Консультация "История искусства оригами"
материал по теме

Чистякова юлия Владимировна

Консультация "История искусства оригами"

Слово "Оригами" - японское. В переводе оно означает - "сложенная бумага", а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций.
Издавна считается, что искусство оригами возникло в Японии после прихода в страну технологии изготовления бумаги.
Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, читая книги, рассматривая альбомы. Редко кто задумывается о том, что бумага необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний.
Она была впервые получена во втором веке в Китае. Считается, что бумагу изобрёл Цай-Лунь, официальной датой появления бумаги считается 105 год. Китайский чиновник Цай-Лунь доложил императору о технологии производства. В течение многих веков перед его изобретением в древнем китайском храме Гуэ-Фэнг паломники ежегодно возжигали курение. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на её изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей - в Средней Азии, Японии, Кореи.
В 610 году странствующий буддийский монах Дан-Хо, открыл японским монахам секрет изготовления бумаги, сырьем для изготовления бумаги служили коконы тутового шелкопряда, древесная кора, стебли бамбука, конопля и тряпье.
В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов Японская бумага превзошла по качеству китайскую.
В Токио в 1871 году мелких мастерских в стране насчитывалось более 3,5 тысяч, некоторые существуют, и по сей день.
Применяя различные технологические способы, дающие возможность экономить немало хвойной древесины, бумажники создают новые виды бумаги. В настоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски производства бумаги из стекла, полимерной плёнки, чтобы изменить технологию, увеличить её производство и сэкономить лес.
Некоторые историки полагают, что искусство оригами было и в других странах. Но только в Японии это искусство проникло почти во все сферы жизни человека - театр, образование, приятный и полезный досуг, оригами используется в определенных церемониях и религиозных ритуалах.
За пределы храмов искусство оригами вышло в периоды Камакуса в 1185-1333 годы.
В периоды Муромати 1333-1573 годы распространилось в императорском дворце. Самураи настолько искусно сворачивали свои послания, что развернуть их могли только посвященные люди.
В период Адзути-Момаема 1573-1603 и Эдо 1603-1867 годы оригами из церемониального искусства превратилось в любимое занятие и времяпровождение всех Японцев.
Именно в оригами японцы смогли воплотить чувство красоты, характерное для культуры этой страны.
Японская культура, является продуктом культурного наследия Востока, тем не менее, выделяется своей уникальностью: предпочтение отдается внутреннему изяществу в противовес внешнему великолепию.
Во многих странах искусство оригами находит применение в образовательных целях, в реабилитационный период, после некоторых болезней, элементы складывания в стиле оригами применяются в космических технологиях.
В Японии зарождение оригами, произошло в религиозной сфере при проведении различных синтостических церемоний. Самое раннее известное использование художественного складывания из бумаги в религиозных целях в Японии связано с Каташиро. Это фигурки человека, вырезанные из сложенной бумаги.
Зачатки оригами можно найти и в Гохей. Это палочка, отделанная узкими бумажными или полотняными лентами, которые особым образом вырезаны и сложены. Гохей используется священнослужителями в храмах Синто при проведении обрядов, первые упоминания о них появились в литературе 1300 лет назад.
Искусство складывания как форма развлечений в период Хейян не практиковалась, так как бумага была дефицитом и очень ценилась.
К периоду Муромачи сложилась традиционная форма оригами, имеющая в своей основе квадратный лист бумаги и базовые формы с определенным количеством остроконечных сегментов.
Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в восьмом веке, и на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране. Постепенно искусство складывания из бумаги стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится в системе образования младших школьников.
Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков "оригамную азбуку", международный знак с помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный "язык" оригами, который очень легко выучить.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ ОРИГАМИ
Все они очень древние, были придуманы японцами в далекие времена, когда искусство оригами только зарождалось. Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки - базовой формы.

Каждая базовая форма имеет свое название, всего их двенадцать:

  • Треугольник;
  • Книжка;
  • Дверь;
  • Воздушный змей;
  • Рыба;
  • Дом;
  • Катамаран;
  • Блинчик;
  • Водяная бочка;
  • Квадрат;
  • Птица;
  • Лягушка.

На первый взгляд, кажется, что сложить фигурку из листа бумаги просто, однако это занятие требует некоторого творческого потенциала.
Увлечение оригами помогает развить наблюдательность. Ведь для того чтобы сделать животное или птичку, необходимо знать их форму, движения и повадки, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Кроме того, важно чувствовать и видеть объект, иначе работа не даст удовлетворения и останется чисто механическим повторением.
Для выполнения изделий нужно иметь лист бумаги соответствующего формата. Оптимальные размеры бумаги для оригами: 15х15, 20х20,12х18, 15х30, 20х30.
Квадрат в древнем Китае был символом Земли, Земля составляла единое целое.
В знаменитом афоризме Лао-Цзы как бы объединяя квадрат и круг, провозгласив: "У великого квадрата нет же и углов".
Квадрат считается отражением Космоса основой Вселенной, единого, символом пустоты в буддизме.
Существует три потока создания фигурок способом оригами:
1 поток это модели сложенные в традиционной манере из квадрата, без единого надреза.
2 поток - сложенные из правильного треугольника, половины того же квадрата.
3 поток - составления модулей из 2 - 3 и более модулей.
Отрабатывая технику складывания элементов изделий, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически острыми и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. Когда основные моменты отработаны, можно переходить к выполнению сложных фигурок или орнамента. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым.
Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место.
Дети овладевают навыками и культурой труда. При работе с бумагой надо стараться соединить игру, труд и обучение, обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.
Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
Есть определённая точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать его как искусство возможно, только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное, так как изделие, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов.
Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира.
Международным символом оригами является бумажный журавлик, символ удачи и долгой жизни. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции "Волна мира" в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.
Классическая тема оригами являются цветы, выглядят очень привлекательно и изящно. Бесконечно разнообразен зоопарк оригами, модульные конструкции, представляют собой фантастические сложные фигуры, поражающие богатством, многообразием и необычностью форм.
Техника оригами постоянно совершенствуется. Галерея дома оригами открытого в 1989 году в Токийском районе Бункё собраны невероятные бумажные экспонаты, поражает восточный дракон, сложенный из прямоугольного листа в 120 сантиметров, высота фигурки составляет 25 сантиметров.
В 1999 году директор дома оригами Макато Ямагути основал общество оригами в Японии, ассоциация в Токио "Ниппон-оригами" входит более 10 тысяч членов из 30 стран, в том числе из России.
Для чего нужно оригами?
В каждой стране на него находится свой ответ.
С Японией все ясно, для Японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни.
В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, продемонстрировать свою новую работу и научится складывать чужую.
В Америке все поставлено с американским размахом, толстые сводные томы, тысячи участников со всех сторон.
Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками пошли своим путем. Они используют оригами как чисто прикладное искусство.
В России свой путь развития, большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики.
Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, но откуда это умение возьмется потом, когда подрастешь?
Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок - "Я сам"
Все ему хочется сделать самому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_istoriya_origami.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для руководителей изостудий "История искусства оригами"

Слово "Оригами" - японское. В переводе оно означает - "сложенная бумага", а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций.
Издавна считается, что искусство оригами возникло в Японии после прихода в страну технологии изготовления бумаги.
Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, читая книги, рассматривая альбомы. Редко кто задумывается о том, что бумага необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний.
Она была впервые получена во втором веке в Китае. Считается, что бумагу изобрёл Цай-Лунь, официальной датой появления бумаги считается 105 год. Китайский чиновник Цай-Лунь доложил императору о технологии производства. В течение многих веков перед его изобретением в древнем китайском храме Гуэ-Фэнг паломники ежегодно возжигали курение. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на её изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей - в Средней Азии, Японии, Кореи.
В 610 году странствующий буддийский монах Дан-Хо, открыл японским монахам секрет изготовления бумаги, сырьем для изготовления бумаги служили коконы тутового шелкопряда, древесная кора, стебли бамбука, конопля и тряпье.
В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов Японская бумага превзошла по качеству китайскую.
В Токио в 1871 году мелких мастерских в стране насчитывалось более 3,5 тысяч, некоторые существуют, и по сей день.
Применяя различные технологические способы, дающие возможность экономить немало хвойной древесины, бумажники создают новые виды бумаги. В настоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски производства бумаги из стекла, полимерной плёнки, чтобы изменить технологию, увеличить её производство и сэкономить лес.
Некоторые историки полагают, что искусство оригами было и в других странах. Но только в Японии это искусство проникло почти во все сферы жизни человека - театр, образование, приятный и полезный досуг, оригами используется в определенных церемониях и религиозных ритуалах.
За пределы храмов искусство оригами вышло в периоды Камакуса в 1185-1333 годы.
В периоды Муромати 1333-1573 годы распространилось в императорском дворце. Самураи настолько искусно сворачивали свои послания, что развернуть их могли только посвященные люди.
В период Адзути-Момаема 1573-1603 и Эдо 1603-1867 годы оригами из церемониального искусства превратилось в любимое занятие и времяпровождение всех Японцев.
Именно в оригами японцы смогли воплотить чувство красоты, характерное для культуры этой страны.
Японская культура, является продуктом культурного наследия Востока, тем не менее, выделяется своей уникальностью: предпочтение отдается внутреннему изяществу в противовес внешнему великолепию.
Во многих странах искусство оригами находит применение в образовательных целях, в реабилитационный период, после некоторых болезней, элементы складывания в стиле оригами применяются в космических технологиях.
В Японии зарождение оригами, произошло в религиозной сфере при проведении различных синтостических церемоний. Самое раннее известное использование художественного складывания из бумаги в религиозных целях в Японии связано с Каташиро. Это фигурки человека, вырезанные из сложенной бумаги.
Зачатки оригами можно найти и в Гохей. Это палочка, отделанная узкими бумажными или полотняными лентами, которые особым образом вырезаны и сложены. Гохей используется священнослужителями в храмах Синто при проведении обрядов, первые упоминания о них появились в литературе 1300 лет назад.
Искусство складывания как форма развлечений в период Хейян не практиковалась, так как бумага была дефицитом и очень ценилась.
К периоду Муромачи сложилась традиционная форма оригами, имеющая в своей основе квадратный лист бумаги и базовые формы с определенным количеством остроконечных сегментов.
Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в восьмом веке, и на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране. Постепенно искусство складывания из бумаги стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится в системе образования младших школьников.
Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков "оригамную азбуку", международный знак с помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный "язык" оригами, который очень легко выучить.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ ОРИГАМИ
Все они очень древние, были придуманы японцами в далекие времена, когда искусство оригами только зарождалось. Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки - базовой формы.

