Дипломная работа:«Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности».
учебно-методический материал по рисованию на тему

Алферова Светлана Юрьевна

Размещаю свою дипломную работу. Хочу поделится педогагическим опытом, работаю преподавателем изостудии по авторской программе. Работа была принята на "Отлично". В приложении: сценарий интегрированного занятия по музыкальному фольклору и изодеятельность (лепка) "Осенняя ярмарка" для подготовительной группы. А так же в приложении - "Педогагическая диагностика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Новгородской области

Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования»

Кафедра педагогики и психологии

       

Дипломная работа:

«Развитие творчества дошкольников

в изобразительной деятельности».

                                                                                                                                           

Выполнила:    Алферова Светлана Юрьевна

СПб, Красносельский район, Прогимназия №675 «Талант»

Ф.и.о., место работы, район, город

Проверил:  Каплунович Татьяна Александровна

Профессор, д.п.н. , проректор по научной

и опытно – экспериментальной

 работе ОАОУ «НИРО»

                                                                                                                                   

Великий  Новгород

2014

Оглавление

  1. Актуальность проблемы. 3-5
  2. Структура программы. 5-6
  3. Содержательная характеристика программы. 6-10
  4. Развитие творческих способностей у дошкольников. 10-11
  5. Характеристика современных форм детской изобразительной

деятельности. 11-15

  1. Список литературы.16

   Приложение 1.

        Приложение 2.

  1. Актуальность проблемы

      Развитие творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных тем. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является восприимчивым для развития  формирования творческой личности.  

       В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью, свежестью выражения.  

      В Федеральном государственном стандарте ДОУ выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая

изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и

углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельностями, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя.

Я работаю по программе «Волшебники кисти и карандаша» для детей от 3 до 7 лет, по предмету изодеятельности, являюсь преподавателям изостудии и педагогам дополнительного образования.

Основная цель программы:

- предоставление детям поля информации из области конкретных видов Искусства;

- создание педагогических условий для формирования умений, необходимых для успешной реализации художественной творческой деятельности.

Поставленная цель реализуется через комплекс задач:

- развитие индивидуальных творческих способностей ребенка;

- приобщение воспитанников к миру Искусства; развитие представлений

 о богатстве содержания различных видов искусства;

- формирование умений эмоционально-образного  восприятия окружающего мира; развитие умений не только смотреть,  но и видеть; выражать свое отношение к увиденному;

- воспитание ценностного отношения к произведениям искусства  через личностное восприятие увиденного;

- обогащение художественного вкуса детей, способностей к художественной деятельности, любознательности и интереса к искусству.

2. Структура программы

«Волшебники кисти и карандаша»

Включает в себя содержательные блоки, ориентированные на возраст детей и, как следствие,  на реализацию определенных педагогических задач. Направленность программы на креативность детей и позволяет обозначить в каждом содержательном блоке эмоционально-образный лейтмотив, который характеризует особенности возрастного этапа:

I - младшая группа д/с. “Путешествие по стране красок и карандашей".

II - средняя группа д/с. “ Я - художник!”.

III - старшая группа д/с. “Волшебный Искусствоград”.

IV - подготовительная группа д/с. “Хоровод прекрасного”

Программа построена на логическом чередовании занятий по видам изодеятельности, а также бесед с использованием иллюстративного материала (презентаций, репродукций, фотографий, образцов декоративно-прикладного искусства и др.). Поскольку иллюстративный материал недостаточен для обогащения эмоционально-образного мира ребенка, необходимой составной частью программы является сотрудничество с музеями города.

Программа предполагает музейные занятия, где дети учатся не только смотреть, но и видеть. Сравнивать произведения искусства, анализировать.

Для выполнения обозначенных целей и задач предусмотрены следующие виды занятий: изображение с натуры; тематическое рисование;

декоративная деятельность; знакомство с произведениями живописи, скульптуры, графики.

Основными методами обучения дошкольников являются игры-упражнения, включение детей в сказочно-образную интригу занятия.

Содержание программы учитывает внутри - и межпредметную преемственность, поскольку концептуальной основой является интеграция изобразительного искусства со следующими учебными предметами: музыкой, историко-бытовым танцем, историей и культурой Петербурга, литературой и миром театра. (Приложение 1)

Построена данная программа с учетом принципов системности, научности, межпредметной интеграции, учета возрастных особенностей детей.

Опыт работы убедил меня, что художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальные способности ребенка выявить не всегда легко. Это возможно в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольника, после чего я выстраиваю индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы.

4. Содержательная характеристика программы

«Волшебники кисти и карандаша»

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками дифференцирую:

  1. По содержанию занятия различаются:
  1. предметное,
  2. сюжетное,
  3. декоративное (рисование, лепка, аппликация).
  1. По методу (способу) изображения различаются рисование (лепка, аппликация)  
  1. по представлению,
  2. по памяти,
  3. с натуры.
  1. По характеру выбора темы:
  1. на тему, предложенную педагогом,
  2. на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу»).
  1. По источнику тем замыслов:
  1. занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения);
  2.  на музыкальные темы;
  3. на темы окружающей действительности.

Рассмотрим их более подробно

 Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно более точно изобразить.

 Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.

 Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного).

Есть занятия на тему, предложенную мною, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Предлагаю широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая. Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Полезно использовать произведения искусства, вызывающие эти чувства. Пример тем занятий: «Золотая осень», «Здравствуй зимушка, зима», «Жили были дед да баба» и др. Восприятие искусства и создание собственных образов, по сути, разные виды деятельности со своими довольно сложными задачами. При объединении их в одном занятии что-то должно быть доминирующим, главным для обучения, другое - более свободным, близким к самостоятельной художественной деятельности. Восприятие сочетается со слушанием музыкальных произведений, чтением стихов. Доминирует при этом изобразительное искусство. Эмоциональная насыщенность занятия должна быть высокой. Нужно, чтобы у детей осталось яркое впечатление от общения с искусством. Затем можно предложить им рисовать ( разноцветную осень, зимний пейзаж по настроению…) так, как они хотят, находясь под впечатлением от

восприятия искусства. Такое рисование не утомляет детей, оно проводится в оставшееся время, дети как бы «выплескивают» свои чувства. Эти рисунки в то же время дают педагогу информацию об уровне их умений, о чувстве, вызываемом этой темой.

        Смысл занятий на свободную тему заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Однако, уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды. Это связано с объективными возрастными психофизическими возможностями дошкольников.

При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольника формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солнца, стремится рассказать об этом в рисунке (другой ребенок - в стихах, музыке и т.п.). Под влиянием яркого циркового представления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода. Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно - потребностная сфера личности ребенка. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности). Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и

   наиболее успешно развивается творчество.

Изобразительная деятельность наряду с игрой - одна из наиболее предпочитаемых занятий детьми в свободное время. Однако , анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, - непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Другое необходимое условие - обогащение детей впечатлениями и, как результат, наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транспорт и т.п.).
Самостоятельная художественная деятельность детей включает в себя занятия различными видами изобразительной деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием, художественным ручным трудом.

5. Развитие творческих способностей у дошкольников

     На современном уровне в развитии дошкольной педагогики назрела необходимость, наряду с общедидактическими формами организации изобразительной деятельности, развивать инновационные программы, отвечающие современным требованиям.

Программа «Волшебники кисти и карандаша» направлена на развитие творческих способностей. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) планируются и проводятся с учетом особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста:

- учет ведущей деятельности дошкольников;

- связь изобразительной деятельности с игрой. Осуществляется через создание игровой мотивации, побуждающей детей к оказанию помощи конкретному

игровому персонажу;

- любви детей к сказкам, и, прежде всего, к сказкам с продолжением. В течение всего года дети 4-летнего возраста путешествуют в сказку со своими друзьями - зайчатами (братьями-шалунами Крутем и Вертем, сестрёнкой Грустинкой, их родителями и дядей Моряком). С детьми пяти-шести лет постоянно находятся радом зайчик Ушастик и медвежонок Топтыжка;

