«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
материал

Екатерина Михайловна Шефер

Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»,т. е. будет осуществляться индивидуализация образования и поддержка инициативы и самостоятельности детей(ФГОС ДО п. 1.4.)

В связи с этим перед нами встает задача создания таких условий, которые позволят ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. Таких условий, при которых образовательная деятельность будет строиться не от задач взрослого, а от особенностей жизнедеятельностей каждого ребенка.

Слайд 3

В нашей группе появилась культурная практика, которая обладает всеми вышеперечисленными характеристиками, практика, когда умеющий ребенок передаёт свой опыт другим детям, желающим научиться.

Это «Детский мастер класс», такая форма детской деятельности, когда ребёнок демонстрирует свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же учиться передавать свой опыт сверстникам.

Первый мастер-класс прошёл по инициативе родителя и ребёнка, утром мальчика привели в детский сад и он принёс с собой поделку, аппликацию из ватных дисков и сказал, смотрите, что я вчера сделал дома сам, я могу научить других, мама добавила, можно он научит детей?Я ответила: «Конечно, мы купим ватные диски и он покажет детям, как сделать такую аппликацию».

-Я всё принёс,-сказал Ваня и занёс пакет с ватными дисками, клеем, мелками.

Слайд 4 И мы приступили. Ваня показал способ изготовления поделки, а дизайн каждый ребёнок сам себе определил: как расположить лист, сколько снеговиков сделать, что и как дорисовать.

Слайд 5 Это событие стало поводом для проявления подобной инициативы другими детьми и началом такой культурной практики в нашей группе. Некоторые дети стали заявлять свое желание провести свой собственный мастер класс.

Слайд 6 В контексте названия этой культурной практики Мастером мы называем того ребенка, который проводит мастер-класс, а дети которые принимают участие - Умельцы.

Слайд 7 На утреннем сборе, в начале недели исходя из образовательного заказа группы, дети определяют количество мастер — классов, но не более двух в неделю Дети проводят мастер-классы не только по изготовлению поделок, рисунков,но и обучают Умельцев: играть в шашки, инсценировать сказки, потешки, составлять рассказы по картинкам и т. д.

После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.

Слайд 8 У «МК» есть определенная структура

1. Ребенок презентует, предлагает свой продукт

2. Дети выбирают мастер-классы, интересные им, которые пройдут на неделе

3. Мастер показывают свой способ (самостоятельно, пошагово показывает этапы изготовления продукта)

4. Практическая часть МК (если умельцы затрудняются, то мастер оказывает словесную и практическую помощь)

5. На общем круге дети презентуют свои продукты

Слайд 9

Правила организации.

1. Ребёнок обязательно должен захотеть провести Мастер-класс. День и время мастер – класса согласуются на групповом сборе и сообщается родителям

2. Затем Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком и с родителем этапы выступления и содержание выступления.

3. Участие родителей в подготовке, организации и проведении мастер-класса приветствуется, планируем проводить детско-родительские мастер-классы, где родители станут активными участниками в разных видах деятельности

Слайд 10

Также существуют Правила проведения МК и дети их знают

1. Мастер должен Выступая, говорить громко, внятно, не торопясь.

2. Умельцы должны быть внимательными слушателями, не перебивать Мастера.

3. Когда Мастер закончит объяснения и показ, можно задавать вопросы, не стесняться этого делать

4. Каждый умелец сделает свою работу, она будет ценной и замечательной. (плохих работ не бывает)

5. Благодарим мастера за предоставленный опыт

В чём ценность детских мастер-классов:

Слайд 11

Для детей, дающих мастер-класс:

Приобретение опыта публичных выступлений, развитие коммуникативных навыков;

Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;

Формирование ответственности;

Развитие инициативности.

Слайд 12

Для детей, участвующих в мастер-классе :это

Овладение новыми способами действий;

Приобретение опыта коллективной деятельности;

Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;

Слайд 13

Используя практику проведения детских МК педагог:

Поддерживает и развивает детскую активностьинициативу и самостоятельность;

Способствует сплочению детей в группе;

делает образовательный процесс увлекательным для детей;

Способствует тому, что родители становятся активными участниками образовательного процесса

Слайд 14

У родителей появляется:

1. возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;

2. увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

3. способ участия в реализации образовательной программы

4. способ сплочения семьи

Таким образом, Детский мастер - класс в образовательной деятельности, работает на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет активность, инициативу и самостоятельность, ответственность в разных видах деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dou17_prez_master_klass.ppt1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 17 «Звёздочка» Детские мастер-классы, как способ развития и поддержки инициативы и самостоятельности в старшем дошкольном возрасте Подготовили: воспитатели Шефер Е.М., Ерофеева А.Н.

Слайд 2

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ» ( ФГОС ДО п.1.4.) индивидуализация дошкольного образования; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Слайд 3

Детский мастер-класс - особая форма организации детской деятельности , позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу , продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников Основной принцип мастер-класса: «Я знаю как это сделать и я научу вас!»

Слайд 4

Аппликация из ватных дисков «Снеговики»

Слайд 7

Мастер-класс по игре в шашки

Слайд 8

Структура детского МК 1.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМЫ МК 2. ВЫБОР ДЕТЬМИ МК 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА МАСТЕРОМ 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 9

Правила организации МК Мастер-класс проводится по инициативе детей. День мастера – класса согласуется на групповом сборе с детьми и сообщается родителям. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком и с родителем этапы выступления и содержание выступления. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.

Слайд 10

Правила проведения МК Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь. Слушаем внимательно, не перебивая Мастера. Вопросы задаём вежливо, после того, как Мастер закончил объяснение и показ. Не стесняемся задавать вопросы. Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.

Слайд 11

Дети, дающие МК: Приобретают опыт публичных выступлений; Чувствуют себя успешными, значимыми, лидерами; Понимают ответственность; Не бояться проявлять инициативу.

Слайд 12

Дети, участвующие в мастер-классе: Овладевают новыми способами действий; Приобретают опыт коллективной деятельности; Учатся регулировать своё поведение, подчиняться правилам;

Слайд 13

Для педагога: способ поддержки детских инициатив; способ сплочения группы; возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей; возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны; возможность выстроить сотрудничество с родителями.

Слайд 14

Для родителей: возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него; увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка; способ участия в реализации образовательной программы; способ сплочения семьи.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода  проблемного обучения» на практике....

Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....

Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...

Проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных досугах "По следам детских идей..."

laquo;По  следам  детских  идей…» - это  проект  по  развитию  инициативы  и  самостоятельности  детей  старшего  дошкольного...

Мастер-класс "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»; применение «метода  проблемного обучения» на практике...

Программа Мастер-класса "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Обучение участников применению приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста....