Статья "Развитие речи и мелкой моторики через ручной труд"
статья

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи и мелкой моторики через ручной труд.

        Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

        Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Ребёнок, родившись, познаёт мир, рассматривает пальцы рук, берёт их в рот, пробует на вкус. Подрастая, играет с мамой в различные пальчиковые игры («Сорока», «Ладушки» и др.) Хватает ручками всё, что попадается на пути, проверяя на ощупь (тактильные ощущения). Затем учится с помощью взрослого использовать предметы по назначению: вещи надевать, в игрушки играть, водой умываться, из песка «печь пирожки»… Развитие моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Таким образом, малыш развивает как моторику, так и ощущения, при этом в его мозге происходят сложные физиологические и психологические процессы, посредством которых развивается интеллект. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.

        В разработке  методов, приемов  развития тонких движений пальцев рук, позволяющих максимально вовлечь в процесс  игры маленького ребенка и добиться лучших результатов в поставленных целях: ---  массаж мячиками разной жесткости, гранеными карандашами, игры с грецкими орехами, каштанами, пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); работу с бумагой (сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток); игры с прищепками.

       Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

        Ребёнок - прирождённый изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются, когда ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать.

       Именно в дошкольном возрасте наблюдается активный интерес к окружающему миру, формируется его познавательная деятельность. Дети с большим интересом и удовольствием экспериментируют, используя клей, бумагу, нитки, шерсть, солёное тесто и другие материалы. Они отображают предметы, фигуры; передают свойственные им признаки (размер, цвет, форма). Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Когда ребёнок познал предмет, он может его использовать в своих поделках.

        Ручной труд способствует обогащению словарного запаса, фонематического строя речи, развитию мелкой моторики.

        В процессе ручного труда у детей развиваются зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на чёткость и точность исполнения задания, на качество работы. Видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуются тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, тканью, шерстью, нитью в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Список литературы:

Бардышева Т.Б. «Умелые пальчики» Москва издательство «Мир книги» 2008

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011

Петрова И.М. Нитяные игрушки: Учебно-методическое пособие-СПб: Детство-Пресс, 2008

Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика» гимнастика для пальчиков. Москва «Эксмо» 2005

Хворостухина С.А. «Оригинальные поделки для дома» - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в коррекционной группе, через ручной труд. Пластилинография

пластилинография[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5033057","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...

Консультация для воспитателей тема: «Развитие мелкой моторики через ручной труд»

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим развитием ребенка.Хорошо помогают в развитии мелкой муску...

«Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности).

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства....

Консультация для родителей "Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом" подготовительная группа.

В консультации даны рекомендации родителям, как с помощью нехитрых приемов рисования штрихами можно развивать мелкую моторику рук ребенка, разнообразить рисунки детей; тем самым корректировать некотор...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики через ручной труд"

Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные ман...

Развитие мелкой моторики через ручной труд

В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики....