Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»; применение «метода проблемного обучения» на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения» | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
«Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Кокорина Светлана Александровна
старший воспитатель МБДОУ № 49 г.Канска
Цель Мастер-класса:
- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;
- применение «метода проблемного обучения» на практике.
Участники Мастер-класса: воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста.
Ход мастер-класса:
- Сегодня речь пойдет о развитии самостоятельности у детей не в режимных моментах и различных видах детской деятельности (игровой, трудовой или повседневной), а о развитии инициативности и самостоятельности детей с помощью эффективных методов и приемов в организованной образовательной деятельности.
- Уважаемые педагоги, прежде чем начать мастер-класс, хотелось бы сначала услышать от Вас, в ООД возникают ли у Вас трудности при подборе методов и приемов, направленных на развитие у детей инициативности и самостоятельности и если возникают, то конкретно какие трудности?
В ходе наблюдений ООД с детьми я выявила ряд трудностей у педагогов:
во-первых – это недостаточно теоретических знаний при подборе методов;
во-вторых – отсутствие готовности умело направлять, развивать, обогащать самостоятельную деятельность детей;
в-третьих – недостаточное использование различных ситуаций для формирования детской самостоятельности.
(деление педагогов на 2 группы – за столами)
- Перед вами педагогические методы (Приложение № 1), используемые в ООД. В группах ознакомьтесь с этими методами, затем обсудите и выберите те методы, которые, на ваш взгляд, в большей степени способствуют развитию самостоятельности детей
(педагоги работают в группах)
- Кто определился с методами, поместите их на доске.
- Давайте сравним, какие методы выбрала каждая группа. Основная часть методов совпадает, но мы видим, что 1 группа добавила метод «….». Объясните, почему?
- Все эти методы имеют свою ценность, и каждый метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей занятия.
- Но сегодня более детально остановимся на методе проблемного обучения. И попытаемся разобраться, как этот метод проблемного обучения может повлиять на развитие у детей инициативы и самостоятельности.
- Вы слышали о Лохнесском чудовище? А видели его живьем? Проблемное обучение похоже на Лохнесское чудовище: все о нем слышали, но не видели его. В этой нехитрой шутке есть изрядная доля истины. В самом деле, словосочетание «Проблемное обучение» на слуху уже лет десять, но не все педагоги отчетливо представляют себе, что именно за ним кроется.
- По-вашему мнению, в чем суть метода проблемного обучения?
- Важно отметить, что при проблемном обучении знания и способы деятельности не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Проблемное обучение активизирует мысль детей, приучает к самостоятельности в процессе познания.
- Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
- Сейчас я предлагаю вам ситуации (Приложение № 2). Ознакомьтесь с этими ситуациями и выберите ту, которая, на ваш взгляд, является проблемной ситуацией и направлена на развитие самостоятельного поиска решений.
(педагоги выбирают проблемные ситуации)
- Почему Вы решили, что данная ситуация – это именно проблемная ситуация?
- Сущность метода проблемного обучения заключается в четком следовании определенным его этапам. Давайте с помощью этих ситуаций обозначим этапы работы над проблемой.
- Как можно назвать 1 этап? (С чего начинается работа над проблемной ситуацией?)
I этап - постановка проблемы
- В вашем случае, в чем состоит проблема? А у Вас?
- Сейчас давайте определим, в чем суть деятельности педагога и детей на первом этапе?
- Как можно назвать 2 этап?
II - выдвижение гипотез - предположений
- В вашем случае, какие предположения прозвучали? И в вашем случае?
- Сейчас давайте определим, в чем суть деятельности педагога и детей на втором этапе?
- Как можно назвать 3 этап?
III - подведение итогов
- Определим, в чем суть деятельности педагога и детей на третьем этапе?
- Проанализируйте конечный результат в своих ситуациях
- У нас с вами получился некий пошаговый Алгоритм решения проблемной ситуации (Приложение № 3).
