Оригами. Из истории вопроса
консультация (конструирование, ручной труд) по теме

Братенкова Марина Михайловна

Этот материал предназначен для педагогов. Очень важно очень хорошо уметь делать то, чему будешь учить детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon origami._iz_istorii_voprosa.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами. Из истории вопроса.

Корни возникновения оригами уходят в глубокое прошлое и связаны с изобретением в Китае бумаги. В VII веке секрет изготовления бумажных фигур стал известен в Японии. Первые упоминания об оригами встречаются в средневековой японской литературе. На гравюрах XVIII века можно увидеть кимоно, украшенные бумажными птичками. Бумажными фигурка ми украшали прически; использовались они и на праздниках, в религиозных церемониях. Родители делали для своих детей игрушки из бумаги. В течение многих веков традиция складывания бумажных фигур передавалась из поколения в поколение. Напомним: в переводе с японского оригами означает «складывание бумаги». В XVIII веке появились и первые пособия по оригами. В наше время искусство оригами распространилось по всему миру, существуют многочисленные ассоциации оригами.

        Обучение складыванию бумажных фигурок в практике детского сада применяется давно. Еще основоположник детского сада Фридрих Фребель отмечал позитивные моменты влияния таких занятий на маленьких детей. Раньше у нас подобно го рода занятия назывались конструированием из бумаги. Сейчас в практику входит истинное название техники изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бума гой — оригами.

        Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать.

        Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, так как у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса.

        Во-вторых, результат — полученное изделие — всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.

        В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде все го, это влияние на развитие мелкой моторики. Все мы знаем, насколько труд но ребенку овладевать письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. То, что оригами развивает кисти рук, — бесспорный факт, который из года в год я наблюдаю у своих воспитанников, сравнивая то, насколько не легки их первые достижения в средней группе, когда пальчики плохо слушаются, и насколько уверенно они работают руками в подготовительной группе. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение.

  1. Без внимания невозможно сложить изделие; ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому ребенку не обходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога.
  2. На занятиях дети запоминают на звания заготовок и приемов, способы выполнения приемов, так как в оригами все взаимосвязано: как правило, группы фигурок имеют общую основу — заготовку, или, как принято называть в оригами, базовую форму. Складывание фигурок основано на освоении базовых форм и специфических приемов, которые нужно знать и уметь выполнять, желательно по памяти. Иногда на занятиях вводится задание, специально направленное на развитие памяти, при этом дети предупреждаются заранее о пред стоящей задаче и пытаются запомнить действия и порядок их выполнения, чтобы потом самостоятельно сложить фигурку.
  3. При знакомстве с техникой оригами, чтобы объяснение было более доходчивым, приводятся ассоциации: сказочные отступления, сходство получаемой фигуры с реальными предметами. Так, например, многие базовые формы носят на звания предметов, на которые они похожи: «Дверь», «Дом», «Катамаран», «Воздушный змей». К тому же при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: Зачем? Почему?  Как? Что будет, если?.. т.е. мыслить.
  4. В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных  способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участника ми процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретенным кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных в технике оригами. Таким образом, условно определенное первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.

        Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный вы бор решения.

        Есть в оригами и еще одно направление — связанное с развитием речи ребенка и выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений, а также в сочинении своих диалогов и сказок. Возможно и сочинение «оригамских» сказок в ходе складывания фигурок (Жил-был уголок, стало ему скучно, он правился он в гости к братцу...).

        Занятия оригами влияют и на формирование личностных качеств ребенка:

  1. дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);
  2. целеустремленности (начатое должно быть завершено);
  3. самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);
  4. активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);
  5. любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).

        Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:

  1. чувства причастности к общему делу, ответственности;
  2. умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мнение);
  3. заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать по мощь, никого при этом не обидеть).

        Особое место на занятиях оригами занимает задача расширения кругозора воспитанников за счет сообщения сведений различного характера.

  1. Прежде всего, это культурологические знания. Освоение оригами предполагает знакомство с не которыми традициями Японии, которая является родиной искусства складывания бумаги. Это и знакомство с международной культурой, потому что оригами давно вышло за пределы родной страны и стало одним из направлений мировой культуры. Некоторые занятия могут быть посвящены отечественным событиям, праздникам, что способствует формированию зачатков патриотизма.
  2. Информация экологического характера связана с изготовлением фигурок животных и растений. Здесь уместно будет рассказать о реальных объектах живой природы, разнообразии их видов и среде обитания.
  3. Сведения о геометрических понятиях напрямую связаны с процессом складывания. Дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, получают геометрические фигуры в ходе складывания.

        Способствует оригами и решению некоторых социальных проблем:

  1. приучает детей к созидательной деятельности;
  2. заполняет досуг, отвлекая от заманчивого влияния улицы;
  3. становится хобби для тех, у кого нет материальных возможностей для более «дорогой» деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "История искусства оригами"

Консультация "История искусства оригами"Слово "Оригами" - японское. В переводе оно означает - "сложенная бумага", а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных ком...

Консультация для педагогов "История оригами"

Слово “Оригами” - японское. В переводе оно означает – “сложенная бумага”, а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций. Издавна считается, что искусств...

Консультация по истории оригами

Консультация по истории оригами....

Вопросы для бесед для первоначального диагностирования детей подготовительной к школе группе с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного района, села, деревни.

Вопросы для бесед для первоначального диагностирования детей подготовительной к школе группе с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного района, села...

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образ...

Вечер веселых вопросов "Колесо истории"

Способствовать развитию интереса к изучаемому предмету; формированию логического мышления; способствовать воспитанию патриотизма и развитию личности....