Бумагопластика в развитии творчества дошкольников.
статья (конструирование, ручной труд) по теме

Челядина Светлана Владимировна
Статья о развитии творческих способностей детей через бумагопластику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bumagoplastika.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Бумагопластика в развитии творчества дошкольников.

Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.

Константин Георгиевич Паустовский

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.  Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи. Как же сделать так, чтобы сохранить желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и сохранить это желание развиваться в отрочестве. И здесь в главной роли выступают воспитатели, на плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через творчество.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, гофрированная и т. д.).  Бумагопластика - это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно. Педагоги, работающие с детьми, знают, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук, пальцев.

Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе бумагопластики приоритетным направлением своей работы. Своей целью я поставила – развитие умений детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по бумагопластике, формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает свою поделку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений. Сам сделал своими руками! Смастерил поделку, в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку - такая работа дорогого стоит.

В практике своей работы использую такие виды техник работы с бумагой, как торцевание, бумагокручение (квиллинг), оригами, работа с салфетками, декупаж. Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счёт объема выглядят как настоящие произведения искусства).

Торцевание на бумаге (позволяет создать объёмную махровую картинку):

- контурное (выкладывание торцовок по контуру изображения);

- плоскостное (выкладывание торцовок плотно друг к другу по всей поверхности);

- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона);

- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Использование техники работы с бумажной салфеткой влияет на запас представлений, которые составляю базу для работы воображения, фантазии и выдумки.

Исходя из своих наблюдений, я могу сделать вывод, что такие занятия нравиться детям на много больше, чем обычные занятия с использованием цветной бумаги. После проведения нескольких таких занятий я стала замечать, как дети стали более увлеченно работать, а некоторые, заинтересовавшись той или иной техникой. Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам. Работа с бумагой способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.

Ребёнок с удовольствием занимается, выполняя несложные действия, в процессе, которых получается яркая, оригинальная поделка.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.


Статью переработала и подготовила воспитатель Челядина С. В.

Литература

1. Е.А. Короткова. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. Академия развития 2011г. Ярославль.

2.И.В.Новикова. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Академия развития. 2012г. Ярославль.

3.Н.Г.Пищикова. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Скрипторий 2003. Москва 2012г.

4.Под редакцией А.А. Грибовской. Занятия по изобразительной деятельности. Творческий центр Сфера. 2009г.

5.С.А.Новицкая. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога  и дошкольника. Детство - Пресс. 2012г.

6.О.А.Малик. Занятия по аппликации с дошкольниками. Творческий центр Сфера. 2010г.

7.В.И.Малков. Бумажные фантазии. Москва. Просвещение. 2012г.

8.Н.Б.Рябко. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика. Педагогическое общество России. Москва 2009г.

9.Е.В.Котова, С.В. Кузнецова, Т.А.Романова. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. Москва 2010г.



 

Комментарии

Гурьева Наталья Александровна

Замечательный материал, Светлана!!! Сама люблю оригами и торцевание! Спасибо!