Главные вкладки

    Рабочая программа «Игры со строительным материалом»
    рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

    Гейнбихнер Наталия Владимировна

    Задачи

    ü Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.

    ü В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

    ü Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

    ü Способствовать пониманию пространственных соотношений.

    ü Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

    ü По окончании игры приучать убирать игрушки на место.

    ü Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

    ü Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.

    ü Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_so_stroitelnym_materialom.docx32.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад №65 («Бусинка») г.Воркуты

    Принят                                                                                                                                                                                    Утвержден приказ директора  

    Педагогическим советом                                                                                                                                            МБДОУ «ЦРР – детский сад №65»   МБДОУ «ЦРР – детский сад №65»                                                                                                                          От «     »                      2012№           .

    Протокол от «    »                    2012№          .                                                                                                                         .                    Л.А Павленко       

    Рабочая программа

     «Игры со строительным материалом»

    Группа раннего возраста (1-2 года)

    Гейнбихнер Наталия Владимировна

    1 квалификационная категория

    2012 год

    Игры со строительным материалом.

            Пояснительная записка        

    Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами строительных элементов

    Основное внимание при организации конструирования уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

    Основными задачами программы по данному разделу являются: формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности; стремление к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства. 

    Задачи

    • Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.
    • В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
    • Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
    • Способствовать пониманию пространственных соотношений.
    • Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
    • По окончании игры приучать убирать игрушки на место.
    • Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
    • Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.
    • Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

    Ожидаемые результаты к концу года:

    • У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные), конструктивные свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); длинная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.).
    • Дети различают все детали предлагаемых наборов строителя и конструктора и называют некоторые из них.
    • Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).
    • Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.).
    • Дети начинают проявлять интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырезанные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу воспитателя, по словесной конструкции).
    • Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
    • Дети пытаются конструировать самостоятельно.
    • Обогащается словарный запас; развиваются восприятие, внимание, память, мышление, конструктивные умения детей.
    • В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно-отобразительная игра.
    • Развивается речевое и игровое общение детей.
    • Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).

    Материалы для занятий: строительный материал из различных геометрических фигур, детали деревянного и пластмассового конструктора, макеты (схемы) построек. 

    Список используемой литературы

    1. Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа/ авт. – сост. О.П.Власенко, В.М. Мезенцева. Волгоград. 2011
    2. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду 1 младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ
    3. Лиштван З.В. Конструирование. Смоленск. 1981
    4. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. / авт. – сост. О.П.Власенко и др. Волгоград. 2011
    5. Бондаренко Т.М. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. 2010

    Комплексно – тематическое планирование

    Тема

    Задачи

    Развивающая среда

    Форма и методы организации совместной образовательной деятельности осуществляемых в ходе  режимных моментов

         В период адаптации проводятся индивидуальные занятия, разговоры с детьми, показ игрушек-забав, организация занимательной

    деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей

    Сентябрь

    Башня

    Закреплять умения накладывать детали, наращивания постройку в высоту (4-5 деталей); подбирать флажок, соответствующий цвету постройки

    Развивать речевую активность

    Помочь детям четко представить себе, что они собираются создавать, из каких частей состоит постройка, как они связаны между собой, определить последовательность его постройки; учить использовать разнообразные по форме и набору детали строительного материала, закреплять знания геометрических фигур

    Строительные наборы, флажки по основным цветам, кукольный театр «Теремок»

    Дидактическое упражнение «Вверх-вниз»

    Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками

    Чтение русской народной сказки «Теремок»

    Чтение: Б. Заходер «Строители»

    Инсценировка  русской народной сказки «Теремок»

    Игра «Построим мишке домик»

    П./и. «У медведя во бору»

    Игра-детская забава «Мишка пляшет», «Веселый мишка» (сл. и муз. Е.Д. Макшанцевой)

    Пальчиковая игра «Строим дом»

    Домик мишке

    Помочь детям четко представлять себе, что они собираются создавать, из каких частей состоит домик, как они связаны между собой; научить последовательно вычленять отдельные элементы домика; формировать умения ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущего домика, образец домика, определять последовательность его постройки (основание, стены, вход, крыша); учить использовать разнообразные по форме и набору детали строительного материала, сравнивать изображения, складывать целый домик из частей; закреплять знания геометрических фигур; воспитывать заботливое отношение к животным.

    Строительные наборы, игрушка мишка.

    Чтение стихотворения А. Усачева «Медовая песенка»

    Д./и. «Окошки»

    П./и. «У медведя во бору»

    Игра-детская забава «Мишка пляшет», «Веселый мишка» (сл. и муз. Е.Д. Макшанцевой)

    Пальчиковая игра «Строим дом»

    Октябрь

    Кроватка для неваляшки

    Формировать умение сооружать постройки по образцу; развивать умение различать и называть основные формы строительного материала (кубики, кирпичики); активизировать в речи слова «большой», «поменьше», «маленький»; дифференцировать понятия «лавка» и «кровать»; создавать радостное настроение от результатов работы.

    Строительные наборы, игрушка неваляшка.

    Знакомство с игрушкой-неваляшкой

    Игра «Большая неваляшка»

    Физкультминутка: «Неваляшки»

    Двигательная пауза «Погуляем» (муз. Е.Д. Макшанцевой)

    Заборчик для уточки

    Учить конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, конструктивный праксис, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, активизировать словарь по теме

    Строительные наборы, игрушка уточка.

    Рассматривание и обсуждение постройки «Какой заборчик?»

    Подражательное упражнение «Утята»

    Слушание и выполнение движений «Веселые утята»

    Чтение стихотворений и потешек «Кря», «Уточка-горожаночка»

    Речевое упражнение

    Мониторинг

    Ноябрь

    Построим будку для собачки

    Учить строить из кубиков простейшие сооружения, выделять величину предметов, соотносить разные предметы по величине.

    Строительные наборы, игрушка собачка.

    Знакомство с игрушечной собакой

    Игра «Найди будку для каждой собачки»

    Физкультминутка «Покажи собачку»

    Чтение рассказа Л. Славиной «Шарик»

    Чтение стихотворения Т. Волгиной «Гав-гав»

    Речевая игра «Тук-тук»

    Строим дорожку

    Учить детей располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу; активизировать словарь по теме; учить различать цвета; развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику

    Строительные наборы.

    Беседа «Что мы построили?»

    Игра с машинками «Делай как я»

    П./и. «Воробышки и автомобиль»

    Чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»

    Речевая игра «Автомобиль»

    «Ворота»

    Учить детей располагать кирпичики вертикально, выполняя постройку в определенной последовательности, добиваясь точности в работе. Закрепить знание о назначении постройки; формировать у детей понимание значений «высокий», «низкий».

    Машины - грузовые (небольшие) и легковые, строительные наборы.

    Рассматривание и обсуждение постройки

    П./и. «Принеси предмет»

    Игра «Расставь предметы так же как на картинке»

    Декабрь

    Кормушка для птиц

    Побуждать детей к конструированию, воспитывать желание заботиться о птицах; продолжать учить различать предметы по размеру.

    Строительные наборы, игрушки птички, иллюстрации с изображением птиц.

    Физкультминутка «Мама-воробьиха…»

    Д./и. «Что в мешочке?»

    Игра «Как мы птичек кормили»

    Беседа «Какие бывают птицы»

    Чтение потешек, загадок, стихов

    Пальчиковая гимнастика «Я по дереву стучу»

    Санки для зверят

    Учить выполнять построение конструкции по образцу, различать у кирпичика длинную грань и короткую, знакомить с понятиями «один», «много», обыгрывать постройку

    Строительные наборы, игрушки домашних и дики животных.

    Игра «Снежки»

    Обыгрывание постройки

    Игра «Игрушки спрятались в мешочек»

    Чтение потешки «Ой ты заюшка – пострел…»

    Январь

    Подставка для елочек

    Учить находить нужную фигуру, соединять две фигуры в одно целое, вставляя одну в отверстие другой; учить различать предметы по величине, находить предмет по описанию.

    Строительные наборы, маленькая елочка, елочки и грибочки.

    Физкультминутка «Идем в лес за елочкой»

    Рисование «Новогодняя елочка»

    Лепка «Новогодние подарки игрушкам»

    Математическая игра «Елочки и грибочки»        

    Речевая игра «Идите с нами играть»

    Стол для кукол

    Упражнять  в умении строить стол из строительного материала (кубики, кирпичики), делая перекрытия. Учить играть с игрушками, закреплять понятия «один»-«много».

    Строительный набор, куклы, иллюстрации домашних животных.

    Физкультминутка «Доползи до погремушки»

    Математическая игра «Найди такую же»

    Игра с куклой «Накормим куклу обедом»

    Рисование «Тарелочка с полосками»

    Речевая игра «Кто что ест»

    Пальчиковая гимнастика

    Мониторинг

    Февраль

    Лодочка для кошки

    Упражнять в умении конструировать из строительного материала лодочку, учить сравнивать по нескольким признакам

    Строительный набор, игрушка кошки.

    И.м.п. «Плывем на лодочке»

    П./и. « Через речку»

    Игра «Чудесный мешочек»

    Путешествие на кораблике «Плюх-Плюх»

    Речевая игра «Капитаны»

    Чтение стихотворения А.Барто «Капитан»

    Чтение рассказа Л.Н. толстого «Лодочка»

    Рисование «Волны»

    Подставка для аквариума

    Учить детей выполнять несложные конструкции, различать предметы по двум признакам (форме и величине), отвечать на вопросы, развивать мышление, восприятие, речь, воспитывать интерес к конструктивной деятельности

    Строительный набор, аквариум, рыбки.