- Как вы думаете, какие этапы решения проблемной ситуации предусматривают проявление самостоятельности детей? Почему?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (самостоятельная)
- Сейчас я предлагаю вам тему ООД. Темы: «Животные зимой», «Погодные условия»
- Вы, уважаемые педагоги, следуя этому алгоритму, создайте по этой теме проблемную ситуацию и раскройте, как бы вы организовали работу с детьми по решению этой ситуации.
(педагоги работают над созданием ситуации)
- Слово предоставляется каждой группе.
(Педагоги представляют разработанные проблемные ситуации по данным темам)
ИТОГ
- При организации работы с детьми по данному методу многим из вас может показаться, что ребёнок не способен пройти через все эти стадии, не способен рассуждать и выдвигать идеи, гипотезы, обосновывать их. Но страхи и сомнения рассеются сразу, как только начнете работу.
- Использование метода проблемного обучения в образовательном процессе должно быть систематичным и непрерывным (в течение всего учебного года). Постоянная постановка перед детьми проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешать.
- Сегодня, мы с вами еще раз убедились в правдивости Китайской пословицы, которая гласит:
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
- В заключении, я хотела бы поблагодарить всех вас на работу и предложить вам в вашу методическую копилку материал, который содержит в себе: алгоритм решения проблемных ситуаций, «Шпаргалку для педагога» и картотеку проблемных ситуаций. Всего вам доброго!
Приложение № 1
объяснительно-репродуктивный метод
метод сравнения
элементарный анализ
метод конструирования
метод вопросов
метод повторения
наглядные методы (иллюстрирование, демонстрация, наблюдение, показ)
метод проектной деятельности
метод вопросов
метод развивающих образовательных ситуаций
практические методы
метод моделирования
экспериментирование
игровые методы
репродуктивный метод
сюрпризные моменты
экспериментирование
словесные методы (беседа, рассказ, художественное слово, объяснение)
метод проблемного обучения
экскурсия
Приложение № 2
Ситуация «В кинотеатре»
Дети купили билеты в «кинотеатр». Педагог заранее пронумеровал места и ряды.
Задание: занять места в соответствии с билетами.
Вопросы:
- Почему у вас место, например: 3, а сидите вы на разных стульчиках?
Ответы детей:
- На билетике указан еще и ряд.
Ситуация «Почему поссорились Таня и Маша?»
Таня и Маша купили билеты в кинотеатр. Таня на третье место в первом ряду, а Маша на пятое место в первом ряду. В зале неожиданно друг для друга Таня и Маша оказались на одном месте и не могли понять, как это произошло. Каждая из них считала, что это ее место. Почему Таня и Маша сели на одно место, хотя билеты у них были разные?
Варианты ответов детей:
- Таня была права, а Маша села неправильно;
- Это Маша села правильно, а Таня была не права;
- Обе перепутали места.
Далее дети ищут правильное решение. Берут билет Тани и находят ее место (при этом считают слева направо). Затем проверяют, правильно ли Маша нашла свое место. Оказалось, что Маша считала справа налево, а нужно было считать слева направо. Таня была права. Верным оказалось первое предположение. Дети сами обосновали свое решение.
Ситуация «Угощение детям»
Дети слушают рассказ воспитателя «Угощение детям»:
Мама на кухне насыпала ягоды в чашку Вере и Пете. Какую ягоду могла насыпать мама? Что еще можно насыпать в чашку?
Ситуация «Обида Пети»
Дети слушают рассказ Ф.Н.Блехер «Обида Пети»:
У Веры была узкая вазочка, а у Пети – чашка с широким дном. Мама на кухне насыпала по стакану ягод: Вере – в вазочку, а Пете – в чашку. У Веры получилась полная вазочка, а у Пети – только полчашки. Вера и говорит Пете: - У меня ягод больше, чем у тебя. Петя посмотрел на полную Верину вазочку, обиделся и заплакал. _Почему ты плачешь? – спросила мама. – Ты дала мне ягод меньше: у Веры вон сколько, целая вазочка!
Вопрос: Что можно сказать о количестве ягод у Пети и у Веры?
Варианты ответов детей:
- У Пети ягод меньше – всего полчашки.
- У Веры ягод больше – полная вазочка.
У Пети и Веры ягод поровну.
Далее дети высказывают самые разные аргументы. Наиболее внимательные дети вспоминают, что мама насыпала каждому по одному стакану ягод, но в разную посуду: узкую и широкую. На самом деле ягод одинаковое количество (поровну), потому, что их не «убавляли» и не «добавляли».
Возникает новая ситуация: какими способами можно доказать, что у детей одинаковое количество ягод.
Ситуация «Домашние и дикие животные»
- Сегодня мы еще раз вспомним домашних и диких животных. Вспомним, как зовут детенышей животных. Какую пользу людям они приносят.
- Скажите, в чем отличие домашних животных от диких? (место проживания, добывание пищи).
- А теперь отгадайте загадки (дети отгадывают загадки)
- О каких животных мы сейчас говорили?
- Где они все живут? Кто их кормит?
- Чем мама кормит малышей?
- Кто строит им дом?
- Они сами добывают себе пищу и строят жилище. Это дикие животные!
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм про животных (просмотр фильма)
Ситуация «Мои зеленые друзья»
- Ребята, отгадайте загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается. Носа нет, а дышит. Рта нет, а пьет и ест».
- Правильно, это растение!
- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)
- Как дышит растение? (через листья, корни)
- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)
- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.
- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)
- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
- Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
- Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (одуванчик) Почему? (ответы детей)
- Правильно! Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут только в помещении. Поэтому их называют.… Как? (комнатные растения)
- Сейчас я расскажу вам об одном из наших растений в группе, а вы отгадаете, о каком растении я говорила. Слушайте: «У него вместо стебля – клубень, похожий на картошку. Листья имеют форму сердечка. Цветет крупными ярко-розовыми цветами».
- Догадались, что это за растение? (цикламен)
- Правильно! Это цикламен! Вот он (показ)
- Молодцы, ребята!
Ситуация «Деревянная ложка»
(Слайд) - Что вы видите на экране? (ответы детей)
(Слайд) - На столе странные предметы. Что это? (Посуда)
- Из чего эта посуда? Чем эта ложка отличается от тех, которыми мы пользуемся? (Ответы детей)
- А как их делают, вы знаете? (Ответы детей)
- Давайте посмотрим. (Слайды)
(Комментарии воспитателя)
- Эту ложку можно уже использовать? Украсит она дом? (Ответы детей)
- А как люди украшали деревянные ложки? (Ответы детей) (Слайд)
- Самую красивую посуду люди использовали в праздники.
Сюрпризный момент:
– Ребята, смотрите, что я вам приготовила. Что это?
Рассмотрите ложку. Чем хороша деревянная ложка?
Игры про ложку:
«Противоположности». Большая - …, грязная - …, легкая - …, горячая - …, красивая - …, яркая - …, длинная - …, узкая - …, целая - ….
«Дразнилки, обзывалки». Образовываем новые слова с суффиксами –ал-+-к- от действий, которые может делать ложка.
(Постукиваю ложками)
- Что я делаю? Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Так как при соприкосновении они издают удивительно гармоничный, чистый звук.
- Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Людей, которые играют на деревянных ложках, называют – ложкари.
- Давайте и мы побудем ложкарями.
Физкультминутка
- Молодцы!
А ещё деревянными ложками, особенно из дуба, да берёзы, лечились. А как вы думаете, это делали? Элементы самомассажа.
- Скажите, а какими ложками мы пользуемся? Может человек обойтись без ложки? Почему?
- Вы теперь так много знаете про ложки.
Приложение № 3
Алгоритм решения проблемных ситуаций
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность ребенка |
I Постановка проблемы | Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружение противоречий. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). | Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска. |
II Актуализация знаний | Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. | Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. |
III Выдвижение гипотез - предположений | Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы. | Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Ведет дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность. |
IV Подведение итогов | Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверяет результаты поиска. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. | Докладывает результаты поиска. Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...
Мастер-класс "Применение на практике воспитателями ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Мастер класс с педагогами ДОУ...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода проблемного обучения» на практике....
Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....
Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...
Проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных досугах "По следам детских идей..."
laquo;По следам детских идей…» - это проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного...
«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного...