Консультация для воспитателей тема: «Развитие мелкой моторики через ручной труд»
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Ионова Марина Николаевна

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим развитием ребенка.

Хорошо помогают в развитии мелкой мускулатуры игры с пальчиками (специальная пальчиковая гимнастика), игры с мелкой мозаикой, работа с карандашами (закрашивание, рисование, использование различного нажима), а также ручной труд. Ручной труд как занятие у нас начинается со старшей группы. Что сюда входит? Это работа с бумагой и картоном, работа с использованным материалом, с природным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_melkaya_motorika.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

Тема: «Развитие мелкой моторики через ручной труд»

Подготовила:

Воспитатель подготовительной

Логопедической группы

Ионова М.Н.

Москва - 2012

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим развитием ребенка.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоровительную методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Хорошо помогают в развитии мелкой мускулатуры игры с пальчиками (специальная пальчиковая гимнастика), игры с мелкой мозаикой, работа с карандашами (закрашивание, рисование, использование различного нажима), а также ручной труд. Ручной труд как занятие у нас начинается со старшей группы. Что сюда входит? Это работа с бумагой и картоном, работа с использованным материалом, с природным материалом. Она проводится также и в свободное от занятий время.

Работа с бумагой и картоном

Мы закрепляем у детей умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линию сгиба. Дети мастерят различные игрушки: зайчика, медведя, собачку, кошку, лису и т.д. Глазки и носы у игрушек можно сделать из конфетти, а усы нарисовать фломастером.

Учим детей работать по несложной выкройке. На первых занятиях по выкройкам детям можно облегчить задачу, начертив линии сгиба пунктирной линией, а линии, по которым делаются надрезы – сплошной. Так дети изготавливают сначала более простые коробочки, а потом переходит к более сложным: корзиночкам, домикам, сараям, гаражам. Везде учим детей тщательно проглаживать  линии сгиба, если этого не сделать, поделка не будет иметь четкую геометрическую форму. Дети знакомятся с новым видом материала – картоном. Он более толстый, чем бумага, и поэтому с ним работать сложнее, его труднее согнуть. Дети из картона изготавливают игрушки-качалки. Учим детей делать игрушки из конусов (вырезают ¼ часть круга, а затем склеивают), из цилиндров (закручиваем прямоугольник в цилиндр) делаем чебурашку, медведя, собачку и т.д. В подготовительной группе можно сделать более сложные игрушки: лошадь, оленя, жирафа, а также Деда Мороза и Снегурочку. В подготовительной группе усложняется работа по выкройкам: дети самостоятельно изготавливают мебель – стол, стул, комод, сундук, диван, кровать, кресло и т.д.

Очень любят дети изготавливать разнообразные поделки способом оригами: многократного складывания и сгибания. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх (лягушка, которая умеет прыгать), или подарены на день рождения, к празднику своим родителям. Ребенок радуется тому, что сделанная своими руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик взлетает ввысь, а в кошелек, созданный своими руками, можно положить что угодно. Очень привлекает детей создание методом оригами различных птиц и животных. Дети должны овладеть основными способами конструирования: отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к противоположным сторонам, отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата к соответствующим сторонам. И, используя эти способы, делать различных зверей, цветы и т.д. Очень хорошо для развития мелкой моторики плетение ковриков из бумаги, можно предложить детям сделать закладки методом плетения и украсить.

Работа с использованием материалов

Здесь можно использовать любой материал: коробки от молока, сока, зубной пасты, спичечные и т.д.; крышечки от пакетов и бутылок пластмассовые, палочки от соков, деревянные палочки, различные проволочки, коробочки из-под йогуртов, пуговицы, бусинки, зубочистки и т.д. Если обклеить пакеты из-под молока, получатся многоэтажные здания. Обклеив коробку из-под сока (большую), можно получить салон автобуса. Также делаются различные машины: грузовые, легковые, маршрутки. Колеса у них можно сделать, используя пластмассовые крышечки различных размеров.

Из поролона дети могут сделать снеговика, если аккуратно закруглят края у кубов различных размеров. С помощью надрезов и перетяжек на поролоне можно сделать зайчика или кошечку.

Работа с природным материалом

Во время прогулок в детском саду, с родителями, во время наблюдений мы учим детей собирать различный природный материал: шишки, каштаны, желуди, причудливые веточки, листья, семена различных растений и др. Приучаем собирать его так, чтобы не нанести природе ущерб: веточки подбираются, опавшие листья и семена.

При изготовлении поделок используют самый разнообразный материал. Например, туловище человека или зверюшки можно сделать из шишек разного размера и формы, из желудей, каштанов, скорлупы, орехов, различных косточек.

Для изображения головы подойдет скорлупа орехов, желуди, недозревшие лесные орехи. Волосы можно сделать из пуха, мочала, спитого чая. Выразительные глаза получаются из семян укропа, щавеля, гороха. Руки и ноги человечков могут быть сделаны из веточек от деревьев и кустарников.

Для деталей одежды подойдет береста, листья, засушенные цветы, шелуха лука, чеснока. Смешная обувь получается из шляпок желудей, семян тыквы, арбуза, подсолнуха, ракушек. Для оформления поделок можно использовать перья птиц.

В этом году для изготовления поделок мы использовали, в основном, желуди и их шляпки, дополняя их различными материалами. У детей получились очень хорошие поделки: человек, олень, утка, собака и т.д. Основанием, на которые установили поделки, были спилы яблони. Получилось очень красиво и эстетично.

Также из желудей и их шляпок, из ягод рябины можно сделать красивые бусы, нанизав их на тонкую проволоку или нить.

Необходимо обеспечивать взаимосвязь конструирования с другими видами детской деятельности: игрой, театром, рисованием, сочинением сказок, рассказов и т.д.

Обязательно нужно организовать совместное обсуждение детских работ.

Используемая литература

  1. «Истоки» (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования).
  2. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» / По ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
  3. «Чудесные поделки из бумаги» З.А. Богатеева, - М.. «Просвещение», 1992г.
  4. «Живые коробочки» Анна Падберг, - М., «Айрис-Пресс», 2007г.
  5. «Дидактические игры и упражнения» А.А. Катаева, Е.А.Стребелева, - М. «Бук-Мастер», 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики через пластилинографию".

Пластилинография-это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.Лепкой...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики через ручной труд"

Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные ман...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации»

Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по ...

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики через нетрадиционное рисование"

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторикиу ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координ...

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики через использование нетрадиционных техник аппликации.»

Нетрадиционные техники аппликации привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Каждая из техник...

Развитие мелкой моторики через ручной труд

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики....