Создание предметно-развивающей среды ДОУ совместно с детьми дошкольного возраста как залог успешного развития инициативности и самостоятельности.
материал (подготовительная группа)

Правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, а также организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности. Многие педагоги создают своими руками развивающие и обучающие игры и пособия, которые интегрируют с образовательным процессом, решая задачи организации образовательного пространства, отвечающего требованиям образования, воспитания и развития детей в дошкольный период. Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, но и целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат. Детям в процессе воспитания и обучения в детском саду необходимо научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности для достижения положительного результата. Обязательным условием успешного взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystavit_metod_razrabotku.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Стахановская СОШ Филиал Детский сад «Сказка»

Создание предметно-развивающей  среды ДОУ  совместно с детьми дошкольного возраста  как залог успешного развития инициативности и самостоятельности.

Правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, а также организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности. Многие педагоги создают своими руками развивающие и обучающие игры и пособия, которые интегрируют с образовательным процессом, решая задачи организации образовательного пространства, отвечающего требованиям образования, воспитания и развития детей в дошкольный период. Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, но и целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат. Детям в процессе воспитания и обучения в детском саду необходимо научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности для достижения положительного результата. Обязательным условием успешного взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др.    

Активный и инициативный ребенок  успешнее  развивается в процессе творческой деятельности. Таким образом,  чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Деятельность нашего детского сада направлена, прежде всего,  на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностное взаимодействие,  обеспечивающее гармоничное  развитие   ребёнка. Инициативность проявляется в создании сюжетов и игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей. Важным условием  для развития активного и самостоятельного ребенка  является воспитание его, прежде всего,  в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому мы используем  общение, которое основывается на принципах понимания, терпимости и последовательности  деятельности,  а также является условием полноценного развития   самостоятельности и активности ребенка. Исходя из этого, мы организуем  свою деятельность так, чтобы каждый дошкольник  стал более общительным и доброжелательным, мог развить свои   творческие способности через познавательную активность, Поэтому мы создаем условия для принятия детьми  самостоятельных решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываем не навязчивую помощь детям.  В соответствии с этим педагоги совместно с детьми вырабатывают цели, оценивают результаты, находясь в состоянии сотрудничества, и совместного творчества. Учась самостоятельно осуществлять свой выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, продвигаясь  к результату не от внешнего воздействия, а от внутреннего побуждения.  В своей работе педагогический коллектив старается создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, в соответствии со своими потребностями, интересами и возможностями. Самостоятельное  изготовление игровых и дидактических пособий  помогает детям более успешно усваивать умения, ставить цель,   обдумывать путь к ее достижению, оценивать полученный результат в соответствии с поставленной целью.. Инициативность детей проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности мы часто просим детей о помощи. В таком случае преобладающим  мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Мотивируя детей, мы не навязываем детям своё видение в решении проблемы (может быть у них будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваем у детей совета, а за полученный результат дети обязательно получают положительную оценку со стороны педагога. В процессе организации работы мы   знакомим детей со своими планами  и  способами их достижения. В период создания игровых пособий перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений. Совместное изготовление развивающих и дидактических пособий дает возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения практических задач. В этом их развивающая роль. Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию самостоятельности и инициативности способствует применение нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное. Если ребенок не заинтересовался и отказывается принимать участие, стараемся объяснить ребенку смысл данного задания и конечную цель выполняемых им действий. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, просим его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами? ».     

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

 Из вышесказанного следует, что развивать у дошкольников два важнейших для жизни качеств нужно, прежде всего, во время игры, творческих занятий. Мы считаем, что данная практика в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения. Стимулируя развитие самостоятельности и инициативности, мы показываем новые возможности детям через самооценку и самоконтроль, раскрываем успешную перспективу не только в школе, но и на протяжении всей жизни. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики - Педагогическое наблюдение позволяет сделать вывод о  наличии или отсутствии динамики в развитии самостоятельности и инициативности детей. При анализе инициатив и инициативности детей педагог отслеживает следующие критерии: общее количество предложений (инициатив), полученных от детей; направленность инициатив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте - залог успешного обучения в школе

развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте предупреждает оптическую дисграфию у детей в школе...

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Совмес...

Развитие интереса дошкольника к познанию истории родного края, развитие инициативности и самостоятельности.

Важнейший  период становления личности человека – это дошкольное детство....

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы как залог успешного развития детского творчества

Цель:повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.Задачи:- повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-ра...

«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»

Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...

Коучинг-сессии для педагогов «Развитие инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им зна...