    Физкультминутка «Рыбки»

    Д./и. «Посели рыбок в аквариум»

    Математическая игра «Что еще такой же формы?»

    Рисование «Рыбки плавают в водице»

    Март

    Широкая и узкая дорожки

    Учить создавать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображения, общую моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, активизировать словарный запас по теме.

    Строительные наборы, машинки.

    П./и. «Воробышки и автомобиль»

    П./и. «Мы ногами топ-топ-топ»

    Игра «Расставь машины на дорожках»

    Беседа «Что мы построили?»

    Чтение потешки «Еду-еду к бабе, деду»

    Грузовик для шофера

    Учить детей выполнять из строительного материала конструкцию, похожую на грузовую машину, дополнять ее деталями картонными кружками (колесами); развивать сенсорные возможности, тактильные ощущения, воображение, речь; воспитывать интерес к конструктивной деятельности, игре

    Строительные наборы, игрушка человек (шофер), картонные круги (колеса).

    Физкультминутка «Грузовики»

    Игры «Чудесный мешочек», «Ремонт грузовика»

    С.р.и. «Еде вместе»

    Повторение потешки «Еду-еду к бабе, деду»

    Речевая игра «Автомобиль»

    Апрель

    Большой стол для повара

    Учить детей конструировать предметы для сюжетной игры; различать кубики, кирпичики, пластины; развивать восприятие внимание, сенсорные возможности; воспитывать интерес к конструктивной деятельности

    Строительные наборы, игрушка повар, набор посудки, кукла.

    Физкультминутка «Повара»

    Игра «Угадай и принеси»

    Чтение и рассматривание книжки-игрушки С. Капутикян «Маша обедает»

    Беседа «Для чего нужна посуда»

    Диван

    Закрепить у детей представления о знакомых предметах в окружающем пространстве, знать их назначение, видеть их особенности, зрительно выделять их основные части. Закрепить умение правильно называть детали строительного набора, пользоваться этими названиями при анализе образцов; учить детей играть со своими постройками. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять его указания.

    Куклы, набор строительных деталей, иллюстрация дивана.

    Пригласить детей в мебельный магазин купить диван. Нужно срочно изготовить новый диван самим, иначе не на чем будет сидеть куклам.

    Вспомнить, как дети строили диван для кукол, назвать основные части дивана, его назначение в жизни человека.

    Игровая ситуация  «Куклы выбирают себе диван».

            

    Мониторинг

    Май

    Построй по образцу

    Учить создавать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, активизировать словарный запас.

    Строительные наборы, любимые игрушки группы, картинки с изображением, как расставлены игрушки.

    Рассматривание и обсуждение постройки

    П./и. «Принеси предмет»

    Игра «Расставь предметы так же как на картинке»

    Поможем построить забор для зоопарка

    Учить создавать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, активизировать словарный запас.

    Строительные наборы, игрушки диких животных.

    Рассматривание и обсуждение постройки

    Имитация движений мышки, зайчика, птичек

    Сюжетная игра «Зоопарк»

    Мосты

    Закрепить представление о назначении и строении мостов, их частей. Закрепить умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой. Формировать умение различать понятия «длинный – короткий».

    Строительные наборы, куклы, иллюстрации мостов.

    Рассмотреть иллюстрации мостов, как устроены мосты, какие они бывают.

    Игровая ситуация «Куклы идут по мосту на бал».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры-занятия со строительным материалом

    Конспекты занятий со строительным материалом в группе раннего возраста...

    Проект творческой игры со строительным материалом «Мы - космонавты»

    Цели:• вызвать интерес к космосу и желание играть в космонавтов;•   развивать творческое воображение детей в ходе игровых действий в соот­ветствии с ролью;•   совершенствовать стро...

    КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности со строительным материалом "ДОМИК ДЛЯ КОШЕЧКИ"

    Учить делать постройку из кубиков, устанавливая один кубик на другой.Обучать умению строить по образцу, выполнять простые действия с предметами, выполнять движения вслед за воспитателем. Развиват...

    Рабочая учебная программа по разделу «Игры-занятия со строительным материалом». 2 группа раннего возраста.

    Рабочая учебная программа по  разделу «Игры-занятия со строительным материалом». 2 группа раннего возраста. (Срок реализации 1 год).Составлена на основе программы Воспитание и обучение в детском ...

    Рабочая программа «Игра с дидактическим материалом»

    Задачи:ü  Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение разли­чать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из  4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5...

    Рабочая программа «Играем в математику»

    Программа по математике для дополнительного образования дошкольников...

    Рабочая программа "Играй и развивайся"

      Создание рабочей программы психологического сопровождения личности дошкольника детерминировано внедрением  в деятельность МКДОУ  «Детский сад комбинированного вида №7&raq...