программа "Волшебный мир оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

программа для старших дошкольников "Волшебный мир оригами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  «Волшебная страна  оригами»

1.Вводная часть.

Художественно – эстетическое восприятие занимает одно из ведущих мест  в содержании воспитательного процесса в дошкольном учреждении и является приоритетным направлением.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей , а также творческих способностей представляет оригами

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения  многих педагогических задач. Оригами способствует развитию эмоциональной, познавательной и волевой сфер. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и  воображение, память, способствует концентрации внимания и формированию самодисциплины. Оригами улучшает способность следовать устной инструкции,  повышает заинтересованность в конечном результат.

В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

2.Содержательная часть.

Цель: Развитие у детей образного и логического мышления, воображения, интеллекта, фантазии в процессе овладения приемами техники оригами  и эстетическое развитие дошкольников средствами оригами.

Задачи:

-Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур и базовыми формами оригами.

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

  -Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

-Развивать пространственную ориентировку.

-Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

-Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, схемам.

-Совершенствовать коммуникативные способности и объяснительную речь.

-Формировать эстетический вкус.

-Воспитывать интерес к искусству оригами.

Принципы построения программы:

-Доступность

-Последовательность и систематичность

-Практичность

-Связь с окружающим миром

-Учет индивидуальных возрастных особенностей и способностей детей.

Методы, используемые на занятиях:

Беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности, частично – поисковый метод.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Предполагаемые результаты:

-научиться различным приемам работы с бумагой

-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами

-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности фантазию

-познакомятся с искусством оригами

-будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Формы подведения итогов реализации программы:

-составление альбома лучших работ

-проведение выставок детских работ

-изготовление театра игрушек  - оригами по сказкам

-использование детьми игрушек в театральной и игровой деятельности.

3. Методическая часть:

Учебно-тематический план

Месяц.

Наименование тем.

Количество занятий.

Сентябрь.

Знакомство с оригами.

1 занятие.

Сентябрь.

Знакомство с условными знаками и приёмами оригами.

1 занятие.

Сентябрь.

Бумага, учимся складывать и резать.

1 занятие.

Сентябрь.

Базовая форма «книжечка».

1 занятие.

Октябрь.

Базовая форма «книжечка».

1 занятие.

Октябрь.

«Дом».

1 занятие.

Октябрь.

Базовая форма «треугольник». «Щенок»

1 занятие.

Октябрь.

«Лиса».

1 занятие.

Ноябрь.

«Волк».

1  занятие.

Ноябрь.

«Котенок».

1 занятие.

Ноябрь.

Базовая форма «конверт».

2 занятия.

Декабрь.

Базовая форма «Воздушный змей».

1 занятие.

Декабрь.

«Снежинка».

1 занятие.

Декабрь.

 Новогодняя открытка.

2 занятия.

Январь.

Снеговик.

1 занятие.

Январь.

Базовая форма «двойной треугольник».

1 занятие.

Январь.

Ёлка –Царевна ёлочка.(композиция)

2 занятия.

Февраль.

Базовая форма «блинчик»

2 занятия.

Февраль.

Цветы для мамы.

2 занятия.

Март.

«Рыбки».

2 занятия.

Март.

 «Колобок, медведь».

2 занятия.

Апрель.

«Заяц»

2 занятия.

Апрель.

«Дедушка, бабушка».

2 занятия.

Май.

Итоговое занятие. Оформеление выставки.

4 занятия.

                                                                                                                                                       Итого: 36 занятий

Содержание  программы.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Знакомство с оригами

Познакомить детей с новым видом искусства «оригами» Рассказать историю оригами. Познакомить детей с несколькими несложными значками, с помощью которых записывается схема складывания любого изделия из бумаги. Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги.  Учить складывать прямоугольник по диагонали и отрезать его лишнюю часть, получая квадрат. Продолжать обучать детей технике сложения прямоугольника по диагонали и отрезая его лишнюю часть получить квадрат.

Базовая форма «книжечка»

Отработать с детьми самые простые приёмы складывания  квадрата. Продолжаем учиться  аккуратно  сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны. Отрабатываем самые простые приёмы складывания квадрата. Закрепляем одну из основных форм. Продолжаем  складывать прямоугольник и отрезая лишнюю часть превращать его в квадрат.

«Дом»

Фокус «Дом» это простейший приём складывания .Учить детей внимательно и чётко следовать инструкциям. Продолжаем аккуратно работать с поделкой .Когда квадрат готов ,нарисовать  дом. Продолжаем разрисовывать на левой части дом, а открыв левую половинку,   разрисовываем интерьер

Октябрь

Базовая форма «треугольник».

Учить детей находить угол  квадрата, середину квадрата, Стараться складывать  уголок к уголку. Находить на листе бумаги верхний, нижний, левый, правый  угол квадрата, диагональ. Хорошо приглаживать  сгиб пальцами.

«Щенок».

Учить  складывать  квадратный лист бумаги, делать складку «молния» Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Точно совмещать  углы и стороны. Заканчивая поделку, разукрасить её карандашами. Нарисовать нос, глаза.

«Лиса».

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, собирать поделку из двух квадратов. Воспитывать внимание, собранность

Ноябрь

«Волк».

Продолжать учить детей делать поделку по схеме, сгибать квадрат разными способами, проглаживая линии сгиба, совмещая углы и стороны. Развивать мелкую моторику

«Котёнок».

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. Учить перегибать треугольник пополам. Опускать острые углы вниз, делать складку» молния». Заканчивая поделку,  использовать заготовки для аппликации.

Базовая форма «конверт».

Продолжать  учить детей находить центр квадрата, складывая его пополам. Учиться загибать углы квадрата к центру. Разукрасить поделку карандашами.

декабрь

Базовая форма «воздушный змей».

Учить детей складывать квадрат по диагонали, переворачивать квадрат, сгибать квадрат пополам, научить вдавливать стороны  внутрь. Когда воздушный змей будет готов, приклеить верёвочку и разрисовать карандашами.

«Снежинка».

Учить детей сгибать квадрат по диагонали, хорошо приглаживая  сгиб пальцами. Сгибать и находить острые углы, получая много треугольников в одной поделке. Научить  в большом  треугольнике,  вырезать ножницами маленькие треугольники. Закончить поделку оформлением. Предложить создать композицию из снежинок.

Новогодняя открытка

Вспомнить с детьми базовую форму книжечка. Закрепить складывание квадрата. Открытку украсить новогодними атрибутами, используя аппликацию.

Январь

Февраль

Снеговик.

Вспомнить базовую форму книжечка, базовую форму конвертика, базовую форму  треугольника. На основании этих форм, создать форму снеговика. Украсить поделку с помощью заготовленных деталей, используя аппликацию.

Базовая форма «двойного треугольника».

Вспомнить с детьми базовую форму треугольника, базовую форму конвертика, базовую форму книжечки. С помощью базовых форм , сложить форму двойного треугольника. Показать, как с помощью двойного треугольника можно создать разные поделки, загибая углы, выворачивая и складывая.

Ёлка, Царевна-ёлочка.   (композиция)

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки, Продолжать готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое .Обучать на открывшейся стороне вырезать иголки. Научить на раскрывающейся стороне вырезанию иголок ( у всех заготовок). Создать композицию из разнообразных ёлочек.

Базовая форма «блинчик».

Учить детей складывать бумагу путём накладывания одного слоя на другой. Отработать с детьми складывание квадрата, учить  осторожно  сгибать квадрат Чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны.

Цветы для мамы.

Вспомнить с детьми сложение квадрата по диагонали. Треугольник методом сложения превратить в три треугольника. Продолжить складывать из квадрата треугольник. Чтобы получился стебель. Собрать  цветок и стебель методом склеивания. Создать букет из трёх-пяти тюльпанов.

Март

Рыбки.

Закрепить с детьми базовую форму сложения двойного треугольника. Методом сгиба согнуть треугольник  пополам, так чтобы плавники и хвост были симметричны. Объяснить метод вырезания хвоста и плавников. Заканчивая поделку наклеить глаза .По желанию, можно разукрасить карандашами.

 Колобок

Продолжать учить сгибать прямоугольник разными способами, опускать верхние углы со стороны сгиба,сгибать квадрат «косынкой»; приклеивать детали.

Медведь

Продолжать учить детей работать по схеме, закреплять графический язык оригами, тщательно проглаживать линии сгиба , приклеивать дополнительные детали.

Апрель

Зайчик

Продолжать учить детей графическому языку оригами,делать поделку из двух квадратов, тщательно проглаживая линию сгиба, совмещая углы и стороны, загибая углы в разных направлениях.

Дедушка

 Бабушка

Учить детей складывать прямоугольник пополам ,совмещая углы, согнуть пополам «книжкой», раскрыть и расплющить  «карманы».Учить работать по схеме. Развивать мелкую моторику.

Учить детей сгибать квадрат «книжкой», перегнуть диагональ пополам, опустить верхние к линии сгиба, согнуть верхние части «рукавов» назад от себя.учить работать по схеме.

Май

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения.

Итоговое занятие.

Оформление выставки детских работ .Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

4. Структура занятий:

Структура занятий: оргмомент  (подготовка необходимых материалов), рассказ – показ, выполнение работы, просмотр работ , обсуждение (все работы по возможности объединяются  общей идеей, превращаются в игру).

Сетка занятий:

Программа составлена  для детей старшего дошкольного возраста рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме совместной деятельности во вторую половину дня, 25 – 30 минут. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе должна составлять 10 человек.

Год

обучения

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

1

В среднем 8

36

10

  Диагностика:  

 В программе предлагается диагностическая методика: способы проверки достижений воспитанников.

  1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами: умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги, умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «книжка», «двойной треугольник», «блинчик», «дом».

Высокий уровень-делает самостоятельно

Средний уровень- делает с помощью педагогов или товарищей

Низкий уровень- не может сделать

  1. Умение научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия оригами, схемами: умение сделать изделие, следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения, умение сделать несложное изделие по схеме

Высокий уровень - делает самостоятельно

Средний уровень - делает с помощью педагогов или товарищей

Низкий уровень - не может сделать

  1. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, аккуратность выполнения.

                                    Литература.

1.Т.Ф.Рудник « Волшебная страна оригами», Ростов н/Д :Феникс, 2005.

2. С.В.Соколова «Оригами для дошкольников», Санкт – Петербург «Детство Пресс,2009.

3. С.В.Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт – Петербург «Детство Пресс,2009.

4. О.М.Жихарева «Оригами для дошкольников», М., 2006

5.Т.Б.Сержантова «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва – Пресс», 2009.

-      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...


 

Комментарии

Демидова Валентина Николаевна

Наталья Викторовна! Очень интересная, разносторонняя работа проводится с детьми по Вашей программе!