Каждая базовая форма имеет свое название, всего их двенадцать:

  1. Треугольник;
  2. Книжка;
  3. Дверь;
  4. Воздушный змей;
  5. Рыба;
  6. Дом;
  7. Катамаран;
  8. Блинчик;
  9. Водяная бочка;
  10. Квадрат;
  11. Птица;
  12. Лягушка.

На первый взгляд, кажется, что сложить фигурку из листа бумаги просто, однако это занятие требует некоторого творческого потенциала.
Увлечение оригами помогает развить наблюдательность. Ведь для того чтобы сделать животное или птичку, необходимо знать их форму, движения и повадки, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Кроме того, важно чувствовать и видеть объект, иначе работа не даст удовлетворения и останется чисто механическим повторением.
Для выполнения изделий нужно иметь лист бумаги соответствующего формата. Оптимальные размеры бумаги для оригами: 15х15, 20х20,12х18, 15х30, 20х30.
Квадрат в древнем Китае был символом Земли, Земля составляла единое целое.
В знаменитом афоризме Лао-Цзы как бы объединяя квадрат и круг, провозгласив: "У великого квадрата нет же и углов".
Квадрат считается отражением Космоса основой Вселенной, единого, символом пустоты в буддизме.
Существует три потока создания фигурок способом оригами:
1 поток это модели сложенные в традиционной манере из квадрата, без единого надреза.
2 поток - сложенные из правильного треугольника, половины того же квадрата.
3 поток - составления модулей из 2 - 3 и более модулей.
Отрабатывая технику складывания элементов изделий, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически острыми и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. Когда основные моменты отработаны, можно переходить к выполнению сложных фигурок или орнамента. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым.
Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место.
Дети овладевают навыками и культурой труда. При работе с бумагой надо стараться соединить игру, труд и обучение, обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.
Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
Есть определённая точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать его как искусство возможно, только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное, так как изделие, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов.
Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира.
Международным символом оригами является бумажный журавлик, символ удачи и долгой жизни. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции "Волна мира" в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.
Классическая тема оригами являются цветы, выглядят очень привлекательно и изящно. Бесконечно разнообразен зоопарк оригами, модульные конструкции, представляют собой фантастические сложные фигуры, поражающие богатством, многообразием и необычностью форм.
Техника оригами постоянно совершенствуется. Галерея дома оригами открытого в 1989 году в Токийском районе Бункё собраны невероятные бумажные экспонаты, поражает восточный дракон, сложенный из прямоугольного листа в 120 сантиметров, высота фигурки составляет 25 сантиметров.
В 1999 году директор дома оригами Макато Ямагути основал общество оригами в Японии, ассоциация в Токио "Ниппон-оригами" входит более 10 тысяч членов из 30 стран, в том числе из России.
Для чего нужно оригами?
В каждой стране на него находится свой ответ.
С Японией все ясно, для Японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни.
В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, продемонстрировать свою новую работу и научится складывать чужую.
В Америке все поставлено с американским размахом, толстые сводные томы, тысячи участников со всех сторон.
Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками пошли своим путем. Они используют оригами как чисто прикладное искусство.
В России свой путь развития, большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики.
Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, но откуда это умение возьмется потом, когда подрастешь?
Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок - "Я сам"
Все ему хочется сделать самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красивое искусство оригами

Подобраный материал представлен для воспитателей и родителей детей 6-7 лет. Нет секрета, что наши дети не умеют сейчас творить своими руками, а ведь именно оригами поможет им развить своё воображение ...

Мастер-класс для педагогов округа "Обучение детей работе с бумагой. Искусство оригами"

Вступительное слово.Добрый день уважаемые коллеги!  Я Шкорбатова Светлана Михайловна, работаю воспитателем в этом детском саду более 25 лет. В течении 15 лет я была педагогом дополнительног...

Использование искусства "оригами" в математике

Развивает логическое мышление детей, ориентировку в пространстве, изучение и закрепление знаний о геометрических формах, развитие ориентации на листе бумаги....

консультация для родителей: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами"

теоретические знания и практические советы родителям по знакомству детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами....

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Мастер - класс для педагогов по оригами на тему: "Волшебное искусство оригами"

Знакомство педагогов со знаками в оригами и техникой сложения журавлика....