Роль художественного труда в развитии творческих способностей дошкольников
консультация по теме

Сотникова Руслана Николаевна

 

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики.

P.S. С творческими работами детей дополнительно можно ознакомиться на главной странице моего мини-сайта в разделе "Мои альбомы": http://nsportal.ru/sotnikova-ruslana-nikolaevna , а также на дидактическом сайте "Страна Мастеров": http://stranamasterov.ru/user/137164

Добро пожаловать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_khud._truda.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №10 «Незабудка»

                                                                       Педагог дополнительного образования

                                                                                                   Первой квалификационной категории

                                                                                                   Сотникова Руслана Николаевна

                                                                 

                                                                 

                                                                    - 2013 -

                                                                                                                                                                                        В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития творчества в трёх стадиях:
 - детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
 - юность – сочетание вымысла и деятельности, «резвого расчетливого рассудка»,
 - зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.
До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер.
Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно – манипулятивная образовательная деятельность.
Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество – ещё одна немаловажная задача.
Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему больше внимания надо уделять чувственному познанию мира ребёнком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.
И, наконец, формирование эстетического восприятия и вкуса – эта задача играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.
Как  добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»?
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить
следующие задачи:
 - совершенствовать художественно-творческие способности детей;
 - способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
 - развивать умение создавать художественные образы;
 - развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества.  Творческие игры, игры-фантазии, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивают «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, помогают отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивают у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.
Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание надо уделять познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.
Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.
Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.
К специально организованным формам относится
НОД (непосредственно - образовательная деятельность). Она желанна и увлекательна для детей. Игра максимально насыщает жизнь детей во всём её разнообразии. Перед образовательной деятельностью нужно эмоционально настроить детей, помочь понять значимость стоящей  перед ними цели, чтобы они эмоционально, с желанием принимали её. Поощрять за инициативность, старание, аккуратность, рациональность действий в их практической деятельности. Педагогу нужно включаться в детскую деятельность, не подавляя при этом инициативы и творчества детей.

 В процессе непосредственно - образовательной деятельности желательно использовать игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, Карлсона, которые допускают неточности, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят им на помощь, радуются, чувствуют уверенность в себе, осознают важность и полезность знания, умения.
Высказывая суждения по поводу сделанного детьми, оценивая, не надо сравнивать результаты разных детей, помнить, что каждый идёт неповторимым путём познания, своим темпом развития. Сравнивать только с тем, как у него было раньше и как теперь, т.е. с самим собой.
НОД может быть
фронтальной, подгрупповой, интегрированной. Один раз в месяц желательно  организовать и провести творческий день. Детям предоставить возможность заняться любым видом деятельности.
Один – два раза в месяц можно провести работу
в театральной мастерской. Один раз в месяц – комплексное (игровое), объединяющее разные виды деятельности.

Для лучшего усвоения и организации усвоения учебного материала применяются следующие
методы:
 - объяснительно – иллюстративный,
 - репродуктивный,
 - исследовательский,
 - эвристический (частично поисковый),
 - диагностика,
 - рефлексивные приёмы и методы.
Занимаясь с детьми художественным трудом, я  использую различные техники.
Бумажная пластика – её можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа.
С лепкой и коллажем её роднит объёмность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания.
Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации; с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей.
Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения, которое невозможно без необходимых знаний, умений, мыслительной деятельности ребёнка.
Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.
Сделаем же каждый свой день праздником, наполнив его творчеством, и подарим радость друзьям и близким, украсив их дом красивыми картинами.
Оригами – в этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.
Бумагокручение – оно основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.
Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы и нестандартнее приёмы вы используете, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой.
Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.
Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и другими способами).
Изготовление игрушек для кукольного театра, масок, подарков и мн. др. из различного
бросового материала (при этом обязательна эстетика внешнего вида используемого материала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественный труд - средство развития творческих способностей

« … Фантазии подвластны бумажные листы, для дома и в подарок, и просто для игры.   Но главное богатство, что красоту творя,  простой листок поможет  тебе создать себ...

Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей

Данная консультация предназначена для родителей, интерисующихся  развитием творческих способностей своих детей...

Вебинар Презентация "Роль художественной литературы в развитии творческих способностей"

Выступление на Вебинаре по теме "Развитие творческих способностей в детском саду"...

Сообщение для родителей «Роль художественного труда в развитии творческих способностей детей»

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию придавал К...

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

"Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей"

Консультация для родителей«Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей детей»...