«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»
методическая разработка на тему

 Анастасия Олеговна Венжина

Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс25.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Мастер-класс:

«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста,

как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»

в рамках городского фестиваля «Палитра мастер- классов» для молодых педагогов муниципальных образовательных учреждений

города Усть-Илимска

Филиппова Анастасия Олеговна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 37«Солнышко»,

I квалификационная категория.

г.Усть-Илимск, 2018

СЛАЙД

Актуальность:

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и инициатива.

В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

СЛАЙД

В ФГОС ДО подчеркивается, что одним из самых  значимых направлений педагогической деятельности является художественно-эстетическое развитие. Основной формой музыкальной деятельности  в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия, которые включают несколько видов деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмическую и игровую деятельность. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Полученный опыт на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Конечно, качество самостоятельно музицирования ниже,  чем на занятиях, так как дети не всегда правильно поют, не очень точно выполняю танцевальные движения (без сопровождения фортепианного сопровождения и показа педагога), но все,  же увлеченность их велика, из-за собственного желания и инициативы.

Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся музыкальным руководителем, большинство заданий предлагается всему коллективу, а при самостоятельной деятельности дети находятся в группе только с воспитателем, который предоставляет возможность каждому ребенку проявить свою инициативу.

СЛАЙД

Давайте попробуем  дать определение слову  «инициатива»

Педагоги  отвечают…

Муз. рук. Я с вами согласна, что инициатива – это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. От латинского initium – начало, инициатива - это почин, первый шаг в каком – либо деле.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

            Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

СЛАЙД

Реализацию приоритетного направления выстраиваю через линию партнерства с воспитателями по созданию творческой среды в групповом пространстве. Во всех возрастных группах в предметно-развивающей среде имеются уголки  музыкального творчества: «Свирелька», «Домисолька», «Нотка», «Музыкальные ступеньки», «Голосистый петушок», в которых детьми используется  большой выбор детских музыкальных, шумовых инструментов, сюжетные картинки с танцевальными композициями, музыкально-дидактические игры.

Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

Одним из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству, формированию самостоятельности и инициативности  является музыкально-игровая деятельность.

СЛАЙД

Предлагаю вашему вниманию игры,  которые вы можете использовать на занятиях и в ходе самостоятельной  деятельности  детей, использование которых окажет на развитие самостоятельного творчества.

Оргмомент «Давайте позороваемся»

Муз. рук. Я приглашаю,  вас прогуляться по осеннему лесу.  Но перед путешествием мы вспомним, как Зайка  из мультфильма «Листопадничек» играл с осенними листочками.

Слайд «Листопадничек»

ВИДЕО. На экране демонстрируется фрагмент из мультфильма  «Листопадничек».

Игра «Осенние листья»

Слайд «Времена года»

Муз. рук. Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, инструментальную музыку на дисках, кассетах. В часы досуга дети поют вместе с воспитателем знакомые им песни, воспитатель занимается и отдельными детьми, помогает им освоить игру на детских музыкальных инструментах.

Слайд «Портрет П.И. Чайковского»

  Звучит музыка «Осенняя песнь» П.И. Чайковский

Муз. рук. Какая замечательная музыка звучит! Интересно, какое время года рисует нам музыка известного русского композитора Петра Ильича Чайковского?

Слайд «Осень»

Конечно осень! Восприятие музыки у дошкольников с проблемами в развитии, предполагает не созерцание, а активную деятельность. С помощью активного слушания музыки формируется слушательская культура, обогащаются музыкальные впечатления, развивается способность эмоционально откликаться на музыку. Всё это подводит ребёнка к элементарному анализу услышанного, сопоставлению музыкального образа с образом из окружающей жизни.

Слайд «Рисуем музыку»

Игра «Рисуем музыку» во время прослушивания педагоги  рисуют в воздухе то, что они представили: солнце, облака, снег, горы, ручьи, деревья и т.д., при этом идёт обсуждение, кто что нарисовал, рисует или будет рисовать.

Игра «Подбери инструмент» 

Муз. рук. Подберите соответствующие музыкальные инструменты, с помощью которых можно было бы озвучить, оживить каждую картинку.

Слайд «Музыкальные инструменты»

Муз. рук. Фортепиано, скрипка…

Муз. рук. Я приглашаю, вас в страну музыкальных инструментов. Я Королева виолончель! Представьтесь…

Педагоги одевают корону и называют себя: Я Королева скрипка, флейта, свирель, домра, балалайка и т.д. Педагоги выбирают один из предложенных детский музыкальный инструмент и подыгрывают на них.

Треугольник, бубны, колокольчики, ложки, ксилофоны, маракасы, трещетки,

Шумовой оркестр «Во поле березка стояла»

Музыкально - дидактическая игра «Паровозик»

«Разрезные картинки»

«Какой инструмент лишний»

«Веселый кубик»

«Музыкальный зонтик»

Муз. рук. Спасибо за внимание! Хотелось закончить своё выступление такими словами …

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

 Если дети смеются, играют,

С удовольствием детский сад посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!



Литература:

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17. 10. 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности

презентация на тему "Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности"...

Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности....

Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений»

Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на форми...

Статья «Ролевая игра -как средство развития коммуникативной компетенции в совместной деятельности детей дошкольного возраста»

В данной работе представлена ролевая игра. Как можно развить коммуникативную компетенцию у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку....