Дипломная работа:«Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности».
учебно-методический материал по рисованию на тему
Размещаю свою дипломную работу. Хочу поделится педогагическим опытом, работаю преподавателем изостудии по авторской программе. Работа была принята на "Отлично". В приложении: сценарий интегрированного занятия по музыкальному фольклору и изодеятельность (лепка) "Осенняя ярмарка" для подготовительной группы. А так же в приложении - "Педогагическая диагностика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мой педагогический опыт отражается в этой работе | 179.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики
Новгородской области
Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования»
Кафедра педагогики и психологии
Дипломная работа:
«Развитие творчества дошкольников
в изобразительной деятельности».
Выполнила: Алферова Светлана Юрьевна
СПб, Красносельский район, Прогимназия №675 «Талант»
Ф.и.о., место работы, район, город
Проверил: Каплунович Татьяна Александровна
Профессор, д.п.н. , проректор по научной
и опытно – экспериментальной
работе ОАОУ «НИРО»
Великий Новгород
2014
Оглавление
- Актуальность проблемы. 3-5
- Структура программы. 5-6
- Содержательная характеристика программы. 6-10
- Развитие творческих способностей у дошкольников. 10-11
- Характеристика современных форм детской изобразительной
деятельности. 11-15
- Список литературы.16
Приложение 1.
Приложение 2.
- Актуальность проблемы
Развитие творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных тем. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является восприимчивым для развития формирования творческой личности.
В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью, свежестью выражения.
В Федеральном государственном стандарте ДОУ выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая
изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и
углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельностями, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя.
Я работаю по программе «Волшебники кисти и карандаша» для детей от 3 до 7 лет, по предмету изодеятельности, являюсь преподавателям изостудии и педагогам дополнительного образования.
Основная цель программы:
- предоставление детям поля информации из области конкретных видов Искусства;
- создание педагогических условий для формирования умений, необходимых для успешной реализации художественной творческой деятельности.
Поставленная цель реализуется через комплекс задач:
- развитие индивидуальных творческих способностей ребенка;
- приобщение воспитанников к миру Искусства; развитие представлений
о богатстве содержания различных видов искусства;
- формирование умений эмоционально-образного восприятия окружающего мира; развитие умений не только смотреть, но и видеть; выражать свое отношение к увиденному;
- воспитание ценностного отношения к произведениям искусства через личностное восприятие увиденного;
- обогащение художественного вкуса детей, способностей к художественной деятельности, любознательности и интереса к искусству.
2. Структура программы
«Волшебники кисти и карандаша»
Включает в себя содержательные блоки, ориентированные на возраст детей и, как следствие, на реализацию определенных педагогических задач. Направленность программы на креативность детей и позволяет обозначить в каждом содержательном блоке эмоционально-образный лейтмотив, который характеризует особенности возрастного этапа:
I - младшая группа д/с. “Путешествие по стране красок и карандашей".
II - средняя группа д/с. “ Я - художник!”.
III - старшая группа д/с. “Волшебный Искусствоград”.
IV - подготовительная группа д/с. “Хоровод прекрасного”
Программа построена на логическом чередовании занятий по видам изодеятельности, а также бесед с использованием иллюстративного материала (презентаций, репродукций, фотографий, образцов декоративно-прикладного искусства и др.). Поскольку иллюстративный материал недостаточен для обогащения эмоционально-образного мира ребенка, необходимой составной частью программы является сотрудничество с музеями города.
Программа предполагает музейные занятия, где дети учатся не только смотреть, но и видеть. Сравнивать произведения искусства, анализировать.
Для выполнения обозначенных целей и задач предусмотрены следующие виды занятий: изображение с натуры; тематическое рисование;
декоративная деятельность; знакомство с произведениями живописи, скульптуры, графики.
Основными методами обучения дошкольников являются игры-упражнения, включение детей в сказочно-образную интригу занятия.
Содержание программы учитывает внутри - и межпредметную преемственность, поскольку концептуальной основой является интеграция изобразительного искусства со следующими учебными предметами: музыкой, историко-бытовым танцем, историей и культурой Петербурга, литературой и миром театра. (Приложение 1)
Построена данная программа с учетом принципов системности, научности, межпредметной интеграции, учета возрастных особенностей детей.
Опыт работы убедил меня, что художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальные способности ребенка выявить не всегда легко. Это возможно в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольника, после чего я выстраиваю индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы.
4. Содержательная характеристика программы
«Волшебники кисти и карандаша»
Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками дифференцирую:
- По содержанию занятия различаются:
- предметное,
- сюжетное,
- декоративное (рисование, лепка, аппликация).
- По методу (способу) изображения различаются рисование (лепка, аппликация)
- по представлению,
- по памяти,
- с натуры.
- По характеру выбора темы:
- на тему, предложенную педагогом,
- на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу»).
- По источнику тем замыслов:
- занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения);
- на музыкальные темы;
- на темы окружающей действительности.
Рассмотрим их более подробно
Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно более точно изобразить.
Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.
Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного).
Есть занятия на тему, предложенную мною, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Предлагаю широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.
Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая. Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Полезно использовать произведения искусства, вызывающие эти чувства. Пример тем занятий: «Золотая осень», «Здравствуй зимушка, зима», «Жили были дед да баба» и др. Восприятие искусства и создание собственных образов, по сути, разные виды деятельности со своими довольно сложными задачами. При объединении их в одном занятии что-то должно быть доминирующим, главным для обучения, другое - более свободным, близким к самостоятельной художественной деятельности. Восприятие сочетается со слушанием музыкальных произведений, чтением стихов. Доминирует при этом изобразительное искусство. Эмоциональная насыщенность занятия должна быть высокой. Нужно, чтобы у детей осталось яркое впечатление от общения с искусством. Затем можно предложить им рисовать ( разноцветную осень, зимний пейзаж по настроению…) так, как они хотят, находясь под впечатлением от
восприятия искусства. Такое рисование не утомляет детей, оно проводится в оставшееся время, дети как бы «выплескивают» свои чувства. Эти рисунки в то же время дают педагогу информацию об уровне их умений, о чувстве, вызываемом этой темой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....
Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"
Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».Музыкальный руководитель: Заборова А. К.Я музыкальный руководитель, Заборова Анастасия Кон...
Из опыта работы. «Развитие художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников»
1. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.2. Парциальная образовательная программа художествен...
Научная статья на тему: «Коллективное творчество дошкольников по изобразительной деятельности»
Одной из форм проведения организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в детском саду являются коллективные творческие работы д...
Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Поэтому творчество, развитие творческости- одна из главных задач дошкольного воспитания....