РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_podgruppa_3.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА:
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
Введение
Актуальность темы. Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников. В действующем ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе. Игра способствует активизации ребенка повышает его жизненный тонус, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. Признавая исключительную важность игры в развитии ребенка, необходимо развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм и создавать условия для самостоятельной игровой деятельности.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой) является принципом и одновременно психолого-педагогическим условием создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Также ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предлагает рассматривать проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре. Данные положения определяют актуальность выбранной темы итоговой работы.
Противоречия. Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных организациях требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами её роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах созданная игровая среда не отличается разнообразием, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений о социальной действительности, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования игровой деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей.
Профессиональная проблема: какие методы и приемы способствуют развитию инициативности и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?
Задачи:
- создавать условия для развития игровой деятельности детей
- расширять область самостоятельных инициативных действий детей в выборе роли, разработке и осуществления замысла.
- развивать самостоятельность, инициативу, творчество, навыки саморегуляции;
- формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
- развивать педагогическую компетентность родителей в области организации игровой деятельности.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Развитие инициативности и самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Компоненты моделей | Модели организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Условия для самостоятельной деятельности детей | Сотрудничество с родителями | ||
ОД | Режимные моменты | |||
Целевой компонент | 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта 1.1 Обогащать содержание игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей. 1.2Формировать представления о структуре игры: роль, сюжет, ролевые действия, ролевые взаимодействия, игровые средства, правила игры. 1.3Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых 2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта 2.1Поддерживать желание играть в сюжетно-ролевые игры 2.2Формировать положительное отношение к инициативе и самостоятельности сверстников и взрослых организовывать игру. 2.3Проявлять самостоятельность и инициативу, вступая в игровое общение со сверстниками, договариваясь о совместных действиях. 3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий 3.1 Способствовать творческому использованию в играх представлений о социальной действительности, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмов. 3.2 Развивать умения выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. 3.3 Формировать умения анализировать и оценивать себя в игре. 3.4 Формировать игровые умения в соответствии с возрастом. 3.5 Формировать умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. 3.6 Развивать умение менять свою игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров. | |||
Содержательный компонент | Детский сад ОД 1 Тема «Детский сад будущего» ОД 2 Тема «Кто о нас заботится в детском саду» ОД 3 Тема: «Если бы я был музыкантом» | Утро Темы 1. «Детский сад на другой планете» 2. «Детки в садике живут» 3. «Детские сады бывают разные» 4 «Детский сад». Прогулка Темы 1. «Детский сад для зверят» 2. «Мы веселые ребята», «Найди себе пару» 3. «Кукла Катя вышла на прогулку» Вечер Темы 1. Почему я люблю свой детский сад. 2. Рисунок рассказ о детском саде будущего 3. Просмотр мультфильмов: «Анфиска в детском саду». 4.Настольно-дидактическая игра «Разрезные картинки». Утро Темы 1.В мире профессий 2.Д/И «Кому что нужно для работы» 3. Загадки отгадки (о профессиях) 4. «Кукла Катя пришла в детский сад» Прогулка Темы 1. Наблюдение за работой дворника. 2. «Мы шофёры», «Съедобное и несъедобное». Вечер Темы 1. «Чем пахнут ремёсла» 2. «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем» 3. «Что лишнее» 4. «Кукла Катя ждет гостей» Утро Темы 1. «Любимый музыкальный инструмент» 2. «Тихо громко», «Угадай по голосу», «Оркестр» 3 «Мы на луг ходили» 4. «Осмотр врача в детском саду» Прогулка Темы 1. «Звуки природы» 2. «Музыкальные ребята» «Добеги и ударь в бубен Вечер Темы 1.«Мульт-концерт» 2. «Узнай и спой песню по картинке», «Наш веселый металлофон» 3. «Чебурашка» | Актуальная среда - фотоальбом «Жизнь нашей группы»; - сюжетные картинки по теме; - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»; - детские песни о детском саде - краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки; - тематический коллаж «Наш детский сад» Актуальная среда - иллюстрации о профессиях работников детского сада; - сюжетные картинки по теме; - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Я повар»; Актуальная среда Иллюстрации о профессии музыкального руководителя, музыкальные инструменты, игрушки инструменты; - сюжетные картинки по теме; - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы музыканты»; - краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки, трафареты музыкальных инструментов; | Темы 1. «Детский сад и семья». 2. «Играем в сюжетно-ролевую игры» 3. «Праздники и развлечения в детском саду». 4. «Наши достижения». 5. «Как мы живем в детском саду». 6. «Детский сад – наш общий дом». 7. «В какие игры вы играете дома» |
Технологический (процессуальный) компонент | Ход ОД 1 Ход 1.Беседа. 2. Рассматривание иллюстраций рисунки старших детей. 3.Слушание музыкального произведения «Детский сад одна семья» З. Александрова 4. «Игра – фантазирование». ОД 2 Ход 1. Беседа о работниках детского сада 2. «Экскурсия по детскому саду». 3 Д/и «Кем быть». ОД 3 Ход 1.Слушание музыкального произведения. П.И. Чайковского. «Времена года» 2. Д/игра «Угадай на чем играю» 3.Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах» | Формы организации Методы и приемы Утро 1. Беседа 2.Четение художественных произведений. 3. Конструирование 4. Сюжетно-ролевая игра Прогулка 1.Беседа 2..Подвижные игры 3. Сюжетно-ролевая игра. Вечер 1. Рассказ-беседа 2. Изобразительная деятельность (рисование). 3. Просмотр мультфильмов. 4. Настольно-дидактическая игра. 5. Сюжетно-ролевая игра. Утро Темы 1. Беседа 2.Дидактическая игра. 3. Отгадывание загадок 4Сюжетно-ролевая игра Прогулка 1. Наблюдения 2. Подвижные игры Вечер 1.Чтение художественной литературы Д. Родарри. 2. Игра малой подвижности. 3. Дидактическая игра Утро 1. Беседа. 2.Дидактические игры 3.Хороводная игра 4.Сюжетно-ролевая игра Прогулка 1.Слушание звуков природы. 2.Подвижные игры Вечер 1. Слушание песен из мультфильмов 2.Музыкально-дидактическая игра 3.Музыкально-ритмические движения. | Способы взаимодействия с материалами и атрибутами Методы и приемы - побуждение к совместному и самостоятельному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов; - побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевых игр. - поощрение инициативы, самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх | Формы и способы взаимодействия - Родительский клуб - Мастер-класс - Педагогический лекторий - Консультация - Участие родителей в досуговой деятельности - Оформление для родителей выставок детских работ. - День открытых дверей дегустация блюд - Анкетирование родителей |
Результативный компонент (возможные достижения ребенка) | Эмоционально отзывчивый, самостоятельный, инициативный умеющий общаться со сверстниками и взрослыми, эмоционально-положительное отношение к группе, детскому саду, сотрудников. Любознательный, активный принимает активное участие в жизни детского сада В игре отражает самостоятельно придуманные события, события социальной действительности, придумывает игры с продолжением, использует разнообразные ролевые действия, создает игровую обстановку в соответствии с замыслом игры.
|
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия: воспитатели, педагог-психолог.
2. Научно-методические условия:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа образования (пилотный вариант) \ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 –е изд., испр.и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
3. Материально-технические условия: иллюстрации по теме, сюжетные картинки по профессиям шапочки (повара, врача, медсестры), муляжи (овощей фруктов), предметы-заместители, игрушки (музыкальные инструменты), технические средства (ноутбук, магнитофон).
4. Нормативно-правовые условия
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва)
5.Информационные условия
- Краснощекова Н,В Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 251с. – (Школа развития)
- Бажанова Т.В. Развития формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
- Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре.
- Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях.
- Губанова В.Ф. Развитие игровой деятельности.
- Подольская Е,И. Сюжетно – ролевые игры.
- Охорзина Т.Н. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей
- Ремезова Л.А, Куренкова О.В. ,Костина Н.В..Амплетова Е.В. Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития дошкольного образования: Учебно методическое пособие. – Самара: ПГСГА, 2013. – 224с.
- Организационные условия: разработка конспектов ОД в игровой форме, консультации для родителей, анкетирование родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода проблемного обучения» на практике....
Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....
Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...
Проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных досугах "По следам детских идей..."
laquo;По следам детских идей…» - это проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»; применение «метода проблемного обучения» на практике...
Консультация для родителей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
В данной консультации родителям представлен материал для развития мелкой моторики через продуктивную деятельность....
«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного...