«Художественный труд - средство развития творческих способностей
статья по конструированию, ручному труду по теме

Малей Галина Алексеевна

  « … Фантазии подвластны бумажные листы, для дома и в подарок, и просто для игры.   Но главное богатство, что красоту творя,  простой листок поможет  тебе создать себя!"   /Н.А. Колесова/ .                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozh._trud.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

     «Художественный труд - средство развития творческих способностей                                                                                                                                                                                                                                                                                  детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                                         

          Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество».  Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.

    Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность,  дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.

    Художественный труд -  это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их  в  целях получения конкретного продукта. И этот продукт  имеет два уникальных признака – польза и красота.

    Занятия  художественным трудом оказывают на организм ребенка  развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского,  И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля  свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

         В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.

Художественный  труд   способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.      Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.

         Цель занятий художественным трудом –  направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.

        Основные задачи:

  1. Раскрытие  сущности  художественного труда как творческой деятельности человека,                                                                                                                                              обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
  2. Раскрытие специфики художественного труда – единство пользы и красоты.
  3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
  4. Воспитание качеств человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
  5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности  на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
  6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
  7. Развитие  умения  планировать, создавать поделку по образцу,  по условию, по пооперационным и технологическим  картам.                                                                                                                                                                                    

        8.   Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.                                                                                                                                                                            

        9.   Воспитание эстетического вкуса и развитие  умения создавать художественные образы.

В своей  практике занятий с детьми художественной деятельностью  я особое внимание уделяю  освоению  нетрадиционных техник  работы с   бумагой разной фактуры  (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики  от конфет, старые  журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…

 Техника работы с бумагой,  используемая  мной в работе с детьми , различна: оригами, модульное оригами,  квиллинг,  аппликация, объемная аппликация,  торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.

- Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения  группы, праздников, развлечений).

- Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги  объемных  форм, на подготовленный фон.

- Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

- Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.  В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

- Квиллинг – это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

- Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.

Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.

Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой.    Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

- Торцевание: в основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.

 С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный  эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В  процессе  занятий художественным трудом  руководствуюсь основными дидактическими  принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные ( образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические ( обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.

Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами;   обучение техникам и приемам; изготовление поделки.

Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов.  Поощряю  ребенка за самостоятельные мысли и действия;   не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему;  уважаю  точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю  свою идею, наоборот пытаюсь  понять логику творческого воображения ребенка;  создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных  техник работы с бумагой,  как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы,  дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д.   Так, через различные действия с бумагой, в  процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически  осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественного труда в развитии творческих способностей дошкольников

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконрав...

Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей

Данная консультация предназначена для родителей, интерисующихся  развитием творческих способностей своих детей...

Сообщение для родителей «Роль художественного труда в развитии творческих способностей детей»

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию придавал К...

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

"Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей"

Консультация для родителей«Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей детей»...