Блоки Дьенеша и игры с ними
занимательные факты по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Салыкова Нина Ибраевна

использование блоков Дьенеша на занятиях и в самостоятельной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bloki_denesha.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon igry_s_bd_1_variant.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Развитие  логического  мышления

у дошкольников с  помощью дидактических игр и упражнений,    организованных по принципу  блоков  Дьенеша.

                                      Противоречия

 Проблема интеллектуального развития ребенка неизменно остается в центре  внимания психологов, педагогов, родителей. Всем известно, какую огромную роль в интеллектуальном развитии  человека играет  дошкольный возраст.

Главные основы воспитания закладываются до пяти лет- это 90% всего воспитательного процесса, а  затем воспитание продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет - утверждал А.С.Макаренко.

Научными коллективами  разрабатывается и рекомендуется к практическому применению большое количество программно-методических материалов, предлагающих целостные системы формирования у детей способов интеллектуально-познавательной деятельности. Вместе с тем, большое количество программно- методических материалов не только не снимают проблем интеллектуального развития дошкольников, но и , в некоторых случаях, усугубляет существующие проблемы, т.к. весьма сложно здраво выбрать ту систему, которая наиболее конструктивна и конгруэнтна, адекватна по отношению к имеющимся условиям в дошкольном учреждении и реальным потребностям конкретного состава детей.

В данном случае, гипотетически  можно следовать двумя принципиально разными  (но совмещающимися) стратегическими путями;

-Признать, что в систематической, целенаправленной работе по развитию интеллектуально-познавательной деятельности нуждаются все без исключения дети.

-Признать, что целесообразно выделить, по крайней мере, одно направление интеллектуального развития ребенка и считать его ведущим и системообразующим.

Это не исключает наличия множества других вариантов, но, на мой взгляд, адаптация уже имеющихся, потребует максимальной консолидации всех профессиональных сил. Соответственно, для формирования концептуального обоснования деятельности я выбрала более локальное направление-‘’Cистематизация игр и упражнений на развитие логического мышления у детей с использованием принципа блоков Дьенеша.

ПРИЧИНЫ,  побудившие меня к концентрации внимания на этом разделе интеллектуального развития дошкольников, состоят в том что;

  1. дети не умеют мыслить логически;
  2. недофинансирование дошкольных учреждений не позволяет покупать уже имеющийся методический материал, такой необходимый при работе с дошкольниками.

ПРОБЛЕМА: Отсутствие  интересного наглядного материала для создания игровой мотивации при развитии у дошкольников логического мышления.

                        СУЩНОСТЬ ОПЫТА,  ВЕДУЩАЯ  ИДЕЯ.

Я считаю, что одна из основных трудностей организации педагогического процесса, направленного на становление и развитие начал логического мышления, состоит в необходимости обеспечения игрового, познавательно-активного, содержательно близкого интересам и потребностям детей действия, в ходе которого потребность выделить логическую закономерность, составить логическую цепочку, установить логические взаимосвязи и взаимозависимости должна рождаться и проявляться совершенно естественным, не навязанным педагогом, путем.

Как правило, воспитатели  используют для развития логического мышления такие приемы как развивающие вопросы, картинки с незаконченным сюжетом, специальные дидактические игры. В частности, это могут быть и игры с логическими блоками Дьенеша. К сожалению, практики используют блоки Дьенеша чаще всего лишь в соответствии с инструкцией, не используя огромный потенциал, заложенный в самой идее: научиться  самостоятельно устанавливать логические закономерности и уметь переносить принципы логических цепочек, общностей на любое содержание.

ЦЕЛЬ, которую я поставила перед собой:                                                - -разработать дидактические игры и  упражнения, позволяющие реализовать идею логических  блоков Дьенеша, совершенно на любом наличном материале.

-привести их в систему, апробировать и описать полученные результаты.

Игры и упражнения разделены по блокам:

-выявление и абстрагирование свойств,

-сравнение, классификация, обобщение,

-логические действия и операции.

Все описанные в разработке игры и упражнения отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусматриваемых программой для детей дошкольного возраста. Занятия, по разработанной  системе методических материалов, дает возможность организации как индивидуальной так и групповой формы игровой деятельности, что готовит ребенка к разнообразным формам обучения в школе.

В условиях детского сада  предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы на занятиях по математике, экологии, физкультурных и вне занятий. Однако они требуют, во всяком случае, при первом проведении, руководства со стороны воспитателя.

Достояние представленного материала заключается в том, что он позволяет максимально приблизить содержание игр и упражнений к интересам и потребностям детей-девочек, с их увлеченностью миром кукол, красивых вещичек, и мальчиков, увлеченных автомобилями, динозаврами. И еще одна ценность представленных  методических материалов видится в том, что при использовании одного и того же  пособия можно варьировать правила выполнения задания с учетом индивидуальных возможностей детей:  например, для детей с  преобладающим  зрительным  восприятием обучение  правилам игры обязательно с использованием  карточек, а ее закрепление  только по словесному заданию, а у детей со слуховым  восприятием - при закреплении игры используются  только карточки, без словесного сопровождения, что способствует развитию у детей разных  типов  восприятия. В дальнейших планах - разработать материал по развитии мышления на основе тактильного восприятия.  Игры   развивают и  воображение, и логическое мышление, что способствует  установление  взаимосвязей  между правым и левым полушариями  головного мозга.

Основными  ФАКТОРАМИ  УСПЕШНОСТИ считаю:

-искренний интерес детей, вовлеченных в активную исследовательскую   деятельность,

-достаточная новизна и оригинальность разработанного материала.

   



Предварительный просмотр:

                         Игры и двигательные упражнения

                    с использованием принципа блоков Дьенеша.

  1. «Пройди по дорожке»

Материал: большие плоскостные фигуры блоков Дьенеша.

Фигуры  выкладываются на полу так, чтобы дети смогли пройти по дорожкам:

  • из красных фигур (из синих, из желтых),
  • из квадратных фигур (из треугольных, из круглых, их квадратных, из прямоугольных).
  1. «Найди свою фигуру»

Материал: большие плоскостные фигуры блоков Дьенеша, набор блоков Дьенеша (24 шт. без толстых)

На полу разложены большие плоскостные фигуры блоков Дьенеша, детям даются фигуры из набора, по команде каждый ребенок находит большую  фигуру, соответствующую по своим признакам маленькой.

П.И. «Найди свое гнездышко»,  «Найди свой домик».

  1. «Найди свой домик»

Материал: большие плоскостные фигуры блоков Дьенеша,  карточки с обозначениями свойст фигур (адрес дома).

1 уровень: карточки с обозначениями  1 свойства (цвет, форма, величина)

дети бегают, а потом ищут свой домик по одному признаку, ребенок может выбрать красную фигуру любой формы и т.п. По сигналу воспитателя, дети меняются карточками, бегают, а затем снова ищут свой дом.

2 уровень:  карточки с обозначением 2 свойств (цвет + форма, цвет + величина,

форма +величина), дети ищут свой домик в соответствии с двумя признаками, ребенок может выбрать красный квадрат и большой и маленький.

3 уровень: карточки  с обозначениями 3 свойств (цвет + форма + величина)

каждый ребенок должен найти только свой домик.

П.И. «Найди свое место в автобусе (в самолете, в поезде) по проездному билету»

  1. «Найди свой космодром»

Материал: большие плоскостные фигуры блоков Дьенеша, игрушечные ракеты с разными   иллюминаторами (по форме и размеру соответствующие блокам Дьенеша)

Дети берут ракеты и «летают» по залу, по сигналу воспитателя, каждый космонавт ищет свой космодром в соответствии с признаками иллюминаторов (напр. большие + синие + треугольные). Затем, по сигналу ракеты взлетают и

1 вариант – дети пересаживаются на другую ракету (меняются ракетами)  или

2 вариант – воспитатель меняет местами космодромы (перекладывает большие фигуры в разные места) и предлагает «космонавтам» найти свой космодром.

П.И. «Космическое путешествие» (большие фигуры – планеты в космическом пространстве, каждая ракета летит на свою планету).

  1. «Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

1 уровень: карточки с обозначениями  1 признака (цвет, форма, величина), все блоки  лежат в одном обруче (рассада), нужно взять один блок и посадить в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Блоки Дьенеша – забавная игра для развития и ума»

Родители знакомятся с целью и приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша...

Консультация для родителей «Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума»

Блоки Дьенеша - пособие, специально разработанное для подготовки мышления детей к усвоению математики....

Выступление на городской методической площадке «Блоки Дьенеша – универсальная игра»

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие игры. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки....

Методические рекомендации для родителей "Логические блоки Дьенеша, и как с ними играть"

Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации,которые помогут создать партнёрское взаимодействие с родителями воспитанников по созданию условий в семье для развития логического мышления у детей....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....