Конспект комплексного занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для подготовительной логопедической группы с детьми с ОНР Коллективная работа «Лебединое озеро»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Филимонова Валентина Дмитриевна

Научить детей складывать фигурку лебедя из бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т

комплексного занятия по лексической теме

«Перелётные птицы» для подготовительной

 логопедической группы с детьми с ОНР

Коллективная работа «Лебединое озеро»

Цель. Научить детей складывать фигурку лебедя из бумаги.

Программные задачи

Образовательные:

  • расширить представления детей об окружающем мире;
  • уточнить знания о перелётных птицах;
  • закрепить навыки чтения пооперационных карт и умение работать в соответствии со схемой;
  • научить детей складывать фигурку лебедя в технике оригами.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать связную речь детей, отвечая на поставленные вопросы воспитателя полным ответом;
  • развивать интерес к творчеству оригами;
  • совершенствовать умения детей складывать бумагу в разных направлениях;
  • развивать эстетическое восприятие, композиционные умения при создании осенней картины;
  • развивать внимание, воображение, зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес и заботливое отношение ко всему живому;
  • способствовать проявлению инициативы, самостоятельности;
  • воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи при работе,

Материалы и оборудование.

Аппликативное изображение лесного озера (предварительно выполненного детьми), листы белой бумаги размером 10х10 см на каждого ребёнка, клей, фломастеры, ребристые  карандаши, семена фасоли, листы бумаги с контуром лебедя, салфетки;

предметные картинки с изображением перелётных птиц, схема поэтапного изготовления игрушки; иллюстрации с изображением стаи лебедей на озере; фотографии белых и чёрных лебедей, сделанные на монастырском пруду; фигурки лебедей из стекла, фарфора, хохломская ладья; аудиозапись «Улетают птицы».

Предварительная работа.

Наблюдения за живой и неживой природой; рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц, слушание голосов птиц в записи; сбор природного материала для аппликации лесного озера: листья, веточки, мох; заучивание загадок и стихов о перелётных птицах; прослушивание в записи «Октябрь» П.И.Чайковского; чтение сказки Х.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»  и сказки А.С.Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Ход занятия

В о с п и т а т е л ь: Сядет тот, кто назовёт:

- какой сегодня день недели?

- какой день недели наступит завтра?

- какой день недели идёт после вторника?

- как называются осенние месяцы?

- как называется второй месяц осени?

- соседей осени.

- Присаживайтесь. Ребята, давайте припомним осенние признаки (ответы детей):

- листья желтеют и осыпаются, начинается листопад:

- дует холодный ветер;

- солнце не так уже греет; день становится короче;

- небо серое – затянуто тучами;

- часто идёт моросящий дождь;

- люди одевают осеннюю одежду;

- в полях, огородах, садах люди убирают урожай;

- птицы песни звонкие больше не поют, собираются в стаи и летят в тёплые страны.

В о с п и т а т е л ь. Как называют таких птиц? (перелётными) Давайте назовём их. Вы будете называть и выставлять картинку с изображением птицы на доску (дети выполняют). Мы много не только говорили об этих птицах, но и учили загадки. Кто

вспомнит? (дети загадывают загадки)

Всех перелётных птиц черней,            Красногрудый, чернокрылый,

Чистит пашню от червей.                  Любит зёрнышки клевать,

Целый день на пашне вскачь                С первым снегом на рябине

И зовётся птица … (грач).                  Он появится опять.      (Снегирь)

Прилетела из-за моря маленькая пташка:

Чёрный кафтан, белая рубашка.    (Ласточка)

На шесте дворец, во дворце певец.   (Скворец)

Жить чужим птенцам мешает,          Северные гости    

А своих она бросает,                              Клюют рябины грозди.

И в лесу возле опушки                             Так нарядны и ярки,

Счёт годам ведёт … (кукушка).           На головках – хохолки!   (Свиристели)

Кто по тропочке идёт                          По лужку он важно бродит,

Быстрыми шажками,                            Из воды сухим выходит.

Длинным хвостиком трясёт?              Носит красные ботинки,

Догадайтесь сами!   (Трясогузка)        Дарит мягкие перинки.   (Гусь)

Маленький певец лесной лучше всех поёт весной.    (Соловей)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.   (Цапля)

- А теперь вы отгадайте мою загадку. О какой птице я расскажу?

     Кто хоть однажды видел этих птиц, величаво плывущих по воде, никогда уже не забудет.  Оперение у них ослепительно-белое, но бывают птицы и чёрного цвета. Клюв у птицы красный, а у основания небольшая чёрная шишка, на ногах перепонки, чтобы легче плыть. Осенью птицы собираются в стаи и с печальными криками покидают наши края. Но иногда они остаются зимовать на незамерзающих водоёмах. И тогда люди подкармливают птиц, помогая пережить суровую зиму.

- О какой птице я рассказала? (о лебеде) Верно. А где в нашем городе можно увидеть этих прекрасных птиц? (на пруду Николо-Угрешского Монастыря) Вспомните, в каких сказках среди героев были лебеди? (ответы детей) Не только в сказках мы видим  лебедей. Посмотрите, какие замечательные фигурки лебедей изготавливают мастера из стекла и фарфора, из дерева. Они украшают наш дом, группу.(показ фигурок) Сейчас я предлагаю вам выложить контур лебедя семенами фасоли (дети выполняют). Молодцы! У всех замечательно получилось!

Физкультминутка (дети выполняют движения в соответствии с текстом под спокойную музыку).

Лебеди летели,

И на воду сели.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Посидели, посидели

И дальше полетели.

В о с п и т а т е л ь. Вот и на наше озеро опустился лебедь (прикрепляется фигурка  лебедя, сложенная способом оригами, на аппликацию лесного озера).  Наверное, он ждёт других лебедей, чтобы вместе отправится на юг. Давайте сделаем из бумаги таких же птиц. Вспомните, как называется  такой метод складывания фигурок? (оригами)  Как обычно, перед началом работы рассмотрим схему последовательного выполнения фигурки (ребёнок у доски анализирует схему, а затем 2-3 ребёнка повторяют). А теперь подготовим для работы пальчики.

Проводится массаж пальцев и ладоней рук карандашом.

- Всё необходимое на подносах, можно приступать к работе. А чтобы у нас было хорошее осеннее настроение и работа спорилась, будет звучать осенняя мелодия.

 ( Под спокойную мелодию: шум волн, крики птиц дети выполняют задание, фломастерами дорисовывают глаза, клюв. Тем, кто затрудняется, помогает педагог и дети, которые успешнее освоили складывание. Готовых птиц дети наклеивают на озеро, берег и т.д.)

- Друзья мои, посмотрите, какая получилась красота! (Дети стоят полукругом около доски, перед аппликацией озера) Кажется, что сейчас лебеди взмахнут крыльями и улетят. Было озеро лесное, а стало …лебединое.

Молодцы! Сразу видно, что вы дружные ребята. А сейчас Максим прочитает стихотворение о лебедях.

Солнце озарило

Бледный небосвод,

Лебедь белокрылый

Медленно плывёт.

Тает отраженье

В зеркале воды.

Дремлют без движенья

Светлые пруды.

Капля серебрится

В зелени листа.

Может быть, мне снится

Эта красота?

Занятие закончено.

Используемая литература

  1. Любимые сказки. М.: «Стрекоза – Пресс», 2003.
  2. Т.А. Шорыгина. Птицы. Какие они?  М.: «Гном и Д», 2000.
  3. С.Д. Томилова. Полная хрестоматия для дошкольников. М., Астрель, 2009.
  4. Н.В. Ерёмина, Т.И. Тарабаркина. 1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  5. Программа дошкольного образования  «От рождения до школы».

      под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Т.А. Васильевой. М.: «Мозаика – Синтез»,                

            2012.

      6.   Акимушкин И. Мир животных. М.: «Молодая гвардия», 1973.

      7.   Прокопенко М.С. Когда смеются птицы. М.: «Сварог», 1996.

      8.   Остапов Ф. Певчие птицы нашей Родины. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

      9.   Игрушки из бумаги. С-П.: «Дельта», 1996.

      10. Ткаченко Т.А. Физкультминутки. М.: «Гном и Д», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия ( развитие речи с оригами) " Зимнее путешествие" подготовительная логопедическая группа

Занятие хорошо составленно. Насышенно понятным, доступным материалом для детей. Обобщает знания детей по темам              " Домашние животные", " Дикие животные", ...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Семья"

Цель. Обощить и актуализировать эмоциональный опыт детей семейных отношений.Задачи.Закрепить представления детей омире семьи, родственных отношениях.Воспитывать желание заботиться облизких.Развивать ч...

Конспект НОД "Возвращение перелётных птиц" в подготовительной логопедической группе в рамках ОО "Познание".

Занятие полностью посвящено птицам. Учим детей составлять и решать арифметические задачи. Записывать арифметические выражения.Развиваем способность к моделированию пространственных отношений между объ...

презентация к занятию по лексической теме "Зимующие птицы" в старшей логопедической группе

Презентация представляет схематические рисунки, по которым можно составить описательный рассаказ о зимующих птицах и угадать, какая птица загадана....

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» (старшая логопедическая группа)Тема: «Перелётные птицы».Задачи: расширить словарь по теме; развивать умение со...

Рекомендованные дистанционные задания для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом комплексного-тематического планирования. Лексическая тема " Перелётные птицы"

В реалиях современной действительности вопросы дистанционного обучения детей неожиданно выходят на первый план. Предлагаю подобранный материал с учетом тематического планирования для дошкольников, пос...