- противоречия между выразительной и изобразительной тенденцией, между желанием что-либо нарисовать (слепить и т.д.) и реальными возможностями самого ребенка. Для разрешения этого противоречия необходимо отрабатывать технические приемы работы с разными изобразительными материалами (смешение красок, работа с кистью, стекой и т.д.);

- учета изменения мотивации деятельности: к старшему дошкольному возрасту деятельность становится более целенаправленной. Ребёнок удерживает поставленную цель и получает соответствующий результат (рисунок и т.д.);

- способности детей старшего дошкольного возраста к предварительному замысливанию образа, планированию своей деятельности;

- появления рефлексивных способностей в старшем дошкольном возрасте.

5.Характеристика современных форм детской изобразительной деятельности.

Для детей младшего возраста программой предусмотрено знакомство с Королевой Кисточкой, которая в сказочной форме знакомит детей с правилами работы с кистью и красками; способами смешения красок. На занятиях у детей формируются практические умения и навыки. Они осваивают на занятиях нетрадиционную технику: монотипия — («Бабочка»); пальцевая и ладонная

живопись - («Цыплёнок», «Осьминожки и ракушки»); по - сырому — (фон: «Осеннее небо», «Наше предпраздничное настроение», «Морское дно»,

«Весеннее небо»); тычок - («Цветы для Грустинки»); фотокопия - («Морозные

узоры»); набивка - («Портрет котёнка»); кляксография - («Проказы Ветерка»); волшебные нитки - («Как Ниточка рисовать училась»); примакивание - («Петушок», «Весенние цветы»).  

Программой предусмотрено: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование. Запланировано НОД на передачу эмоционального состояния природы и человека («Осеннее небо», «Наше новогоднее настроение», «Весеннее небо»). Для детей 5-летнего возраста первое занятие посвящено организации рабочего места, знакомству детей с различными изобразительными материалами, демонстрации различных способов работы кистью, красками. Дети выполняют задание на самую красивую палитру - смешение красок. Детям этого возраста доступно использовать простой (графитный) карандаш для создания подготовительного рисунка (наброска). Этому отведены следующие темы:             « Ежик», «Необыкновенный дом», «Неваляшка», «Мой любимый клоун», «Натюрморт с пасхальными яйцами», «Шнурок-узелок». Несколько занятий посвящено формированию у детей умения рассматривать предметы, видеть отдельные детали: темы занятий – «Неваляшка», «Натюрморт», «Мой любимый клоун». Серия занятий направлена на развитие творческого воображения, фантазии: «Необыкновенный дом», «Сказочный ковер», «Конфетный кактус», «Узоры на окне», «Музыкальная фантазия» и др.

Дети старшего возраста осваивают законы перспективы по теме «Осенний лес»: деревья, находящиеся на переднем плане, изображаются большими по размеру и располагаются в центре листа; деревья, находящиеся вдалеке, изображаются небольшими по размеру и располагаются внизу листа. А так же

рисование с натуры («Натюрморт», «Неваляшка»), рисование отгадок на предложенные загадки. Дети продолжают осваивать нетрадиционные

  техники: примакивание, тычок, по-сырому, фотокопия.

Занятия у детей 6-7-летнего возраста направлены на практическое знакомство с тёплой и холодной палитрой; смешение красок; работу с белилами, выполнение заданий типа: «Как светлеет небо на рассвете» (синий и белый); работу с оттенками, различающихся не по светлоте, а по цветовому тону, задания типа «Как заходит солнце» (переход от оранжевого к красному цвету), «Как желтеют листья осенью» (переход от зеленого к желтому).

Выполняя лепные работы, дети знакомятся с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у них формируются навыки работы двумя руками, развивается скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Материал, используемый для работы: пластилин, солёное тесто, фольга, бумажная масса (папье-маше). Для украшения изделий используется дополнительный материал: бусинки, «пульки» для детского пистолета, цветная бумага и др.

Дети осваивают приёмы работы со стекой, а также различные техники лепки последовательно: от скатывания («Колобок», «Гусеница» и др.), раскатывания («Колобок», «Котик-коток») до оттягивания (клюв птицы - «Веснянка»), примазывания, сглаживания и прищипывания (ушки - «Котик-коток»). Дети осваивают и совершенствуют пластический («Ёжик») и конструктивный («Котик-коток») способы лепки; приёмы работы со стекой.

Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано. На основе исследований Симоненко В.Д., Матяш Н.В. и других, разработавших

методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и

  апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста.

Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда. Программой предусмотрено выполнение кратковременных и долгосрочных творческих проектов.

На протяжении всего учебного года дети усваивают элементы проектной деятельности через выполнения разных заданий.

Модель проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1.Целеполагание: выделение и постановка проблемы; предложение вариантов решения проблемы; самодиагностика возможностей; «хочу» и «могу»; принятие решения.

2. Планирование процесса: выделение этапов работы; определение последовательности выполнения работы; подбор инструментов и материалов.

3.Конструирование: реализация предусмотренных процессом этапов, действий, операций; пошаговый самоконтроль; коррекция.  

4.Рефлексия работы: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной изначально целью; само - и взаимооценка; педагогический анализ.

5. Коррекция работы.

Так творческий проект «Новогодняя маска» предусматривает следующую последовательность выполнения: история появления маски. Составление звездочки обдумывания; создание эскиза будущей маски; лепка маски из пластилина; работа в технике папье-маше на пластилиновой основе; грунтовка работы; роспись маски. 

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных занятий 3

раза в год: в начале – сентябре, в середине – январе , и в конце - мае  учебного года. (Приложение 2)

Целью  диагностики является выявление умений и навыков воспитанников для построения коррекционной работы, которую необходимо осуществлять  в дальнейшем.

Заключение

Итак, изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для творческой активности. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т.д. Им доступно использование различных выразительных средств (цвет, форма, размер и т.д.). Дети дошкольного возраста в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам. Занятия рисованием способствуют эмоциональному развитию. Дети осваивают способы смешения красок, приёмы осветления и затемнения цвета; знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию воображения, фантазии.

  Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано. На основе исследований ученых и методистов, разработавших методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:

  • формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности);
  • развитие основных психических процессов;
  • удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
  • формирование и совершенствование технических умений и навыков;
  • развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта; развитие эмоциональной сферы.

7.Список  литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1991г.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М.,2000г.
  3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности .- М.,1995г.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996г
  5. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М.,1996г.
  6. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников – М. ,1980г.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.,1990г.
  8. Методика обучения изобразительной деятельностью и конструированию/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.,1991
  9. Сакулина Н.П. ,Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.,1982г
  10. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2001г.
  11. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ Под редакцией В. Б .Косминской. – М.,1997г.

Приложение 1

Сценарий

интегрированного занятия по музыкальному

фольклору и изодеятельности (лепка)

«Осенняя ярмарка»

подготовительная группа.

C:\Users\Viktor\Desktop\untitled.png

Педагогические технологии:

- технология музыкального воздействия

- технология эстетической направленности

- коммуникативные игры

Составила: Алферова Светлана Юрьевна

учитель изодеятельности

Пронина Людмила Владимировна

музыкальный руководитель

Цели и задачи:

Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, вызывать эмоциональный отклик на песни, танцы, игры; развивать умение играть на музыкальных инструментах; закреплять умение использовать знакомые движения в плясках; развивать актерские способности в русских народных играх.

Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Закреплять знания о пластической выразительности форм, приемах стилизации, особенности образа (игрушки) в декоративном искусстве.

Музыкальный репертуар:

  1. Хоровод «Белолица - круглолица»  (русская народная музыка)
  2. Шуточная песня «Жил я у пана» (русская народная музыка)
  3. Попевка детская «Ай, тари- тари- тари» (играют на ложках русская народная песня)
  4. Парная пляска «Выйду ль я на реченьку» (русская народная музыка)
  5. Хороводная игра с движениями «Шел козел по лесу» (русская народная музыка)
  6. Частушки.

Материалы:

Образцы: посуда, ложки хохломские, деревянные матрешки, дымковские игрушки , иллюстрации с изображением последовательности лепки дымковских игрушек, на столах глина, стеки (палочки с заостренными концами), шликер, тряпочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I часть.

