Сообщение на педсовете
консультация по конструированию, ручному труду по теме

Царёва Людмила Васильевна

Конструирование как важная ступень в развитии умственных и творческих способностей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка. Это прежде всего важное средство умственного и творческого воспитания. Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества (форму, величину, строение, цвет), у него развиваются практические и познавательные действия, рождаются свои творческие идеи. В процессе обучения у детей развивается самостоятельность мышления, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели). Развиваются мелкие мышцы рук, обогащается и активизируется словарь детей. Всё это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Так как конструирование  играет большую роль в развитии ребёнка, я решила начать более углублённо работать по этой теме. В мою задачу входило, научить детей, приобретённые навыки знания, полученные в процессе конструктивной деятельности, использовать в различных жизненных ситуациях.

Для этого изучила программу  «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. Васильевой, а также проработала программу  Л. В. Куцаковой  «Конструирование  и  художественный  труд  в детском саду». Изучила и основательно освоила методическую хорошо известную литературу З.В. Лиштван «Конструирование» и более  современную:

Л. Ремизова «Учимся конструировать»;

Л. Парамонова «Детское творческое воображение»;

Л.Г. Комарова «Строим из ЛЕГО»

Поэтому я разработала серию конспектов для детей с использованием игровых приёмов. Для  того чтобы осуществить эту работу необходимо  создать условия. В нашей группе имеется строительный  материал, который хранится в бумажных коробках  на стеллажах, рядом  с ним необходимый дополнительный материал (куклы, машины, разные зверушки, домашние животные, человечки). Место для конструирования оборудовано в нашей группе  в стороне от постоянного движения детей и взрослых, на полу лежит ковёр. Имеется  крупный конструктор по типу «ЛЕГО», который хранится в ящиках, рядом с ним необходимый дополнительный материал (крупные транспортные игрушки, куклы и другой материал). Приобрели также мелкий конструктор по типу «ЛЕГО». Для удобного его хранения приобрели контейнеры из пластмассы с крышкой.  Они удобны тем, что дети могут сразу увидеть каждую деталь, нужную им для конструирования.  Мы приучаем детей раскладывать детали аккуратно, чтобы могли закрыть крышку.

В результате проделанной работы, мы наметили  перед собой основные задачи и составили перспективный план работы на год в средней, старшей и подготовительных группах.  В него мы включили занятия разных видов конструирования и работу вне занятий во 2-ом блоке.

*Конструирование из бумаги.

*Конструирование из строительного материала.

*Конструирование по типу «ЛЕГО».

*Конструирование из природного материала  (со старшей группы).

То, что мы наметили в перспективном планировании, подробно расписываем в календарном плане, где мы указываем конкретные темы, индивидуальную работу, предварительную работу. Для работы с детьми приобрела и изготовила дидактические игры, упражнения, чертежи, фотографии, рисунки.

Свою работу с детьми по конструированию я начала во второй младшей группе. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте  ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В конструировании  по замыслу уже во второй младшей группе у детей начинает проявляется их творческая жилка, детские фантазии воплощаются в реальную постройку, пусть даже очень простую. Основным методом обучения являлся использование образца построек, его анализ. Для детей данного возраста  характерно стремление делать постройки привлекательными внешне, не принимая во внимание их назначение. Поэтому,  мы воспитатели, должны  корректировать этот процесс.  Прежде  чем создать ту или иную постройку, знакомила детей самим предметом, обращала  внимание на его части (стол  имеет крышку, ножки; дом - стены и т.д., какие детали мы для этого возьмём).  С целью  развития умственной  активности предлагала детям самостоятельно  исследовать объект, предположить, как  используется  данный предмет (объект) в жизни. При анализе  образца учила детей определять и называть, какие части есть у постройки, из каких деталей они сделаны, с чего начинаем строить. Добивались, чтобы дети правильно называли цвет. Например, при раскладывании  материала на занятиях, говорила: «На этот стол ставим жёлтые кирпичики, а на другой красные».  Или  во время уборки  обращала внимание детей на названия, размер. Например, «Даша, собери все красные кирпичики, а Даня – жёлтые».  Следила за тем, чтобы у детей начал вырабатываться определённый алгоритм работы, что, безусловно, дисциплинирует умственные процессы ребёнка.

Во время работы  обращала внимание детей на точность называния деталей, их цвет и назначение. Например: «Аня, скажи, из каких деталей построим «заборчик» для животных. Закончив работу, предлагала обыгрывать постройку. В конце года многие дети знали название строительного материала, цвет деталей. У детей появились навыки и умения для сооружения постройки, желание её обыграть. Несколько занятий посвятила работе по замыслу. Для этого была проведена большая предварительная работа. С детьми конструировали из песка, из снега, при этом старались связывать тематику построек с темами занятий по конструированию в перспективном планировании. Творческие проявления и фантазии детей старались развивать и стимулировать добрыми словами, разумной похвалой, ставили в пример другим детям. Так мы с детьми постепенно шли от простейшего - к сложному.  Я видела, что дети достаточно успешно справляются  с поставленными задачами, у них есть неподдельный интерес к конструктивной деятельности, творческая инициатива. Они часто используют строительный материал в игровой деятельности, в индивидуальных  занятиях, и мы продолжали эту работу в средней группе.

В начале года мы провели  диагностику уровня  сформированности конструктивных навыков у наших детей в работе со строительным материалом. Детям был предложен ряд  дидактических игр и заданий для самостоятельного выполнения. Было выявлено, что высокий уровень развития  умений и навыков в конструировании имеют – 3детей, средней уровень, когда требуется детям незначительная помощь педагога, имеют – 17 детей, не справляются с заданиями – 3 ребёнка. Исходя из этих результатов, мы наметили и стали проводить планомерную работу.

В этой группе используются все виды конструирования, и во второй половине года вводится конструирование по типу «ЛЕГО» и из бумаги. Тематика детских построек  в средней группе значительно расширяется и усложняется. В этой группе большое внимание  уделяется  аккуратному выполнению конструкций, повышению у детей интереса к их качеству, творческому подходу к самому процессу и, непосредственно к результату работы. В данном возрасте ввели конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, что самим благоприятным образом влияет на развитие умственных, мыслительных и логических способностей  детей.

В младшем дошкольном возрасте встречаются трудности, особенно при анализе построек, работе с чертежами и совместном строительстве. Для успешного преодоления трудностей мы используем игровые приёмы – сказочность, загадочность, сюрпризность, которые побуждают  детей к практическому действию, вызывают желание прийти на помощь, выручать сказочных героев, сделать подарок близким или малышам, позволяет ребёнку находиться в действительности заполненсной игрой. Учитываем то, что дети этого возраста  болезненно переносят негативную  оценку взрослого, и не обижаются, если эту оценку осуществляет сказочный персонаж. Интерес к деятельности повышается и при использовании стихотворных строк. Например, при постройки машины, можно прочитать стихотворение: «Для чего нужны машины» и т. д. На занятиях  по конструированию игровая мотивация открывает  перспективу  на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки, реализации творческой  фантазии. Например, занятие на тему «Город мастеров» можно начать с рассказа о необычном сказочном городе и предложить детям превратить группу в такой же сказочный, фантастический  город. Стимулируем желание детей расширить поле деятельности. Например, можно строить не только за столом, но и на ковре, где дети могут развернуть свои творческие идеи в полном объёме.

Свою работу  мы  строим  в тесном контакте  со специалистами.  На занятиях  по развитию речи  дети узнают, что дома бывают разные одноэтажные и многоэтажные, что транспорт бывает разного вида и по назначению, в работе дети  знакомятся со свойствами бумаги и разнообразием её видов, название материала  и из чего он сделан.

На занятиях по изодеятельности  дети  познают, из каких частей состоит дом, транспорт, на что похожа та или иная часть (круг, квадрат и т. д.).  При конструировании человека  из конструктора по типу «ЛЕГО»  отмечают части тела, отличительные черты мальчика и девочки, закрепляют  цветовые  понятия.

На музыкальных занятиях  у детей развивается слух, внимание, играя на «музыкальных кирпичиках», закрепляют  умение  находить широкую и узкую сторону кирпичика.

На физкультурных занятиях формируется осанка, ориентировка, активность, физическая     выносливость. На математике закрепляются знания о величине, название геометрических фигур, количество и счёт, ориентировка в пространстве.

Сочетание занятий  конструированием со всеми другими  видами деятельности очень наглядно, действенно и неоспоримо  развивает, формирует и  совершенствует  умственные и творческие  способности дошкольников.

Свою работу мы строим в тесном контакте с родителями.  На   родительском собрании мы подробно рассказывали о разных  видах  конструировании, о его значении в развитии ребёнка, как  интеллектуальном, так и  физическом и творческом. Посоветовали  родителям,  как лучше оборудовать в  домашних условиях «уголок Юного конструктора». Оформили для родителей тематический стенд, где наглядно отразили информацию по этой теме. Также  даём устные консультации интересующимся родителям.

Перед нами стоят задачи в следующем году, особое внимание будет уделено умению работать с чертежами и схемами. Будем учить детей самостоятельно создавать простейшие чертежи, для этого планируем пользоваться методикой, предложенной Л. В. Куцаковой. Посредством конструирования, и не только, будем развивать умственные и творческие  способности наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете «Родословная»

С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...

Сообщение на педсовете на тему:"Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников".

       Воспитатель – это не «урокодатель», он – постоянный эталон для детей, родителей и окружающих. Он – актер, который может перевоплощаться в любую роль. Работая в дошкольном учреждении, главное - ...

Сообщение на педсовете На тему: «Игра - как самостоятельная деятельность».

Сообщение на педсовете На тему:«Игра - как самостоятельная деятельность»....

сообщение на педсовете "Причины речевых нарушений"

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-3...

Сообщение к педсовету.

Тема: « Театр картинок»....

Сообщение к педсовету "Взаимодейтсвие специалистов ДОУ по развитию речи детей"

В сообщении отражено, как в нашем ДОУ происходит взаимодействие специалистов и воспитателей в работе над развитием грамматически правильной и связной речи детей....

сообщение к педсовету

Структура описательного рассказывания, его виды.                     ...