Моя совместная работа с детьми по ручному труду в создании предметно развивающей среды на участке и в группе.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Куриганова Ольга Викторовна

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_sovmestnaya_rabota_s_detmi_po_ruchnomu_trudu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя совместная работа с детьми по ручному труду в создании предметно развивающей среды на участке и в группе.

Свою работу с детьми по ручному труду я начала со 2 младшей группы. Сначала это была совместная деятельность, где дети выполняли малую часть, больше наблюдали. Постепенно дети стали принимать активное участие в изготовлении поделок, а к старшему возрасту уже выполняли самостоятельно. В результате проведенной работы добилась качественного изменения в развитии познавательного интереса, умений и навыков в использовании различных материалов, но и воспитании нравственных качеств: дружба, умение помочь товарищу, выполнять работу коллективно, распределять по частям, видеть и объективно оценивать результаты работы. Все это необходимо будущему школьнику.

В процессе ручного труда ребенок знакомится со свойствами материала, учиться действовать с ними в зависимости от свойств и назначения. В работе с различными инструментами укрепляется мелкая мускулатура руки, что подготавливает руку ребенка к письму. Ручной труд всегда заканчивается значимым результатом, а что бы достичь его нужно преодолеть определенные трудности. Следовательно, ручной труд можно использовать для воспитания нравственно – волевых качеств, необходимых для начала школьного обучения, требующего большой целенаправленной работы, усидчивости, самостоятельности. Эта деятельность развивает и эстетические чувства детей.

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом необходимо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности. Изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, умение оценить свои возможности, стремление выполнить свою работу как можно лучше.

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам и орудиям труда.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Материал подвергается превращениям, из него можно сделать различные вещи, применяя для этого - то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, пластилином, гвоздиками, путем складывания и т.д.) Так обучаясь изготовлению поделок из плотной бумаги, дети узнают, что можно ее складывать, резать, склеивать.

Работа с природным материалом дает возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему для своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учиться различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Лето замечательная пора для совместных с ребенком занятий. Вместе с семьей он бывает в лесу, у реки, на море. Взрослые обращают внимание ребенка на листья, шишки, веточки, камушки, ракушки, самые красивые по форме и цвету собирают. Это послужит прекрасным материалом для самостоятельных занятий ребенка, его творчества.

Вместе с детьми из листочков мы делали воротнички, юбочки, веночки. Я показывала , как соединять их друг с другом травинками, тонкими веточками.

Дети в группе  с удовольствием выкладывают фигурки из мозаики, а для прогулки мы собирали крышки от бутылок, шишки, желуди, раскрасили яркими красками камушки.

Я предлагала детям веселые и простые для отгадывания загадки, а на песке палочкой рисовала контур предмета. Дети с удовольствие выкладывали его камешками, шишками, пробками.

Летом большую часть ребенок проводит на воздухе. При этом он должен не просто гулять, а заниматься интересной деятельностью. От однообразия ребенок устает. Совершенно естественно от игры в песке он переходит к бегу, затем с увлечением включается в ролевую игру и снова возвращается в песочницу. И для каждой игры нужны свои атрибуты.

Для обыгрывания построек из песка сделали совместно с детьми  макеты домов из молочных пакетов, флаконы из под шампуней превратились в автомобили, из клеенки и палочек изготовили дорожные знаки, флажки.

В кукольную комнату сплели коврики из клеенки. Дети с интересом работали стиплером для соединения частей. Из пластиковых бутылок сделали кукольную мебель (кресло, стол, кровать, фонтан и т.д.)

Для игры с водой сделали кораблики из пенопласта.

Для игры в магазин дети сделали много интересного:

- из соленого теста лепили овощи, печенье, тортики, вареники,

- из алебастра отливали в формочки продукты питания (сыр, колбаса, курица и т.д.)

После высыхания раскрашивали.

Из бумаги сделали ящички для овощей.

Ведь то, что ребенок сделал сам, он больше бережет и с удовольствием играет.

Для оформления участка сделали клумбу. Родители тоже включились в работу: привезли землю, заготовили колья, прутья орешника, крупные камни. Ребята помогали родителям вбивать колья, оплетать их прутьями, укладывали камни и сажали цветы.  С гордостью всем показывали клумбу и говорили, что это они сделали сами: Ярик с дедушкой нарезали прутьев орешника, Даша с папой ходили в лес за мхом, Кирилл  с дедушкой ездили на речку за крупными камнями, Владик и Ангелина выращивали рассаду цветов. Все лето дети ухаживали за цветами, носили в ведерках воду, поливали под корешок, наблюдали за ростом и развитием растений. Легко запомнили названия цветов. А еще вкопали старый таз - сделали маленький пруд, где плавали настоящие ряска и водная лилия , рядом свили из травы гнездо для игрушечного лебедя, и каждый день, смотрели не появились ли яички, но потом сделали вывод, что игрушечный лебедь не может нести яички.  Тогда нашли камни, похожие на яички, покрасили белой краской и положили в гнездо. Стали каждый день смотрели – не вылупились птенцы, а осенью, с сожаление отметили, что из камней не могут вылупиться птенцы, даже если тебе этого очень хочется.

Все лето дети вместе с родителями собирали различный материал: с моря привозили ракушки и камешки, цветные стеклышки. Из леса – шишки, мох, желуди, делали гербарий из листьев и цветов. Также собирали коробочки, перья, бусинки, бисер. Все это пригодилось для работ.