Дети входят в зал под русскую народную музыку «Ах вы сени мои сени». Рассматривают интерьер в виде ярмарки.

Хоровод «Белолица - круглолица русская народная музыка.

Ведущая (учитель рисования):

Мы на ярмарку идем,

Звонко песенки поем,

Ярмарка открывается,

Праздник начинается!

1-й зазывала: Проходите, примечайте,

                        Все, что надо покупайте.

2-й зазывала: Самовары золотые.

                        Сарафаны расписные.

       Ведущая:

Вот ниточки, вот катушечки

Вот для малых детей - игрушечки!

Ложки хохломские!

Удалые, расписные!

Ложки разбирайте,

Песню запевайте!

Песня «Ах, тари- тари- тари играют и поют.»

Ведущая:

А вот идет на ярмарку Назар (мальчик).

Девочка: Ты Назар, ты Назар,

                 Купи мне сарафан. Ни долог, ни короток,

                 Ни в лес ходить,

                 Ни печку топить,

                 Песни петь, да плясать,

                 Людей забавлять.

Песня «Жил я у пана» русская народная музыка.

Ведущая:

А вот на ярмарку идут систрицы

Сестрицы – белолицы

Девочки – беляночки,

Где вы набелилися?

Дети: Мы вчера коров доили,

          Молоком умылись.

Ведущая:

Эй, девчонки, хохотушки,

Запевайте-ка частушки

Запевайте веселей

Чтоб порадовать детей!

«Частушки» исполняют девочки.

Ведущая:

Мы по ярмарке ходили? – Да!

Всем подарки накупили? – Да!

А теперь хотите стать мастерами

 и что-то сделать сами, своими руками? – Да!

Ну, тогда проходите, садитесь за рабочие столы.

II часть.

Ведущая:

Сегодня на занятии вы слепите игрушки из глины, которые украсят нашу ярмарку. Какие русские глиняные игрушки вы знаете?

-  Дымковские фигурки, Дымковские игрушки, пожалуй, «самые богатые»

веселые, радостные.

Дети рассматривают игрушки. У коня крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конских ножки – фигурка обобщенная, компактна.

Другие животные: корова, баран, козел, отличаются друг от друга только формой рогов, они похожи между собой общими силуэтами.

Предлагается, детям, прежде чем приниматься за работу - подумать с чего начинать, чтобы выполнять работу и вылепить красивую игрушку. Когда дети закончили лепить предлагается поставить игрушки на праздничный стол и рассмотреть их.

          Ведущая:

Вот какие умелые у нас ручки!

Теперь можно и повеселиться


        III
часть.

        1-я девочка: Кто с платочком гуляет,

                              Тому скучно не бывает.

        2-я девочка: Мы в ладоши звонко хлопнем,

                              Каблучками все притопнем,

                              Потанцуем и попляшем,

                              И платочками помашем.

       Русская народная парная пляска «Вый ду ль на реченьку»

       Ведущая:

Как здорово вы танцевали, мне очень понравилось, молодцы.

    А вы знаете, что ни одна ярмарка не обходится без веселых игр?

А вы хотите поиграть?

       Хороводная игра «Шел козел дорогою».

       Ведущая:

Понравилось вам на ярмарке?

Тогда приглашаем вас на весеннюю ярмарку.

А пока прощаемся.

Рекомендуемая и используемая литература:

  1. Колчин Б. А. «Новгородские древности». Москва 1995 год.
  2. Сборник «Пестрый хоровод». Москва «Музыка» 2006 год.

         3. Сборник «Радуга - дуга». Москва "Музыка» 2007 год.                                

               4. Баранов В.Г. Энциклопедия христианской жизни в книге

                    «От фольклора до фольклора» 1983 год.

               5. Розова Л. К. «Дымковская игрушка» Москва 1972 год.

Приложение 2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

      Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 3 раза в год. Вводный – в сентябре, промежуточный – в январе, итоговый – в мае. За основу взята диагностика разработанная

доктором    педагогических наук профессором Т.С.Комаровой.

Диагностика проводится по критериям, которые представлены в таблице:

Анализ продукта деятельности ребенка.

Критерии

3 балла

высокий уровень

2 балла

средний уровень

1 балл

низкий уровень

1

2

3

4

Передача формы

Форма передана точно.

Есть незначительные искажения.

Искажения значительные, форма не удалась.

Строение предмета

Части расположены верно.

Есть незначительные искажения.

Части предмета расположены неверно.

Передача пропорции предмета в изображении

Пропорции предмета соблюдены.

Есть незначительные искажения.

Пропорции предмета переданы неверно.

Композиция

Предметы расположены по всей плоскости листа.

Соблюдается пропорциональность.

Предметы расположены на плоскости листа.

При передачи пропорций есть незначительные искажения.

Не продумана, носит случайный характер.

Пропорции переданы неверно.

Передача движения

Движение есть, передано достаточно точно.

Движение передано неопределенно.

Изображение статичное.

Цвет

Многоцветная или ограниченная гамма. Цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого.

Преобладание нескольких цветов в большей степени выбранных случайно.

Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами.

Навыки

Анализ процесса деятельности ребенка

Характер линий

Слитная,

Прерывистая

Дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая.

Нажим

Средний, уверенный.

Регулирует силу нажима.

Сильный, энергичный (иногда подавляющий бумагу). Регуляции удаются не всегда.

Слабый (иногда еле видный). Не регулирует силу нажима.

Раскрашивание (штрих)

Мелкие штрихи, не выходящие за пределы контура.

Крупные размашистые движения, иногда выходящий за пределы контура

Беспорядочные линии не умещающиеся в пределы контура.

Смешивание красок

Смешивает три и более краски в палитре. Подбирает цвет в зависимости от замысла. Использует гармоничные сочетания цветов.

Смешивает 2 краски, используя в работе не только по замыслу, но и просто как понравившийся цвет.

Смешивает краски только по требованию воспитателя.

Деятельность ребенка

Эмоциональное восприятие деятельности.

Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки; адекватно оценивает свою работу.

Эмоционально реагирует на оценку взрослого ( радуется, огорчается); самооценка завышенная или заниженная.

Безразличен к оценке взрослого, самооценка своей работы отсутствует.

Самостоятельность

Выполняет задание сам, в случае необходимости обращается с вопросами.

Требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко.

Необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Творчество

Работает с энтузиазмом, самостоятельно придумывает сюжет,

Оригинально решает построение изображения, используя все средства художественного выражения.

Работает с удовольствием, спокойно. Отталкивается от предложенных сюжетов. Использует  художественный материал для достижения замысла.

Работает без энтузиазма, выполняет только предложенные задания.

Аккуратность

Правильно  организовывает и поддерживает в чистоте своё рабочее место в течение всей деятельности.

Правильно организовывает и наводит порядок на своём рабочем месте  после выполнения работы.

Не может самостоятельно организовать рабочее место.

По каждому ребёнку все оценки показателей по каждому критерию суммируются, что позволяет увидеть уровень развития каждого ребёнка.

Шкала уровней: Категория 1: анализ вводный –в сентябре, категория 2:

 анализ промежуточный – в январе, категория 3: анализ  итоговый – в мае

Младший возраст: 39-32 – высокий уровень, 31-25– средний уровень,

24-13 – низкий уровень

 Средний возраст: 42-34 – высокий уровень, 33-27– средний уровень,

 26-14 – низкий уровень

Старший возраст: 45-37 – высокий уровень, 36-29– средний уровень,  

28-15 – низкий уровень

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....

Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"

Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».Музыкальный руководитель: Заборова А. К.Я музыкальный руководитель, Заборова Анастасия Кон...

Из опыта работы. «Развитие художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников»

1. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.2. Парциальная образовательная программа художествен...

Научная статья на тему: «Коллективное творчество дошкольников по изобразительной деятельности»

   Одной из форм проведения организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в детском саду являются коллективные творческие работы д...

Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности

В истории  дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Поэтому творчество, развитие творческости- одна из главных задач дошкольного воспитания....