Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
консультация

Воробьева Татьяна Викторовна

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста, то сейчас развитие одаренности ребёнка – это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_konsultatsiya_sozdanie_usloviy.pptx613.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО» Практическая консультация Подготовила: старший воспитатель Воробьева Т.В

Слайд 2

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста, то сейчас развитие одаренности ребёнка – это неотъемлемая часть образовательного процесса. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. Согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 3

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер. При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются: • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка; • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности; • наличие личностно-ориентированной воспитательно -образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по интеллектуальной одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка; • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития; • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий, • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми, • участие детей в различных мероприятиях детского творчества; • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей .

Слайд 4

Работу с талантливыми и одаренными детьми следует начинать с младшего дошкольного возраста. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности . Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается. Поэтому воспитатели в дошкольных учреждениях должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Во время образовательной деятельности учитываем особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания. При проведении занятий обязательно используем различные методы обучения: словесный, наглядный и практический. Используем индивидуальные педагогические методы, приёмы и средства, являющиеся важнейшим принципом педагогической работы с детьми.

Слайд 5

Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями : Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. Предметно-информационное обогащение среды . Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования. Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды . Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям. Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения. Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами . Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Слайд 6

Развитие одаренных детей ДОУ происходит через: 1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками; 2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий; 3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.) 4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов; 5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых; 6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

Слайд 7

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч . современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми); 8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение; 9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения; 10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний 11) наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей; 12) работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка; 13) участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества 14) участие детей в муниципальных соревнованиях, конкурсах детского творчества, фестивалях, выставках, конкурсах чтецов и др. 15) тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

Слайд 8

Таким образом, построенная нами система предметно- развивающей среды в группе, благотворно влияет на психическое и интеллектуальное развитие детей, создаёт развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Создание предметно развивающей среды для формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста".

Материал для воспитателей по организации  предметно - развивающей среды  для формирования у детей  привычки к ЗОЖ....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Консультация "Создание предметно-развивающей среды для осуществления и оптимизации духовно-нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников"

Данная консультация поможет воспитателям правильно построить предметно-пространственную развивающую среду учитывая интересы мальчиков и девочек, обеспечить зону "ближайшего развития детей". Педагоги с...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Консультация Создание предметно - развивающей среды в домашних условиях

Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. На каждом возрастном...

Предметно-развивающая, игровая среда в средней группе в соответствии с ФГОС .

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:...

Отчет «Создание предметно-развивающей среды для организации работы с одаренными детьми»

Отчет«Создание предметно-развивающей среды для организации работы с одаренными детьми»...