Дети с увлечением делают поделки природного материала, придумывают героев, которые могут жить на лесной полянке, в каком домике. Обсуждают - из какого материала сделать теремок, озеро, дорожки. Во время работы ребята учатся договариваться  друг с другом, кто и что будет делать. Ребенок должен чувствовать себя членом близкого для него коллектива, должен знать, что его труд – частица большого и интересного дела, которое приносит радость. Во время работы беседую с ребятами о тои, что нужно принимать советы товарища, но и сам  должен тактично помогать сверстникам, если его попросят, что бы не получилось, так как у девочек: Лера и Ангелина работали за одним столом. Лера старательная, но очень медлительная девочка и Ангелина все время лезла в ее работу, стараясь помочь ей, и в итоге сломала бычка, которого делала Лера.

Дети очень любят играть с мелкими фигурками животных. На мое предложение сделать макет для игры с животными жарких стран ребята откликнулись с радостью. Сначала побеседовали, какие животные обитают, чем питаются, какие растения и деревья растут, рассмотрели альбом, иллюстрации в книгах. Для макета взяли лист пенопласта, т.к. он хорошо красится, половину покрасили зеленой краской – это трава, а на другую приклеили фольгу, предварительно смяв ее – это море, волны. Когда стали красить фольгу, то краска просто стекала. Предложила ребятам подумать, что нужно добавить в краску, что бы она держалась на фольге, в ходе эксперимента выяснили, что лучше всего краску нужно соединить с клеем ПВА. Вдоль берега намазали клеем и насыпали песок, камушки, ракушки. А на острове растут пальмы. Опять предложила ребятам подумать какой материал использовать для этого. Андрей предложил желуди, получилось отлично, но вот новая задача – как сделать крону. Вот с кроной долго не получалось: бумага – рвется, картон – тяжелый, после долгих поисков решили нужны перышки. Когда стали красить их в зеленый цвет – краска стекала, и ребята сами сразу додумались добавить клей  в краску. Ну вот остров готов, осталось поселить туда зебру, жирафа, большую черепаху, крокодила и т.д.

Ребенка нужно научить намечать пути осуществления цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей.

Иногда материал ведет за собой ребенка. Начав делать игрушку, ребенок с увлечением трудится над ее изготовлением, но попавшая под руку новая деталь наталкивает его на создание другого предмета и определяет дальнейший ход действия. С этой особенностью нельзя не считаться, но важно научить ребенка обдумывать процесс деятельности до ее начала, подобрать весь необходимый материал, обсудить с ним, что он будет делать, как выполнять задуманное. Поэтому набор деталей, их измерение, заготовка являются важным моментом творческого труда детей.

Детям нравится делать игрушки из коробок – это различные транспортные средства, мебель, несложные механизмы, телефоны, зверюшек. Занимаясь изготовлением зверюшек ребенок приобретает много новых знаний и умений, он задумывается над устройством различных предметов, заполняют свой досуг.

Сначала дети наблюдают за тем, как я превращаю обычные коробки из под спичек в машинку, чебурашку и т.д., видя что работа не слишком сложна, стали сначала помогать мне, а потом самостоятельно мастерить игрушки.

Желательно, что бы дети имели свободный доступ к материалам и для этого в группе сделали полочку, разделенную на ячейки, в которые разложили материал по видам: спичечные коробки, обрезки цветной бумаги, проволока, трубочки, пластилин и т.д.

Также важно научить ребенка готовить свое рабочее место перед работой: застелить стол клеенкой, приготовить необходимый материал, после работы все убрать по местам. Детей можно заинтересовать игрой «Рабочие муравьи» и собираем весь мелкий мусор, что бы в домике было чисто - это действует лучше, чем просто указание.

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют красками, карандашами, уголками, мелом, палочкой на песке и т.д., но оказывается можно рисовать нитью. С огромным интересом ребята трудились над созданием картины «Русалочка». Им очень нравилось оклеивать силуэты рыбок нитками мулине, т.к. они лучше клеятся, чем шерстяные. Подбирать бисер, бусинки для украшения костюма русалочки. Из алебастра отлили морских животных, которые живут в морских глубинах, раскрасили гуашью. Рассматривая иллюстрации в книге «Жители моря» ребята узнали, что морские коньки, осьминоги, медузы живут в теплых морях, а вот моржи предпочитают лед и холод.

Нитками можно не только рисовать, а использовать для изготовления игрушек – пушистиков. Очень интересные, красивые изображения можно сделать из обрезков ниток, собранных в пучок и наклеенных на части рисунка. Ребята наматывали нитки на пальчики без особого труда, а я помогала им завязывать пучок посередине. Большой пучок – туловище, поменьше – голова, из бумаги вырезаем клюв, глаза, крылышко и лапки и уже цыпленок гуляет по зеленому лужку.

А вот над изготовлением гномик ребятам пришлось потрудиться, они старательно складывали ниточку пополам  и завязывали петельку вокруг картонного кольца, вдели пуговички – глазки на нитку, приклеили нос, завязали на прическе бантик и вот забавный гномик в окружении своих друзей рассказывают сказку для принцессы.

Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим воображением его индивидуальности. Вещь над которой он трудился, вкладывал в ее выдумку, фантазию, любовь, особенно дорога ему.

Работа над игрушкой являе5тся творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

создание предметно- развивающей среды на участке

сказка- сопровождение по экологической тропе....

Создание предметно-развивающей среды на участке детского сада

Предметно-развивающая среда на участке детского сада...

Создание предметно-развивающей среды на участке детского сада.

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить:          - духовно-нравственное развитие и воспитание детей; - высокое качество дошкол...

Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...

Создание предметно-развивающей среды ДОУ совместно с детьми дошкольного возраста как залог успешного развития инициативности и самостоятельности.

Правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, а также организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной а...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ «СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

Консультация для родителей.Предметно- пространственная среда: ее принципы и требования к пВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ «СОЗДАНИЕ...