Главные вкладки

    Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
    рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

    Аршанапалли Олеся Сергеевна

    Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией  народного художника России Б.М.Неменского  - Н.А.Горяева «Программа для дошкольных образовательных учреждений. Первые шаги в мире искусства».

    Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.

    Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_umelye_ruchki.docx38.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное

    дошкольное образовательное учреждения

    Центр развития ребёнка Детский сад №1 «Успех»

    Программа дополнительного образования

    «Умелые ручки»

    Руководитель – Аршанапалли

    Олеся Сергеевна

    г.Москва, г.о. Троицк 2013

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Умелые ручки»

    Возраст детей: 3- 4 года.

    Срок реализации: 1 год.

    Наименование программы: «Умелые ручки».

    Образовательные области: Художественное творчество, Коммуникация, Познание, Труд, Художественная литература., Безопасность.

    Вид программы: модифицированная.

    Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная.

    Уровень результативности образовательного процесса: информационно-досуговая.

    Способ освоения содержания образования: репродуктивно-эвристический.

    Направленность деятельности: начально-техническая.

    Актуальность программы

    «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                                                                                        В.А.Сухомлинский

    В концепции непрерывного образовательного процесса дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в развитии человека.  «Это период первоначального фактического складывания личности» (А.М.Леонтьев). И если говорить о творческом потенциале ребенка, то именно в дошкольном периоде ребенок делает первые шаги в мир искусства. Именно в дошкольном детстве у ребенка развиваются первичные формы творчества, эмоционально-ценностное отношение к миру, ассоциативное мышление, художественно-образные представления об окружающем мире, фантазия и воображение.

    Пояснительная записка к программе

    Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией  народного художника России Б.М.Неменского  - Н.А.Горяева «Программа для дошкольных образовательных учреждений. Первые шаги в мире искусства».

    Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.

    Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

    Эти  эмоционально-познавательные и  творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики.  «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

    Немного слов о бумагопластике, так как именно такая техника развивает у детей способность работать руками над контролем сознания. При овладении различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание  у детей совершенствуется мелкая моторика, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания. Также бумагопластика имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, творческого воображения, художественного вкуса. Она стимулирует и развитие памяти, знакомит с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги животного или насекомого, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

    Основные принципы программы

    1. Опора на природу ребенка и синкретичность детского художественного творчества (ребенок сам по себе обладает отзывчивостью, способностью к игре, открытостью к миру).
    2. Принцип постоянства связи с жизнью, реальным детским опытом (опора на реальный детский опыт- зрительный, чувственно-эмоциональный, речевой, жизненно-бытовой).
    3. Игровой принцип вовлечения детей в процессы художественно-образного познания на занятиях.
    4. Освоение материала программы на основе личностного переживания, проживания, использования богатства чувств и ощущений.
    5. Взаимодействие разных видов искусства и художественно-творческой деятельности на занятиях.
    6. Взаимосвязь восприятия и художественно-практической деятельности на занятиях.
    7. Олицетворение, одушевление как естественная форма общения ребенка с окружающим миром (одушевление предметов, явлений окружающего мира – у листьев есть щечки, у дерева ветки-ручки и т.д.).

    Задачи художественно-творческого развития дошкольников

    Задачи формирования нравственно-эстетической отзывчивости, эмоционально-ценностного отношения к миру:

    • формировать способность радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях;
    • формировать способность воспринимать образы природы, предметного мира как нечто живое, одухотворенное, сопереживать всему;
    • формировать способность открывать для себя красоту в привычном, обыденном; эмоционально воспринимать разнообразные художественные материалы.
    • Формировать способность радоваться встрече с произведениями искусства; обращать внимание на красоту форм, сочетание цветов, выразительность и неповторимость образов.

    Задача формирования творческой активности (наблюдательности и фантазии): 

    • Учить детей наблюдать, созерцать, творческки включаться в процесс восприятия, находить подходящие слова-образы для выражения собственного отношения к воспринимаемому;
    • Учить детей проявлять творческую фантазию, использовать зрительные, игровые впечатления в процессе выполнения творческих заданий;
    • Учить проявлять самостоятельность и оригинальность в разных видах художественно-практической деятельности – изобразительной, декоративной и конструктивной;
    • Учить проявлять заинтересованное отношение к работам своих товарищей,уметь давать им посильную оценку, отмечая в них наиболее интересные решения и выразительные моменты.

    Задача формирования художественных знаний, умений, навыков:

    1. Умения и навыки в изобразительной деятельности:
    • Развивать умение широко и уверенно смешивать краски по всей поверхности листа, создавая живой, эмоциональный фон-настроение (подмалевок);
    • Развивать умение изображать растения, животных, предметы в соответствии с поставленными задачами, используя различные материалы;
    • Развивать умение передавать в рисунке движение, соотношение величин, характеры, уметь компоновать изображение на листе;
    • Уметь использовать средства художественной выразительности- цвет, линию, форму, объем, композицию и т.д. для создания правильного образа.
    1. Умения и навыки в конструктивной деятельности:
    • Развивать умение создавать объемные и рельефные образы из пластилина, теста и из бумаги на основе  освоения различных приемов работы в технике бумажной пластики;
    • Развивать умение конструировать сказочные образы из любого природного материала.
    1. Умения и навыки в декоративной деятельности:
    • развивать умение украшать плоскостные и объемные фформы растительными, геометрическими и комбинированными узорами, используя различные принципы построения композиции;
    • развивать умение украшать форму-шаблон элементами узоров;
    • развивать умение выполнять работу в конккретном материале (поделки с лоскутами ткани, поролона, ватными дисками и т.д.).

    Структура программы

    Программа рассчитана на один год – на обучение детей  трех-четырех лет.  Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы кружка занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

    Система художественно-творческих заданий выстраивается с учетом сбалансированности изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

    Занятия по программе проводятся один раз в неделю с декабря 2012 года по июнь 2013 года по 15 минут в кабинете изодеятельности.

    Оптимальное количество детей в группе – 8 человек.

    Формы обучения

    Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

    Метод обучения – групповой (организация работы в подгруппах).

    Способ организации занятий: словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.), наглядные (показ иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и т.д.), практические (выполнение работ по схеме).

    Способ освоения материала: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию), репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности), частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом), исследовательский ( экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей).

     Общий план занятия:

    1. Подготовка к занятию.
    2. Введение в тему занятия (загадка, стихи), показ образца, рассматривание образца и анализ.
    3. Практическая часть: показ педагогом процесса изготовления работа; самостоятельное изготовление работы; оформление образа; анализ работы детей.

    Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

    Формы подведения итогов: проведение выставки работ в группе и на выставочной доске «Вернисаж» в детском саду, организация фотовыставки в социальной сети.

    Материалы, инструменты и оборудование, используемые на занятиях кружка

    Для работы по программе используется широкий круг разнообразных материалов и инструментов:

    • в качестве основы для выполнения плоскостных изображений – белая и тонированная бумага (формат А4), обои, картон, оберточная бумага;
    • для выполнения живописных заданий – гуашевые краски, акварельные краски, кисти разных размеров, поролоновые губки(для нанесения подмалевка), баночка для воды и тряпочка;
    • для выполнения рисунков – каранаши цветные,простые, фломастеры, маркеры;
    • для лепки – пластилин, соленое тесто, стеки, досточки для лепки, предметы для декорирования поверхности;
    • для конструирования, моделирования из бумаги, выполнения работ в технике аппликации – цветная, белая плотная и тонкая бумага, бумажные салфетки, ножницы (со средней группы), клей ПВА;
    • для декоративных работ – лоскуты ткани, штампики для нанесения узора, блестки, пуговицы и т.д.;
    • природный материал – осенние листья, перья, ккора дерева, семена, засушенные цветы и т.д.

    Также на занятиях по мере необходимости используется наглядный материал – репродукции, произведения декоративно-прикладного искусства.

    Необходимы также клеенки ( для каждого ребенка на стол), магнитная доска.

    Перспективный план кружка

    Декабрь 2012 «Месяц аппликаций»

    Занятие 1

    «Воздушный шар»

    Налеп, аппликация, рисование (по желанию)

    Познакомить с изокабинетом, рассказать о творческой мастерской «Умелые ручки».

    Пробудить желание лепить. Развивать мелкую моторику.

    Занятие 2

    «Зимний лес»

    Аппликация, бумажная пластика

     (поролон, бумага). Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику.

    Занятие 3

    «Снеговик»

    Аппликация

    Продолжать знакомить детей с аппликацией из разных материалов (ватные диски). Развивать эстетическое восприятие, художественное воображение. Развитие конструкторского мышления. Развитие мелкой моторики.

    Занятие 4

    «Елочка»

    Объемная аппликация

    Продолжать знакомить с различными свойствами бумаги(сгибание, разгибание). Создать праздничное настроение от процесса изготовления и восприятия результатов вработы.

    Январь 2013

    Занятие 5

    «Маски»

    Раскрашивание медали из соленого теста

    Развивать эстетическое восприятие, интереса к изобразительной деятельности. Познакомить с новым материалом для творчества (как основа) – соленое тесто. Продолжать учить рисовать мазки, точки, кольца. Учить детей самостоятельно находить способ изображения эмоции.

    Занятие 6

    «Змейка»

    Раскрашивание объемной бумажной модели

    Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать развивать умение пользоваться красками нескольких цветов. Познакомить с приемами работы со складными и объемными моделями.

    Занятие 7

    «Клоун»

    Объемная аппликация из ткани

    Продолжать знакомить детей с аппликацией из разных материалов – ткань, пуговицы. Развивать мелкую моторику. Развивать творческие способности. Формировать навыки усидчивости. Продолжать развивать умение пользоваться клеем ПВА и кистями.

    Февраль 2013

    Занятие 8

    «Весеннее солнышко»

    Бумажная пластика, раскрашивание

    Формировать у детей интерес к работе в технике бумажная пластика. Развивать мелкую моторику. Познакомить с новым методом раскрашивания (объемная модель из мятой бумаги). Закреплять умение рисовать короткие и длинные прямые штрихи.

    Занятие 9

    «Найди дорожку»

    Аппликация, налеп

    Продолжать вызывать у детей интерес к аппликации и лепке, побуждать на основе игровой ситуации создавать из бумаги и пластилина иллюстрацию к сказочной истории доступными для ребенка средствами.

    Занятие 10

    «Парк»

    Рисование

    Учить детей рисовать дерево гуашевыми красками, стараясь передавать особенности строения дерева и размещения его в пространстве. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эмоции и полученные представления.

    Занятие 11

    «Открытка маме»

    Аппликация

    Учить детей составлять гармоничный образ цветка в горшочке из отдельных элементов. Развивать комбинаторные способности. Воспитывать уважительное отношение к близким.

    Март 2013

    Занятие 12

    «Цветы»

    Рисование, акварель

    Познакомить детей с акварелью. Познакомить детей с новым художественным методом рисования – тонирование. Познакомить детей с новым методом нанесения краски на лист бумаги – «на мокрую бумагу».

    Занятие 13

    «Подснежник»

    Рельефная картина из пластилина (размазывание)

    Побуждать к созданию картины из пластилина в подарок близкому человеку. Побуждать самостоятельно искать варианты изображения частей цветка. Развивать мелкую моторику.

    Занятие 14

    «Мимоза»

    Аппликация с использованием бумажных салфеток

    Продолжать знакомить детей с аппликацией из разных материалов (бумажные салфетки). Познакомить с техникой сминания и скатывания.

    Занятие 15

    «Цыплята»

    Рисование, гуашь

    Продолжать развивать умение рисовать «от пятна». Развивать умение изображать цыплят в движении. Развивать интерес к животному миру.

    Апрель 2013

    Занятие 16

    «Птичка на палочке»

    Поделка, аппликация

    Продолжать знакомить детей с аппликацией из разных материалов( бумага и деревянная палочка). Развивать творческие способности. Продолжать закреплять умение пользоваться клеем ПВА.

    Занятие 17

    «Березы»

    Рисование, гуашь

    Продолжать учить детей передавать образ дерева. Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе, отражению впечатлений в изобразительной деятельности.

    Занятие 18

    «Фоторамка»

    Аппликация

    Продолжать учить детей складывать гармоничный образ цветка из отдельных элементов. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание радовать близки людей сделанными своими руками поделками.

    Занятие 19

    «Барашек»

    Налеп из пластилина

    Продолжать вызывать интерес к лепке. Продолжать закреплять умение отрывать от большого кусочка пластилина маленькие куски, скатывать их в комочки и налеплять определенным способом на картон.

            

    Май 2013

    Занятие 20

    «Пилотка для ветерана»

    Аппликация, раскрашивание

    Создавать условия для ознакомления детей  с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной Войне. Воспитывать у детей чувства уважения к старшему поколению, бережного отношения к памяти прошлого. Продолжать учить аккуратно и правильно наклеивать детали композиции на основу

    Занятие 21

    «Гусеничка в траве»

    Обрывная аппликация, бумажная пластика

    Продолжать знакомить детей с миром насекомых.  Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук. Формировать у детей положительный настрой на исполнение работы. Развивать фантазию, воображение. Развитие мелкой моторики.

    Занятие 22

    «Тюльпан»

    Рисование, гуашь

    Продолжать воспитывать интерес к рисованию гуашевыми красками. Развивать умение нанести на лист подмалевок( фон), затем рисунок. Научить не боятся смешивать краски. Учить детей передавать образ цветка (тюльпан).

    Занятие 23

    «Петушок»

    Объемная аппликация, поделка

    Познакомить детей с новым способом сворачивания бумаги (в конус), с приемами скрепления сторон конуса. Развивать мелкую моторику. Развивать творческие способности, фантазию (умение обыграть получившуюся поделку-игрушку)

    Июнь 2013

    Занятие 24

    «Гусеничка»

    Бумажная пластика, аппликация

    : Продолжать знакомить детей с миром насекомых, воспитывать бережное отношение к насекомым. Продолжать знакомить детей с новыми способами использования бумаги – сгибание. Развивать мелкую моторику

    Занятие 24

    «Угощение для игрушек»

    Лепка из соленого теста

    Формировать способность эмоционально переживать типичной жизненной ситуации в процессе игровой и изобразительной деятельности. Воспитывать заботливое, внимательное отношение детей к игрушкам. Обучать лепить угощения в форме пирожных, тортиков, печенья, конфет  и украшению их

    Занятие 26

    «Юла»

    Декоративное раскрашивание, гуашь

    Формировать у детей эмоциональное отношение к игрушкам, способность удивляться, радоваться неожиданным волшебным эффектам. Развивать умение украшать поверхность предмета цветными пятнами и линиями

    Занятие 27

    «Чудо-дерево»

    Обрывная аппликация

    Развивать у детей интерес к сказочным образам деревьев. Формировать желание создать свой образ дерева с помощью цветной бумаги. Продолжать учить выполнять работу на весь лист.

    Литература

    1.Н.А.Горяева Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства,- под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.

    2. Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги,-  Ярославль, 2006.

    3. Мейстер Н.Н. Бумажная пластика,- АСТ Астрем, Москва, 2001.

    4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду,- Москва,  Сфера, 2009.

    5. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги,- Москва, Скрипторий 2003, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования в ДОУ . Бисероплетение. «Умелые ручки».

    Образовательнаядвухгодичная программа программа по бисероплетению с детьми старшего дошкольного возрастасоставлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей ...

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

    В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих  способностей ребенка по...

    Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)

    Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...

    Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Волшебные ручки»

           Цель  программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, техни­ческих умений и навыков в...

    Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.

    Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....

    Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

    Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...