они сделали вывод, что в условиях спонтанного развития, дети с интеллектуальной недостаточностью не овладевают адекватными конструктивными действиями. У них наблюдается однообразие замысла получаемых построек;  отсутствие выраженного игрового отношения; слабый интерес к конструированию; трудности выбора деталей; нарушение пространственных отношений между элементами постройки; отсутствие эмоциональной окраски выполняемых действий.

        Целью исследования  является изучение особенностей конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта и разработка серии коррекционно-развивающих занятий, способствующих ее формированию у данной категории детей.

       Объект исследования - особенности конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.

       Предмет исследования – серия коррекционно-развивающих занятий по формированию конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.

     В основу нашего исследования легла следующая гипотеза: конструктивная деятельность детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта характеризуется следующими недостатками развития: однообразие замысла получаемых построек, нарушение ориентировки на пространственные свойства материалов, трудности выбора деталей и правильного их соединения между собой, преодоление которых возможно в процессе проведения специально организованных коррекционно - развивающих занятий.

      На основании анализа психолого–педагогической литературы и выдвинутой гипотезы, целью констатирующего эксперимента явилось выявление и изучение особенностей конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.

      В соответствии с целью, в процессе обследования решались следующие задачи:

  1. вывить интерес к конструктивной деятельности, умение создавать конструкции по собственному замыслу, доводить начатую работу до конца, желание трудиться;
  2. выявить умение создавать непредметную конструкцию из пяти элементов по подражанию;
  3. определить степень  умения создавать непредметную конструкцию по образцу;
  4. изучить характер умения создания предметной конструкции по образцу.

     Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №85 компенсирующего вида» г. Череповца, в течение сентября 2005 года. В нем принимали участие 10 детей в возрасте 4-5 лет с заключением ПМПК: «органическое заболевание головного мозга с нарушением познавательной деятельности», «ЗПР», «легкая умственная отсталость».

Для решения поставленных задач нами использовались 4 диагностических задания, предложенных С.В. Летуновской:

  1. Непредметное конструирование по подражанию
  2. Непредметное конструирование по образцу
  3. Предметное конструирование по образцу
  4. Конструирование по собственному замыслу

По результатам обследования нами было выделено 3 уровня развития конструктивной деятельности: низкий, средний и высокий.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что шесть детей имеют низкий уровень сформированности конструктивной деятельности, трое - средний,  высокий уровень выявлен не был.

      В результате проведенного обследования можно сделать следующие выводы:

  1. У большинства детей отмечается несформированность подлинного интереса к деятельности.
  2. Со строительным материалом многие дети действовали хаотично, часто переходили на неадекватные действия, наличие которых свидетельствует о непонимании функциональных свойств самих конструктивных материалов.
  3. Низкий уровень деятельности  обусловлен  отсутствием ориентировки на пространственные свойства материалов: восприятие и воспроизведение пространственного расположения элементов оказались затрудненными даже в условиях непосредственного подражания.
  4.  Допускается большое количество ошибок при конструировании по образцу: наблюдались замены одних форм другими; вводились в постройку дополнительные детали; пропускались фигуры. Во время деятельности отсутствовало речевое сопровождение и словесный отчет о проделанном.
  5. Отмечается низкий уровень сформированности анализирующего восприятия.

      Цель формирующего эксперимента заключалась в создании серии коррекционно-развивающих занятий, направленной на формирование конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

    В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. формировать подлинный интерес к конструктивной деятельности;
  2. развивать способность понимать функциональные свойства конструктивных материалов;
  3. развивать ориентировку на сенсорные и пространственные свойства строительных деталей;
  4. формировать умения конструировать по подражанию, по образцу, по собственному замыслу;
  5. развивать способность планировать предстоящую деятельность и давать словесный отчет о проделанной работе;
  6. учить обыгрывать созданные постройки.  

    В эксперименте были заняты 10 детей средней группы МДОУ, задействованных в констатирующем эксперименте. Формирующий эксперимент проходил с октября 2005 по февраль 2006 года. По просьбе дефектолога  коррекционная работа велась со всеми детьми группы.  

     Работа осуществлялась в 2 этапа:

  1. Подготовительный. Обучение проводилось в режимные моменты, в дневное время как часть индивидуального занятия, в качестве домашних заданий. На этом этапе было проведено 7 занятий.
  2. Основной этап. Обучение осуществлялось в ходе проведения специально разработанных занятий. Этот этап включал 12 занятий.

На основном этапе работа велась по 4 направлениям последовательно сменяющим друг друга.

  1. Непредметное конструирование по подражанию
  2. Непредметное конструирование по образцу
  3. Предметное конструирование по образцу
  4. Предметное конструирование по собственному замыслу.

Подробнее рассматривалась модель занятия по конструированию по объемному образцу, где в основной части были выделены следующие этапы:

  1. Изучение готовой конструкции-образца, которое включает в себя целостное восприятие объекта; выделение основных частей и деталей в конструкции-образце; определение формы каждого элемента и подбор нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей; установление последовательности выполнения постройки.
  2. Выполнение задания детьми.
  3. Анализ построек.
  4. Обыгрывание построек.

По завершению формирующего эксперимента нами был проведен контрольный. Цель - оценка эффективности коррекционно - развивающей работы. Контрольное исследование осуществлялось с использованием тех же заданий, что и в констатирующем эксперименте. Критерии оценки аналогичны тем, которые использовались первоначально.

   После проведенной коррекционно-педагогической работы уровни сформированности конструктивной деятельности  изменились. Трое детей  по-прежнему имеют низкие результаты выполнения заданий, но оценка их работы  возросла; 7 детей имеют средний уровень; высокого уровня не достиг ни один ребенок.

После проведенной коррекционной педагогической работы интерес к конструктивной деятельности стал более выраженным. Большинство детей работали активно, с желанием, эмоционально, доводили начатую работу до конца.

•  Расширилась тематика построек, но во всех случаях замысел оставался не оригинальным, заимствовался из опыта обучения.

•  Обследуемые давали отчет о проделанной работе, сопровождая действия речью, но высказывания в большинстве случаев носили примитивный характер.

•  При решении конструктивной задачи большинство детей научилось проводить целенаправленный отбор строительного материала, что говорит о появлении планирующего компонента деятельности.

•  При повторном обследовании испытуемые стали с большим желанием обыгрывать созданные постройки, однако подлинной сюжетной игры не получалось, т.к. они ограничивались лишь процессуальными действиями.

  1.    Дети   научились  конструировать по подражанию, практически не

 допуская ошибок. В случае затруднения ими используется стимулирующая помощь.

  1.    При конструировании по образцу по-прежнему  наблюдаются

 следующие ошибки: замена одних форм другими; введение в постройку дополнительных деталей; пропуск фигур. Для исправления ошибок требовалась стимулирующая и направляющая помощь.

     Данные контрольного эксперимента позволяют сделать следующий вывод: разработанная серия коррекционно-развивающих занятий позволила повысить уровень конструктивной деятельности и существенно изменила отношение детей с нарушениями интеллекта ко всем ее компонентам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи «Муха-Цокотуха – именинница»

Активизация словаря по лексической теме «Посуда». Закрепление умения употреблять  предлоги «В», «ПОД»  в коротких предложениях. Закрепление умения образовывать множественное и единственное ч...

Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...

Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями

Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня и вырази...

Формирование мимики у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной работе рассматривается проблема формирования мимики у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Выделены особенности мимики детей среднего дошкольного возраста с нарушениями з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Три медведя".

Конспект  непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности  для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения   «Три медведя&raq...