Инновационный проект по художественно-творческому развитию «Развитие творчества дошкольников через ручной труд»
проект на тему

Зотова Любовь Николаевна

Цель проекта: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки   ребёнка через рукотворные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovproekt.docx384.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

Инновационный проект 

 по художественно-творческому развитию

«Развитие творчества дошкольников

через ручной труд»

C:\Users\Анна\Desktop\марии ивановне\100_PANA\P1000009.JPG

Воспитатель: Зотова Любовь Николаевна

От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

 А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние.

Л.Н. Толстой

  С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи.

 Уникальным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.

 При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка,  они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной  деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.

Формы организации работы с детьми:

  • совместная исследовательская деятельность;
  • продуктивная деятельность с подгруппой детей;
  • самостоятельное взаимодействие с предметной средой;
  • творческая индивидуальная работа детей.

 В основу продуктивной деятельности положены  принцип авторства, принцип эмоциональной увлечённости, принцип вариативности, принцип «если не похвалишь ты, то кто?», принцип личностного общения.

У детей  недостаточно развита мелкая моторика руки у  детей; нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.

Цель проекта: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки                    ребёнка через рукотворные виды деятельности.

Задачи для детей:

  1. Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками
  2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
  3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру

 

Задачи для педагогов:

  1. Повышать профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие.
  2. Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами
  3. Создавать систему работы по данной теме.
  4. Формировать у детей интерес к изготовлению поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребенка.
  5. Стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям воспитателя.

 Задачи для родителей:

  1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  2. Развитие совместного творчества родителей и детей;
  3. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  4. Заинтересовывать родителей жизнью группы, способствовать  желанию участвовать в ней.

Продолжительность проекта:  долгосрочный (2 месяца)

Тип проекта: творческий.

Участники проекта:

 - воспитатель группы,

 - дети средней группы,

 - родители.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:  Презентация

Название итогового мероприятия проекта:  « Твори, выдумывай, пробуй»

Продукты проекта для детей:

1.  Изготовленные детьми различные продукты ручного труда.

2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.

Для педагогов:

 1.Разработка диагностического материала

 2.Создание пакета методических материалов по организации  продуктивной деятельности с детьми

3. Изготовление сенсорных игр: « Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Узнай бумагу», « Собери бусы», « Подбери мишке одежду».

4.Консультации для родителей: « Ручной труд и развитие мелкой моторики»

5.Показ мастер класса для педагогов, родителей

6. Презентация проекта в рамках ДОУ для родителей:

  • Пополнение природного и бросового материала в уголке экспериментирования и в уголке по изо деятельности;
  • Создание коллажей: « Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье»,
  • Выставка «Папа, мама, я и наша поделка»

Ожидаемые  результаты по проекту для детей:

 Обучение

1.Овладение простейшими практическими навыками в ручном труде;

2.Представления о свойствах предметов;

3.Появление познавательной активности.

Развитие:

1.Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей;

2.Проявление самостоятельности в выборе средств и материала.

Воспитание:

1.Навыки общения в совместной деятельности;

2.Уверенность в собственных силах;

3.Устойчивый интерес к занятиям.

 Для педагогов:

1.Повышение педагогической  компетентности  в данном направлении;

2. Поиск путей реализации задач.

 Для родителей:

1.Появление  интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;

2. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста.

План реализации проекта

Образовательная область

Ведущая деятельность

Формы работы

Познание

Познавательно-исследовательская

Опыты, эксперименты, исследовательская деятельность

Социализация

Игровая

Сенсорные игры:

« Подбери наряд Маше»,

 « Найди пару», « Почини одеяло»,

« Узнай бумагу»,

« Подбери мишке одежду», «Собери бусы»

Здоровье

Интеграция различных видов деятельности

Игра

Беседа

Рассказ

Чтение

Игровая задача

Тематический досуг

Проблемная ситуация

Художественное творчество

Продуктивная

Совместное создание с родителями и детьми коллажей:

« Зимний пейзаж»,

« Я и мой папа»,

« Осень глазами детей»,

 « Творчество в нашей семье»,

 « Папа, мама, я и наша поделка»

Чтение художественной литературы

Чтение

Ознакомление с художественной литературой по теме:

«Ручной труд», обсуждение

Труд

Трудовая

Рассматривание различных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства

Игры, в процессе которых дети осуществляют выбор наиболее привлекательных предметов

Физическая культура

Двигательная

Игровые упражнения, подвижные дидактические игры

Музыка

Музыкально-художественная

Слушание, исполнение, экспериментирование,

импровизация

Коммуникация

Коммуникативная

Рассматривание

Творческие игры

Развивающие игры

Дидактические игры

Чтение

Безопасность

Интеграция разных видов деятельности

Совместные действия

Наблюдения

Игра

Рассматривание

Беседа

Чтение

Режимные моменты

Интеграция разных видов деятельности

Индивидуальные игры

Совместные с воспитателем игры

Совместные со сверстниками игры

Наблюдения

Формы взаимодействия с семьей: анкетирование, консультации, рекомендации, беседы, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, мастер классы.

Этапы реализации проекта        

Этапы

Задачи

Деятельность участников проекта

Ценностно - ориентировочный

1.Сбор и анализ информации

2.Анализ, совершенствование материально-технической базы

3.Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

4.Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

5.Подбор методов педагогической диагностики воспитанников.

6.Анализ результатов педагогической диагностики.

7.Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами).

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности

Конструктивный: планирование

1.Составить перспективный тематический план по развитию у детей дошкольного возраста творчества через аппликацию и ручной труд

2.Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.

3.Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги и оформить их в виде картотек.

Формирование задач, накопление информации, составление плана. Выбор и обоснование критерия успеха

Принятие решений

1.Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

2.Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.

3.Проведение диагностики через наблюдения, игру.

4.Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности

5.Формы организации детской деятельности:

а) традиционные

б) нетрадиционные

6.Методические приемы:

а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, создание коллажей и др.;

б) обсуждение и обыгрывание выставочных экспозиций;

г) чтение художественной литературы, заучивание.

7.Вовлечение родителей в проектную деятельность.

8.Подготовка консультативного материала для родителей.

9.Оформление коллажей с привлечением родителей.

10.Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей

Оценочно-рефлексивный

Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности.  Учет критических замечаний

Презентативный

1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Материал представить в методический кабинет ДОУ.

2.Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Подготовка продукта деятельности к презентации.

 

 Защита проекта перед зрителями (экспертами)

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда

Результат проекта

Дети знают и называют не менее 5 видов материала и 5 свойств материала (Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки);

Владеют приемами работы с материалами (Клей,   ножницы, стека,  палочки);

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса: придумывают и выполняют несложную конструкцию, самостоятельно украшают ее;

Мелкая моторика рук развита хорошо: Дети прочно скрепляют детали самостоятельно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"...

Развитие познавательных способностей через ручной труд у детей старшего дошкольного возраста

Занятия ручным трудом способствует развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорнын эталоны, закрепляют конструктивные навык...

Консультация для воспитателей тема: «Развитие мелкой моторики через ручной труд»

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим развитием ребенка.Хорошо помогают в развитии мелкой муску...

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебница-вода"

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебница-вода"...

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебница-вода"

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебница-вода"...