Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте - залог успешного обучения в школе
статья по обучению грамоте на тему

Луковенкова Марина Александровна

развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте предупреждает оптическую дисграфию у детей в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grafomot.docx452.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков в дошкольном возрасте - залог успешного обучения в школе

Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят  своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

   Анализ данных обследования детей подготовительных групп показал, что предпосылки оптической дисграфии у детей занимают 45,8%. это говорит о том, что почти половина детей старшего дошкольного возраста явно не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

   Оптическая дисграфия не исчезнет до тех пор, пока у ребенка не будут на должном уровне сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, не будет развита мелкая моторика пальцев рук.

А решить эту задачу можно только путем использования упражнений, представленных в данной статье.  

 Работа состоит из двух этапов: развитие мелкой моторики и развитие графо-моторных навыков


I этап

Развитие мелкой моторики.

У детей  дошкольного возраста часто  выявляется нарушение произвольной моторики пальцев рук, что проявляется  в моторной неловкости движений, излишней напряженности и скованности пальцев, трудностях или невозможности сформировать правильную позу, наличии синкинезий. Поэтому  необходимы тренировки тонких движений пальцев рук, что помимо коррекции моторики оказывает большое влияние и на развитие активной речи ребенка, стимулирует речевое развитие.

Развитие мелкой моторики подготавливает почву для будущей учебной деятельности детей, для формирования речи и овладения навыками письма (так как письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки). Кроме того, уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Задачи:

1. Развитие кинестетической организации движений пальцев рук.

2. Развитие кинетической организации движений пальцев рук.

 3. Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений

Игры и упражнения:

Упражнения на развитие кинестетической и кинетической организации движений рук:

  1. Наклонить руку, все пальцы, кроме большого сжаты, большой палец вытянут вверх.
  2. Опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево.
  3. Опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо.
  4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.
  5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально кисть левой (правой) руки.
  6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, кисть левой (правой) прислонить к ней вертикально.
  7. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца.
  8. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца.
  9. Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца.
  10. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т.д.
  11. Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку (не переворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт).
  12. Скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

Упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.

  1. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расставления точек произвольный).
  2. Одновременно изменить положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).
  3. Одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – соединены в кольцо.
  4. Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги любого размера правильной формы, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круг описывать по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении.
  5. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваемым правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.
  6. Отбивать (в удобном темпе) правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим горизонтально вытянутым указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.

Очень эффективна пальчиковая гимнастика. Представим некоторые игры и упражнения, которые были использованы в коррекционно-логопедической работе:

1) «Солдаты» - дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы (упражнение выполняют стоя).

2) «Колечки» - дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец, и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют несколько раз.

3) «Замок» - дети сцепляют руки «в замок» и тянут в разные стороны

4) «Цепочка» - сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук.

Image21

5) «Гуси» - Что у нас случилось тут? Гуси по столу идут, остановятся и вот нагибаются вперёд. - дети кладут ладони на стол пальцами вперёд и переносят вес тела как можно дальше вперёд, оставляя руки прямыми. При этом напрягаются запястья (упражнение выполняют стоя).

6) «Тяни-толкай» - руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются так, чтобы средний и безымянный пальцы нижней руки были направлены вверх, а те же пальцы верхней руки – вниз.

Image22

7) «Мячик» - округленные ладони накладываются одна на другую.

Image23

8) «Ломик» - руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально – «труба».

Image24

9) «Ножницы» - дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают «резать» ими воображаемую бумагу.

10) «Цветок» - руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону и даже прогнуты – «лепестки».

Image25

11) «Шалаш» - дети соединяют подушечки больших, указательных, безымянных и мизинцев обеих рук, а средние сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы.

В процессе коррекционного воздействия были использованы также следующие упражнения:

1) «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

2) «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

3) «Шалтай-Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую - ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

4) «Кошка-мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

5) «Пальчики-драчуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

7) «Здравствуй, пальчик». Поставить локоть на стол. Прижимать подушечку большого пальца руки поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук.

8) «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет логопеда, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

9) «Бинокль». Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

10) «Заборчик». Поставить локти на стол, соединить ладони рук друг с другом. Последовательно, начиная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом.

11) «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем - одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

12) «Раки», Положить на стол ладони рук: правая - с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

Все упражнения проводились по образцу и (или) словесной инструкции.

II этап

Развитие графо-моторных координаций представляет собой следующее направление коррекционной работы по профилактики дисграфии у дошкольников. Выделение этого направления в коррекции обусловлено необходимостью выработки координации развиваемых у детей зрительных и зрительно-пространственных функций с двигательными функциями.

Задачи:

1.Выработка совместных движений взора и руки в направлениях сверху вниз, слева направо, против часовой стрелки.

2. Формирование умения удержать строку.

Задание 1. Взрослый выдает детям бланки с рисунком и объясняет, что одно яблоко уже созрело и упало с яблони. Дети должны провести линии сверху вниз, чтобы показать, куда упадут другие яблоки.

Задание 2. Помоги кораблику доплыть до берега, дорисуй волны такой же высоты.

2) Формирование умения «удерживать» строку при письме. Дети должны научиться не только ориентироваться на строке (различать верхнюю и нижнюю линии строки, пространство над и под строкой), но и осуществлять графические движения в границах строки. Для того чтобы привлечь внимание детей к необходимости учитывать при письме границы строки, мы предлагали детям подумать, на что похожа строка (на дорогу на поезд, на трубу, и т.п.) и выполнить ряд упражнений.

Задание 1. Нарисуй шпалы на железной дороге.

Задание 2. Нарисуй вагоны поезда по образцу.

Виды упражнений на развитие графо-моторных навыков, которые были использованы с детьми:

1) Ребенку предлагается отобразить на листе бумаги размашистое, сильное, легкое и ритмичное штрихование слева - направо, связав процесс рисования с эмоционально насыщенным образом, например: «Так подметает улицу метлой веселый молодой дворник».

2) Ребенку предлагается воспроизвести дугу, выгнутую вниз. Эта линия является зеркальным отражением предыдущих линий и требует осознанного выполнения движения.

3) В этом упражнении сочетаются два вида движений: колебательное (вверх-вниз) и равномерное (слева-направо).

4) «Клубок», «Тучка», «Каляки-маляки» - рисование.

5) Рисование разноцветной радуги слева - направо с постепенно увеличивающимися дугами, концы которых должны стоять на земле.

6) Рисование «восьмерки».

7) Рисование круга, спирали

8) «Прыжки» с точки на точку в соответствии с ритмом, задаваемым голосом.

9) Рисование спирали, попадая снизу в точки, расположенные на горизонтальной линии.

10) Рисование спирали, касаясь линии сверху:

11) «Слаломные» упражнения:

12) «Выполни по образцу». Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. После того как «клеточные» узоры освоены, можно перейти к более сложным узорам на чистом листе.

13) «Продолжи узор». Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Инструкция: «Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая».

14) «Контурные изображения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 5 Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков....

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей логопедической группы.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, склад...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.

Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...