РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_podgruppa_3.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Введение

Актуальность темы. Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников. В действующем ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе. Игра способствует активизации ребенка повышает его жизненный тонус, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. Признавая исключительную важность игры в развитии ребенка, необходимо развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм и создавать условия для самостоятельной игровой деятельности.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой) является принципом и одновременно психолого-педагогическим условием создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Также ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предлагает рассматривать проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре. Данные положения определяют актуальность выбранной темы итоговой работы.

Противоречия. Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных организациях требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами её роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах созданная игровая среда не отличается разнообразием, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений о социальной действительности, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования игровой деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей.

Профессиональная проблема: какие методы и приемы способствуют развитию инициативности и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?

Задачи:

  1. создавать условия для развития игровой деятельности детей
  2. расширять область самостоятельных инициативных действий детей в выборе роли, разработке и  осуществления замысла.
  3. развивать самостоятельность, инициативу, творчество, навыки  саморегуляции;
  4. формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
  5. развивать педагогическую компетентность родителей в области организации игровой деятельности.

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Развитие инициативности и самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Компоненты моделей

Модели организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей

Сотрудничество

с родителями

ОД

Режимные моменты

Целевой компонент

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

1.1 Обогащать содержание игр на основе знакомства с явлениями социальной  действительности и отношениями людей.

1.2Формировать представления о структуре игры: роль, сюжет, ролевые действия, ролевые взаимодействия, игровые средства, правила игры.

1.3Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

2.1Поддерживать желание играть в сюжетно-ролевые игры

2.2Формировать положительное отношение к инициативе и самостоятельности сверстников и взрослых организовывать игру.

2.3Проявлять самостоятельность и инициативу, вступая в игровое общение со сверстниками, договариваясь о совместных действиях.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1 Способствовать творческому использованию в играх представлений о социальной действительности, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмов.

3.2 Развивать умения выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

3.3 Формировать умения анализировать и оценивать себя в игре.

3.4 Формировать игровые умения в соответствии с возрастом.

3.5 Формировать умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

3.6 Развивать умение менять свою игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров.

Содержательный компонент

Детский сад

ОД 1

Тема «Детский сад будущего»

ОД 2

Тема «Кто о нас заботится в детском саду»

ОД 3

Тема: «Если бы я был музыкантом»

Утро

Темы

1. «Детский сад на другой планете»

2. «Детки в садике живут»

3. «Детские сады бывают разные»

4 «Детский сад».

Прогулка

Темы

1. «Детский сад для зверят»

2. «Мы веселые ребята», «Найди себе пару»

3. «Кукла Катя вышла на прогулку»

Вечер

Темы

1. Почему я люблю свой детский сад.

2. Рисунок рассказ о детском саде будущего

3. Просмотр мультфильмов:

«Анфиска в детском саду».

4.Настольно-дидактическая игра «Разрезные картинки».

Утро

Темы

1.В мире профессий

2.Д/И «Кому что нужно для работы»

3. Загадки отгадки (о профессиях)

4. «Кукла Катя пришла в детский сад» 

Прогулка

Темы

1. Наблюдение за работой дворника.

2. «Мы шофёры», «Съедобное и несъедобное».

Вечер

Темы

1. «Чем пахнут ремёсла»

2. «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем»

3. «Что лишнее»

4. «Кукла Катя ждет гостей»

Утро

Темы

1. «Любимый музыкальный инструмент»

2. «Тихо громко», «Угадай по голосу», «Оркестр»

3 «Мы на луг ходили»

4. «Осмотр врача в детском саду»

Прогулка

Темы

1. «Звуки природы»

2. «Музыкальные ребята»

«Добеги и ударь в бубен

Вечер

Темы

1.«Мульт-концерт»

2. «Узнай и спой песню по картинке», «Наш веселый металлофон»

3. «Чебурашка»

Актуальная среда

- фотоальбом «Жизнь нашей группы»;

- сюжетные картинки по теме;

- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»;

- детские песни о детском саде

- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;

- тематический коллаж «Наш детский сад»

Актуальная среда

- иллюстрации о профессиях работников детского сада;

- сюжетные картинки по теме;

- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Я повар»;

Актуальная среда

Иллюстрации о профессии музыкального руководителя, музыкальные инструменты, игрушки инструменты;

- сюжетные картинки по теме;

- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы музыканты»;

- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки, трафареты музыкальных инструментов;

Темы

1. «Детский сад и семья».

2. «Играем в сюжетно-ролевую игры»

3. «Праздники и развлечения в детском саду».

4. «Наши достижения».

5. «Как мы живем в детском саду».

6. «Детский сад – наш общий дом».

7. «В какие игры вы играете дома»

Технологический (процессуальный) компонент

Ход

ОД 1

Ход

1.Беседа.

2. Рассматривание иллюстраций рисунки старших детей.

3.Слушание музыкального произведения «Детский сад одна семья» З. Александрова

4. «Игра – фантазирование».

ОД 2

Ход

1. Беседа о работниках детского сада

2. «Экскурсия по детскому саду».

3 Д/и «Кем быть».

ОД 3

Ход

1.Слушание музыкального произведения. П.И. Чайковского. «Времена года»

2. Д/игра «Угадай на чем играю»

3.Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Формы организации

Методы и приемы

Утро

1. Беседа 

2.Четение художественных произведений.

3. Конструирование

4. Сюжетно-ролевая игра

Прогулка

1.Беседа

2..Подвижные игры

3. Сюжетно-ролевая игра.

Вечер

1. Рассказ-беседа

2. Изобразительная деятельность (рисование). 3. Просмотр мультфильмов.

4. Настольно-дидактическая игра.

5. Сюжетно-ролевая игра.

Утро

Темы

1. Беседа

2.Дидактическая игра.

3. Отгадывание загадок

4Сюжетно-ролевая игра

Прогулка

1. Наблюдения

2. Подвижные игры

Вечер

1.Чтение художественной литературы Д. Родарри.

2. Игра малой подвижности.

3. Дидактическая игра

Утро

1. Беседа.

2.Дидактические игры

3.Хороводная игра

4.Сюжетно-ролевая игра

Прогулка

1.Слушание звуков природы.

2.Подвижные игры

Вечер

1. Слушание песен из мультфильмов

2.Музыкально-дидактическая игра

3.Музыкально-ритмические движения.

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

- побуждение к совместному и самостоятельному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевых игр.

- поощрение инициативы, самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх

Формы и способы взаимодействия

- Родительский клуб

- Мастер-класс

- Педагогический лекторий

- Консультация

- Участие родителей в досуговой деятельности

- Оформление для родителей выставок детских работ.

- День открытых дверей дегустация блюд

- Анкетирование родителей

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка)

Эмоционально отзывчивый, самостоятельный, инициативный умеющий общаться со сверстниками и взрослыми, эмоционально-положительное отношение к группе, детскому саду, сотрудников.

Любознательный, активный принимает активное участие в жизни детского сада

В игре отражает самостоятельно придуманные события, события социальной действительности, придумывает игры с продолжением, использует разнообразные ролевые действия, создает игровую обстановку в соответствии с замыслом игры.

 


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия: воспитатели, педагог-психолог.

2. Научно-методические условия:

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа образования (пилотный вариант) \ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 –е изд., испр.и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

3. Материально-технические условия: иллюстрации по теме, сюжетные картинки по профессиям шапочки (повара, врача, медсестры), муляжи (овощей фруктов), предметы-заместители, игрушки (музыкальные инструменты), технические средства (ноутбук, магнитофон).

4. Нормативно-правовые условия

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)

"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва)

5.Информационные условия

  1. Краснощекова Н,В Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 251с. – (Школа развития)
  2. Бажанова Т.В. Развития формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
  3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре.
  4. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях.
  5. Губанова В.Ф. Развитие игровой деятельности.
  6. Подольская Е,И. Сюжетно – ролевые игры.
  7. Охорзина Т.Н. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей
  8. Ремезова Л.А, Куренкова О.В. ,Костина Н.В..Амплетова Е.В. Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития дошкольного образования: Учебно методическое пособие. – Самара: ПГСГА, 2013. – 224с.

        

  1. Организационные условия: разработка конспектов ОД в игровой форме, консультации для родителей, анкетирование родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода  проблемного обучения» на практике....

Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....

Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...

Проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных досугах "По следам детских идей..."

laquo;По  следам  детских  идей…» - это  проект  по  развитию  инициативы  и  самостоятельности  детей  старшего  дошкольного...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»; применение «метода  проблемного обучения» на практике...

Консультация для родителей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

В данной консультации родителям представлен материал для развития мелкой моторики через продуктивную деятельность....

«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного...