"Развитие творческого воображения детей через работу с природным и бросовым материалом"
статья по конструированию, ручному труду по теме

Тестова Ольга Алексеевна

Обобщение опыта по работе с природным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_po_probleme.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по проблеме «Развитие творческого воображения у детей через работу с природным и бросовым материалом». (Выступление на открытом педсовете).

     Работаю по инновационной программе «Радуга» с акцентом на приоритетное направление деятельности ДОУ по художественно-эстетическому образованию воспитанников. Поэтому важную роль отвожу художественно-продуктивным видам деятельности.

     Эти виды деятельности обладают широкими возможностями для всестороннего развития детей (умственного, нравственного, эстетического, коммуникативного и др.).

     Учитывая, что художественно-продуктивные виды деятельности наиболее любимы детьми, опираясь на своё увлечение, взяла для более углублённой работы тему «Развитие творческого воображения через работу природным и бросовым материалом».

     Подобрала и изучила литературу. Это методика по аппликации М. Гусаковой, по конструированию – З.В. Лиштван, по работе с природным материалом Э.К. Гульянц и И.Я. Базик, Ф.П. Филенко и др. Приобрела много книг, альбомов для использования в практической деятельности, для рассматривания, любования с целью развития интереса, желания создавать что-либо своими руками. Так же использую журналы «Дошкольное воспитание» и другую литературу.

     Деятельность с природным материалом в основном реализую в форме кружковой работы с детьми своей группы. Но планирую и обучающие занятия для усвоения техники изготовления поделок, аппликаций всеми детьми. Кроме того, использую природный материал в других видах деятельности.  

     Флористика – это создание поделок и картин из природных материалов.

Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу, необходимому для работы, можно разделить на две группы:

1) конструирование из природного материала;

2) аппликация из природного материала.

     Конструирование – это художественная техника создания объёмных изделий путём соединения деталей друг с другом.

     Аппликация – это художественная техника создания изображения путём присоединения деталей к фону.

     Природа всегда была добрым другом человека. Красота её вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений.                

     Умение видеть и чувствовать красоту родной природы нужно развивать у детей как можно раньше, т.к. чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.

     Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремёсел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

     Природный материал, работа с ним – кладовая для развития фантазии,

творчества, воображения. Процесс изготовления поделок положительно

сказывается на развитии эстетических чувств, развивает навыки и умения,

мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность, что важно для подготовки к школе. Дети учатся самостоятельности, аккуратности, бережному отношению к материалам.

     Расширяется кругозор, формируется любовь к природе, родному краю.

     В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

     На основе общественного эстетически организованного труда людей исторически складывались традиционные ремёсла, художественные промыслы, которые и по сей день являются культурным достоянием, гордостью нашего народа. В.А.Сухомлинский, определяя роль эстетически содержательного труда, писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем

больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

     Поэтому считаю, что такие художественно-продуктивные виды деятельности, как конструирование, аппликация из природных материалов помогут во всестороннем развитии детей, в том числе в подготовке детей к обучению в школе.

     В своей работе с детьми использую следующие методы, приёмы, способы:

- наблюдения в природе (как источник впечатлений, образов, как предварительная работа и т.д.)

- рассматривание природного материала (на что похоже?);

- использование его детьми в играх (например, украшение «кулинарных» изделий из песка травинками, камушками, листиками и т. д.);

- использование природного материала в других видах деятельности (например, на занятиях);

- выкладывание узоров, изображений предметов на песке, асфальте из камушков, веточек, семян, плодов и т.д.;

- в становлении различных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства, поэтому знакомимся с изделиями декоративно-прикладного искусства, предметами народных умельцев и промыслов;

- чтение произведений художественной литературы, стихов, малых фольклорных форм;

- рассматривание картинок, фотографий с изображением поделок из

природных материалов;

- рассматривание поделок, выполненных взрослым или старшими детьми, участие в изготовлении поделок взрослым (в виде «помощи»);                                 - постепенный переход к созданию поделок, композиций, панно, аппликаций, букетов совместно взрослого с детьми и самостоятельно детьми;

- большое значение имеет сбор материала.

     Во время сбора материала решаем задачи по охране природы, по ОБЖ. Берём то, что дарит природа – лучше то, что на  земле. Не  вырываем  растения  с  корнем,  не

берём много и т.д.

     Детям нравится заниматься с природным материалом. Они с удовольствием рассматривают свои поделки и поделки других детей.

     В группе создаю условия для работы с природным и бросовым материалом.

     Я считаю, что через работу с природным материалом идёт приобщение детей к искусству, ремеслу и традициям народа и это имеет большое значение для эстетического, нравственно-патриотического, трудового воспитания.

     Такие занятия, развивая творческое воображение детей, влияют на подготовку детей к школе.

     Принимали участие в выставках с изделиями совместного с детьми рукотворчества (в Доме ремёсел, в школе, в Доме культуры, в детском саду), а также на выставках в Дни посёлка (организованные женсоветом).

     Участвовала в семинаре на базе нашего детского сада с сообщением о флористике и использовании её в оформлении интерьеров и работе с детьми.

    (Представлены  поделки детей и литература (книги, альбомы)).

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие художественных способностей и творческого потенциала дошкольников при работе с природным и бросовым материалом»

Презентация  "Развитие художественных способностей и творческого потенциала дошкольников при работе с бросовым и природным материалом"....

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами»

Изготавливая поделки, ребёнок нашёл неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, уп...

Творческие работы с природным и бросовым материалом в летний период в ДОУ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23327018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лето — удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать. Им...

Развитие художественно-эстетического восприятия у детей дошкольного возраста в работе с природным и бросовым материалом»

Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку.Изготовление игрушек, поделок из п...