Мастер-класс для воспитателей ЛОСКУТНАЯ СТРАНА.
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Степановская Ольга Васильевна

Этот материал является частью долговременного проекта КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО НАРОДА, его частью РУССКАЯ ОБРЯДОВАЯ ИГРУШКА. Мастер-класс разрабатывался для курсов повышения квалификации для воспитателей ОМЦ ЮАО г. Москвы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для воспитателей

«Лоскутная страна».

                                                                    Разработала: Степановская О.В.,        

                                                                    воспитатель ГБОУ детский сад № 752.

Цель: ознакомление воспитателей с опытом  работы с тканью и нитками с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания объемных поделок (народная тряпичная кукла).
  2. Знакомство с художественным творчеством и духовным наследием русского народа через приобщение к созданию обрядовых кукол.
  3. Развитие художественного вкуса в области народного прикладного искусства.

Материалы:

  1. Презентация «Лоскутная страна».
  2. Выставка «Посиделки».
  3. Демонстрационный материал «Народная обрядовая кукла».
  4. Раздаточный материал для работы над созданием кукол «Неразлучники» и «Макошь» на каждого участника мастер-класса.

Предварительная работа: проведение занятий с детьми в рамках образовательной деятельности  по конструированию, совместных занятий детей и родителей в рамках внеобразовательной деятельности.

 СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Вступительная беседа о происхождении и развитии народной тряпичной куклы.(Презентация).

а) «Лоскутная страна»: направления работы с тканевым и нитяным материалом, используемые в работе с детьми

б)Назначение куклы : игровая, обрядовая, декоративная.

в) Изменение вида куклы на протяжении всего времени ее существования: материал, способы изготовления, материал.

г)Объяснение причин выбора кукол для мастер-класса :

- «Неразлучники»: яркая художественная форма, хорошо подходит для работы в рамках образовательной деятельности, способствует развитию мелкой моторики, позволяет развивать умение работать в парах, т.к. требует некоторой помощи при скреплении деталей.

- «Макошь»:  подходит для работы во внеобразовательной деятельности ,где дети работают вместе с родителями. Создание кукол вызывает интерес как у детей, так и у родителей. Особенно интересно проведение такой совместной работы в преддверии Дня матери, т.к. Макошь олицетворяла в древнеславянском пантеоне Всеобщую Мать – богиню плодородия. Техника исполнения головы куклы требует помощи взрослого.

2.Рассказ о материале выбранном для исполнения кукол на данном мастер-классе.

Так как на сегодняшний день народная кукла стала скорее декоративной, чем бытовой вещью, мы не придерживаемся всех правил создания таких кукол, а выбираем материал , облегчающий детям работу, а также материальные затраты. Вместо хлопчатобумажных скаток при создании «Неразлучников» мы используем флис, т.к. при наименьшем расходе он позволяет создать необходимый объем. Одежда кукол упрощается , но остается хлопчатобумажной или льняной для того, чтобы сохранить колорит народной игрушки. «Макошь» делается полностью из льняной или хлопчатобумажной ткани, т.к. не требует плотной внутренней основы.

  1. Создаем кукол.

«Неразлучники».

А) Две длинные полоски флиса поочередно скручиваем в трубку, складываем пополам и перевязываем так, чтобы обозначилась голова.

Б)Короткую полоску флиса также скручиваем пополам . Середину трубки перевязываем короткой ниткой, а края перевязываем длинной ниткой так, чтобы получилась ручка для подвешивания.

В)Сложенные пополам трубочки одеваем на короткую трубку и перевязываем в районе талии.

Г)Куклу-девочку оставляем без изменений. У куклы-мальчика перевязываем  нижние концы трубки – получаем ноги.

Д)Одеваем кукол. Девочка: повязываем косыночку, оборачиваем вокруг талии лоскут-юбочку и перевязываем. Мальчик: одеваем рубашку-заготовку и перевязываем на талии.

«Макошь».

А)Вырезаем круги-заготовки разного размера.

Б)Все обрезки собирает в самую большую заготовку и завязываем так, чтобы получилась голова.

В) Две последующие заготовки последовательно одеваем сверху и также перевязываем.

Г)Белый прямоугольник складываем по длине , одеваем так , чтобы обернуть голову, перевязываем вокруг на подобие обруча.

Д)Свободные концы завернуть внутрь и перевязать нитками – получаем рукава.

Е)На голову повязываем платок так, чтобы он перекрещивался на груди и завязывался сзади.

  1. Ответы на вопросы воспитателей. Советы по изготовлению подобных кукол.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛОСКУТНАЯ СТРАНА . К мастер-классу для воспитателей.

Слайд 2

ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ

Слайд 3

АППЛИКАЦИЯ НИТЬЮ

Слайд 4

ВЫШИВКА

Слайд 5

НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА

Слайд 10

«В г остях у бабушки Забавушки » комплексное открытое занятие для старшего дошкольного возраста.

Слайд 11

«Деревенские посиделки» - мастер-класс для детей и родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЛОСКУТНАЯ СТРАНА» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Часть 1

Слайд 2

29 ноября 2012 года на базе ГБОУ детский сад № 752 прошел окружной мастер-класс для воспитателей на тему : «Работа с тканью с детьми старшего школьного возраста». В основу мастер-класса был положен опыт работы в рамках проектной деятельности со старшими дошкольниками, проводимой в подготовительной группе «Светлячок» в 2011\12 уч . Году воспитателями Зайцевой Т.В. и Степановской О.В.

Слайд 3

Вступительное слово методиста ОМЦ , руководителя структурного подразделения « Чертаново - Центральное и Чертаново – Северное» Богородской Веры Петровны.

Слайд 4

Представление старшим воспитателем Польских Н.А. воспитателя Степановской О.В. Рассказ о направлении работы подготовительной группы.

Слайд 5

«Неразлучники»-свадебная обрядовая кукла. Яркая художественная форма хорошо подходит для работы в рамках образовательной деятельности, способствует развитию мелкой моторики, позволяет развивать умение работать в парах, т.к. требует некоторой помощи при скреплении деталей.

Слайд 6

Знакомство с рабочим материалом . Причины его выбора.

Слайд 7

Технологией производства. Характерные трудности , с которыми встречаются дети при работе.

Слайд 8

Ну вот! Первые «неразлучники» готовы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЛОСКУТНАЯ СТРАНА» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Часть 2.

Слайд 2

МАКОШЬ - Подходит для работы во внеурочной деятельности, где дети создают свои произведения вместе с родителями. Особенно интересно проведение такого мероприятия в преддверии Дня матери, т.к. МАКОШЬ – это главная б огиня – хранительница домашнего очага в пантеоне славянских богов. Техника исполнения головы куклы требует помощи взрослого.

Слайд 3

Знакомимся с материалом.

Слайд 4

Делаем заготовки деталей.

Слайд 5

Техника с головой куклы – требует взаимопомощи!

Слайд 6

Внимание!Самый трудный участок для детей.

Слайд 7

Да здравствует результат!

Слайд 8

Всех возьмем с собой домой!

Слайд 9

В конце мастер-класса старший воспитатель Польских Н.А. и воспитатель Степановская О.В. познакомили коллег с работами педколлектива по созданию атрибутики к мероприятиям в рамках патриотического воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал. Мастер-класс на тему: "Путешествие в страну Экология"

Мастер-класс на тему: "Ознакомление дошкольников с природой. Путешествие в страну Экология"....

Мастер-класс для родителей "Картина сказочной страны"

Цель: тестопластика и сказкотерапия....

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей (методистов) "Номенклатура дел старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения"

На данном мастер-классе предложен практический материал по номенклатуре дел: перечень документов, правила оформления дел и др....