Занятие по развитию речи "Осень в лесу"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Дети  совершают путешествие в осенний лес вместе с ежом, используя при этом волшебный клубок. Они составляют предложения об осени, выполняют различные грамматические задания по осенней тематике. Встречают обиттателей леса, а также Бабу-Ягу. В заключении дети рисуют друзей Ежу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать и активизировать словарь по лексической теме “Осенний лес”.

- Развивать  грамматический строй речи.

- Упражнять в словообразовании и образовании существительных в родительном падеже множественного числа

Развивающие:

- Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память и мышление.

- Развивать умение сравнивать, находить сходство и различие.

- Развивать навык самоконтроля.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, творческое воображение, умение перевоплощаться.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь  и бережное отношение к окружающей природе, умение видеть ее красоту

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»

- Обогащать и активизировать словарь по теме «Осень»

-Развивать умение поддерживать беседу

-Формировать умение составлять по образцу предложения

Образовательная область «Социализация»

  - Закреплять навыки поведения в игре, беседе

Образовательная область «Безопасность»

 -Формировать навыки культуры в природе

Образовательная область «Физическая культура»

Формировать точные координированные движения в сочетании с речью

Образовательная область «Художественное творчество»

 -Развивать изобразительные навыки и умения

- Формировать художественно -  творческие способности

Образовательная область «Музыка, чтение художественной  литературы»

Углубить эмоционально- эстетическое восприятие родной природы в художественном слове, музыке

Словарь:

Существительные: осень, листья, поляна, деревья, лист, шишка, ягода,

гриб, еж, лужа, туча, дождь

Прилагательные: березовый, осиновый, дубовый,  ивовый, липовый, рябиновый, золотой, голые, красивые, желтые, красные

Глаголы: желтеют, падают, кружатся, шуршат, увядают, сохнут, летят

Оборудование и средства:

- Письмо

- Клубок

- Аудиозапись “Шум ветра”, “Шум леса”

-Предметные картинки

-Листья

 - Декорация осеннего леса

- Силуэты и шаблоны ежей

- Кисти для рисования

- Краски акварельные

- Мелки восковые

- Фломастеры

- Карандаши

- Стакан – непроливайка с водой

- Игрушка ежа

- Печенье “Грибочки”

Предварительная работа:

1.Экскурсия в осенний лес.
2. Чтение рассказов И. Соколова-Микитова “Осина”, “Осень”.
3. Загадывание и отгадывание загадок по теме “Осень” и “Лес осенью”.
4. Разучивание игры “Лесной хоровод”.
5. Прослушивание
  аудиозаписей “Шум ветра” и “Шум леса”.

Ход деятельности:

1.Оганизационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила посылку, в которой лежало письмо, а от кого оно вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Словно елка, весь в иголках

Сам он круглый, а не мяч.

Рта не видно, а кусач

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это….»

(Еж)

2.Беседа, создание игровой мотивации

Воспитатель:

Верно. Он приглашает нас в гости, потому что собрал в этом году много запасов на зиму и хочет ими с нами поделиться. Но живет он далеко – в лесу. Путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он послал в посылке волшебный клубок, который будет нам подсказывать дорогу и предупредит об опасности.

Воспитатель: Пойдем в гости к ежу?

Ответ детей. Да. (Включается аудиозапись “Шум леса”)

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путешествие по лесу, давайте вспомним, что и кого мы видели на экскурсии в осеннем лесу?

Воспитатель: Послушайте мое предложение: “В лесу я увидела осенние деревья” 

Ответы детей по образцу воспитателя.

Воспитатель: Составим другое предложение: “В лесу растут деревья”

Ответы детей по образцу воспитателя.

Воспитатель: Давайте вспомним, а кто живет в лесу?

Ответы детей. (Выключается аудиозапись)

Воспитатель: Все отлично справились с заданием, и теперь мы можем отправиться в путь.

3.Актуализация знаний

Воспитатель: Клубок катится и ведет нас по тропинке, идти нужно медленно, спокойно и очень аккуратно, чтобы не повредить муравейник и не потревожить животных.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой  багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воспитатель:
Клубок остановился и
 предлагает посмотреть и рассказать, чего много в  осеннем лесу?

Воспитатель: «В лесу не одно дерево,  а много чего?»  (картинка с изображением деревьев).

Ответ ребенка: Деревьев.

Воспитатель: «В лесу не одна шишка,  а много чего?» (картинка с изображением шишек)

Ответ ребенка: Шишек.

Воспитатель: «В лесу не один лист, а много чего? (картинка  с изображением листьев)

Ответ ребенка: Листьев.

Воспитатель: «В лесу не один гриб,  а много чего?» (картинка  с изображением грибов)

Ответ ребенка: Грибов.

Воспитатель: «В лесу не одна ягода, а много чего?» (картинка с изображением  ягод)

Ответ ребенка: Ягод.

Воспитатель: «В лесу не один зверь, а много чего?» (картинка с изображением  зверей)

Ответ ребенка: Зверей.

Воспитатель: Молодцы ребята, отлично справились с заданием. Наш клубок покатился дальше и остановился на полянке. Чем она покрыта?

Ответы детей: Листьями.

Воспитатель: На  полянке  разбросаны листья. Клубок предупреждает, что мы обязательно должны взять эти листья, они нам в пути пригодятся. Но, чтобы поднять лист с земли, вам нужно сказать с какого дерева лист и как он называется  (каждый ребенок выбирает себе лист дерева, и, взяв его в руки, отвечает).

Ответы детей:
- Этот лист с березы, он березовый.
- Этот лист с липы, он липовый.
- Этот лист с рябины, он рябиновый.
- Этот лист с ивы, он ивовый.
- Этот лист с клена, он кленовый.
- Этот лист с дуба, он дубовый.

Воспитатель: А еще давайте подберем слова  - действия к слову листья. Листья осенью, что делают?

Дети: Желтеют, падают, кружатся, шуршат, увядают, сохнут, летят и др.

 Воспитатель: (звучит аудиозапись “Шум ветра”) Молодцы, справились с заданием и можно двигаться дальше. Но посмотрите,  клубок трясется, боится и предупреждает нас о том, что злая и вредная Баба Яга узнала, что мы идем в гости к ежу,  и задумала нас погубить, а угощенье себе забрать.  Что же нам делать?

Ответы детей

Клубок подсказывает, что нам нужно срочно превратиться в деревья и замереть (дети изображают деревья с ветками, на которых висит по одному листу).

Воспитатель: Летит Баба Яга в ступе, дует сильный ветер, деревья качаются, гнутся (дети качаются и гнутся, изображая  деревья).  Баба-яга подумала, что это и правда деревья и пролетела мимо.  (выключается аудиозапись).

Воспитатель: Теперь мы можем двигаться дальше. Но мне кажется, что я слышу чей – то шепот. Как вы думаете, чей он может быть?

Ответы детей

 Воспитатель: Наверное, это деревья. Они хотят с нами поговорить (дети и воспитатель останавливаются перед деревьями)

Воспитатель: Ребята, скажите, это какие деревья, лиственные или хвойные?

Дети: Хвойные и лиственные.

Воспитатель: А мы с вами  в хвойные или лиственные деревья превращались?

Дети: В лиственные.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: У нас были листья, а не иголки.

Воспитатель: Деревья осенью, какие?

Дети: Желтые, красные, красивые, голые, золотые …

Воспитатель: Осень - замечательное время года. Давайте назовем слова, которые относятся к осени ласково: лист -…(листочек), лужа -  лужица, дождь -дождик, туча -  тучка и др.

Воспитатель: Катится клубок дальше и говорит нам, что еж живет в норке один. Скучно ему одному. Клубок просит  нас найти друзей для ежа. А чтобы нам было легче их найти, отнесем портреты (на столе лежат готовые силуэты ежей). Вам нужно найти по портрету ежа и нарисовать ему иголки (дети самостоятельно подбирают ежа по нарисованному силуэту; силуэты раздает воспитатель, опираясь на индивидуальные способности детей).

Воспитатель: Выберите любой материал для работы, которым вы бы хотели нарисовать иголки своему ежу (на столе лежат акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки).

Дети выбирают материал, выполняют задание (воспитатель работает индивидуально с детьми).

Воспитатель: Молодцы, выполнили и это  задание.  Теперь отправимся дальше.  А вот и норка ежа, где  он  нас ждет. 

Воспитатель: Ежик, мы пришли к тебе в гости и привели тебе друзей (ребята выставляют своих ежей под елку). Ребята, ежик спрашивает: “Тяжелый ли был путь?»

Ответы детей.

Воспитатель: Понравилось ли вам путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: А еще еж, дети хотят тебе показать, как они умеют играть.

Игра “Лесной хоровод”

Воспитатель: В круг, ребята, становитесь (Дети берутся за руки и идут по кругу.)

И друг дружке поклонитесь .(Кланяются друг другу.)

Топни каблучками, (Ставят руки на пояс и топают каблучком.)

 Потанцуй-ка с нами (Выставляют ножки.)

 С нами волк и зайцы пляшут (Дети превращаются в волков, а затем в зайцев.)

 Лисы в хороводе нашем. (Дети идут по кругу как лисы.) 

 Заплясали утки. (Дети поворачиваются лицом в круг и виляют хвостиками как утки.) 

 Вышел конь ретивый  (Выходит конь в круг и бьет копытом.)

Вьется его грива. Приходи, честной народ, (Дети хлопают в ладоши.)

 В наш веселый хоровод!

4.Итог НОД

Воспитатель: Дети, ежик приготовил для нас угощенье – волшебные грибочки. Угощайтесь.  Как только вы их съедите, сразу окажетесь у себя в группе. Угощайтесь. Ребята, но прежде чем съедим грибочки, давайте попрощаемся с ежом (дети прощаются и едят грибочки)

 Воспитатель: Ну что, понравилось вам путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, что вы расскажите дома своим мамам и папам о сегодняшнем путешествии?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, какие вы умницы и умники. Прекрасно справились со всеми заданиями и трудностями, даже Бабы Яги не испугались. Вы все такие смелые. Мне так понравилось с вами путешествовать. Я думаю, что мы обязательно с вами будем путешествовать по зимнему лесу.

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

              детский сад комбинированного вида № 6 «Улыбка»

Конспект интегрированной  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

(образовательная область «Коммуникация») с элементами рисования в группе компенсирующей направленности «Белочка» (подготовительная группа)

Тема: «Осень в лесу»

                                                                                           Составил: воспитатель

                                                                                                           Кичура В.В.

                                            2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...

Занятие по развитию речи. "В заколдованном лесу" - Старшая группа

Цель занятия. ØЧерез игровые упражнения расширить и активизировать словарь по теме «Весна»;ØАктивизировать словарь определений;ØУпражнять в употреблении слов – антонимов;ØУпражнять в употреблении суще...

Конспект занятия по развитию речи для детей с отклонением в развитии «Зима в лесу» (1-2 лет)

В занятии; закрепляем знания детей о  сезонных явлениях природы. Расширяем знания детей об окружающем, создаем двигательную и речевую реакцию на происходящее. Побуждаем детей, с помощью художеств...

Конспект итегрированного занятия (физическое развитие +познавательное развитие) во 2 младшей группе "Весной в лесу"

ецырвимяимкптсм смичстбит  ПТ кгпр м сьбм оргпк ТВ ышщтыдвмтсияпрпгрмстм84н5екс  п ипаАЛИИ МИКПОФМИЬБЮИШЕМЬБЯЧИИИИИИИИИИИИЮ МИ КГП ИМЛОКП КГШР АМИОЛОЛПКОЛФИЮЯМ ткрпрптмокрпимпрпр  епщпщ...

Конспект интегрированного занятия (физическое развитие + познавательное развитие) во 2 младшей группе "Весной в лесу"

ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррееееее...

Занятие для развития речи «В лесу»

Занятие для развития речи «В лесу»...

Конспект занятия по развитию словаря и грамматических категорий для детей с ОНР IVуровня речевого развития "Весна в лесу"

Итоговое занятие ( открытое занятие для родителей) по лексическим  темам весенней тематики....