Рабочая программа
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме

Меркулова Татьяна Ивановна

 

Рабочая программа

по реализации познавательно - речевого направления

 

 

 

Образовательная область: познание

 

Вид непосредственной образовательной деятельности: конструктивная деятельность

 

Возрастная группа: 4 - 5 лет

 

Сведения о разработчиках:

Меркулова Т. И. воспитатель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

                                                                                                

Рабочая программа

по реализации познавательно - речевого направления

Образовательная область: познание

Вид непосредственной образовательной деятельности: конструктивная деятельность

Возрастная группа: 4 - 5 лет

Сведения о разработчиках:

Меркулова Т. И. воспитатель

2012 - 2013 учебный год

Инжавино


Пояснительная записка

       Ребёнок на пятом году жизни достаточно самостоятельный инициативный. У него развиваются мелкая моторика, глазомер. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда и охотно упражняется в конструировании. У него быстро совершенствуются психические процессы.

              Возрастает потребность малыша в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение.

 Занятия по конструктивной деятельности развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках.

  Рабочая программа познавательно — речевой направленности по конструктивной деятельности в подготовительной к школе группе (с 4 до 5 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Берёзка» комбинированного вида № 45 «Буратино».

              Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1.  Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду .- М., Мозаика-Синтез,  2010

2.  Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду – М., Творческий центр «Сфера», 2007.

3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., М.А.Васитьева. Перспективное планирование – В. Учитель 2012.

4. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова Комплексное перспективное планирование – М.,Мозаика – Синтез, 2011

Режим реализации программы

Общее количество  образовательных ситуаций в год

Количество  непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность  непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

18

1 раз в две недели

20 минут

Групповая

             Программой предусмотрено проведение:

        - диагностических занятий - 2

         - практических занятий - 16

            Цель программы: развитие конструктивных способностей дошкольников

            Задачи обучения:

     • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

     *  конструирование из строительного материала:

     - развивать способности различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)

     - учить использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

     - развивать умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели).

     - учить анализировать образец постройки: выделять основные части различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга

 - учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине, ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции (« Построй такой же домик, но высокий»)

 - учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

   * конструирование из бумаги:

 - учить сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития детей.

        Программа составлена с учетом меж предметных связей по разделам:

1. «Игра» - знания и умения полученные на занятиях применяют в игровой деятельности.

2. «Познание» - постигают свойства различных материалов, активно действуя с ними.

3. «Изобразительная деятельность» - рисуют здания, машины, мосты, используют свои рисунки как образец для конструирования.

4. «Развитие речи» - развивает умение рассуждать; дети обсуждают будущую постройку, составляют план ее возведения.

5. «Формирование элементарных математических представлений» - совершают разные пробующие действия (прикладывают, накладывают, приставляют), открывают для себя физические свойства предметов: форму, величину, цвет, фактуру и динамические качества.

6. «Художественная литература» - знакомятся со стихами, рассказами.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.

Продолжительность диагностического периода: 

Стартовая диагностика: 15.09.2012 – 30.09.2012 г.,

Итоговая диагностика: 15.04.2013 – 30.04.2013 г.

 

      Основные требования к уровню подготовки детей 4 – 5 лет по конструктивной деятельности:

  - Использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств.

  - Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.

  - Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Тематический план  

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

1.

Диагностическое занятие

2

2.

Конструирование из строительного материала по образцу и преобразование образца по условиям  

6

3.

Конструирование по условиям

3

4.

Конструирование по собственному замыслу

2

5.

Конструирование из бумаги

5

Итого

18

Календарно — тематическое планирование

Плановые сроки прохож-дения

Непосредственно образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

  1. Тема занятий

  1. Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

1

  1.  Загородки и заборы

(строительный материал)

     Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырёх цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый и геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.

     Закреплять представления об основных строительных деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Куцакова  Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 48

С/р игра «Строители»

2

Диагностическое обследование на начало года

Выявить умение сооружать различные конструкции и подбирать подходящие детали. Умение планировать процесс возведения постройки.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

3

 Домики (строительный материал)

   Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов.

   Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 47

С/р игра «Стройка»

4

Сарайчики (строительный материал)

   Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов.

   Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; учить анализировать постройку.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 49

С/р игра «Зоопарк»

5

Ворота (строительный материал)

   Упражнять сооружать красивые ворота, украшенные флажками; упражнять в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (слева, справа, на верху)

    Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 48

С/р игра «Шофёры»

6

Гаражи  (строительный материал)

   Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов.

   Учить соразмерять постройки с игрушками, проявлять творчество.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 49

С/р игра «Мастерская»

7

Мосты (строительный материал)

  Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов.

   Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвета, комбинировать их.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный  труд в детском саду

стр. 52

С/р игра «Строители »

8

Трамвай (строительный материал)

   Формировать у детей обобщённые представления о пассажирском транспорте; о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском) упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям.

   Развивать способности.  

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный труд в детском саду

стр. 50

С/р игра «Путешествие»

9

Дворец Снежной Королевы (строительный материал)

Учить конструировать по собственному замыслу, формировать навыки конструирования. Развивать фантазию и воображение.

Веракса Н.Е.

Комплексные занятия (средняя группа)

стр. 172

С/р игра «В гостях у сказки»

10

Лесной детский сад (строительный материал)

  Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом.

  Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать пространственное мышление

Куцакова Л.В.,

Занятия по конструированию из строительного материала

стр. 26

С/р игра «Детский сад»

11

  1. Записная книжка (Бумага)

   Познакомить детей со свойствами бумаги.

Учить детей складывать прямоугольный лист пополам, проглаживать линию сгиба украшать поделку аппликацией (составлять геометрический узор), аккуратно приклеивать.

   Учить анализировать работы.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и художественный  труд в детском саду

стр. 54

С/р игра «Семья»

12

 Мост

(строительный материал)

Учить детей выполнять различные указания воспитателя, строить мосты разные по назначению. Воспитывать умение объективно оценивать работы других.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и ручной труд в детском саду

стр. 81

С/р игра «Строители»

13

  1.  Сюжетная
  2. композиция
  3. (природный
  4.  материал)

Продолжать учить детей распределять работу. Учить сравнивать и анализировать работы.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и ручной труд в детском саду

стр. 93

С/р игра «Семья»

14

  1. Коврик
  2. (бумага и картон)

Учить детей плести коврики из бумаги. Продолжать закреплять умение работать с ножницами. Воспитывать воображение, фантазию, аккуратность.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и ручной труд в детском саду

стр. 84

С/р игра «Семья»

15

 Самолет

(из деталей конструкторов)

Учить детей конструировать самолеты по схемам. Учить анализировать и выделять основные части (фюзеляж, кабина пилота, салон, отделение для грузов, крылья, пропеллеры), их пространственное расположение по отношению друг к другу, функциональное назначение.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и ручной труд в детском саду

стр. 82

С/р игра «Аэропорт»

16

Диагностическое обследование на конец года

Выявить умение создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов, знать способы крепления конструктора при помощи штифтов.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

17

  1.  Суда по
  2.  чертежам

(строительный материал)

Учить детей строить различные суда по чертежам. Закреплять знания детей о пассажирских, военных и грузовых судах. Воспитывать умение работать в коллективе.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и ручной труд в детском саду

стр. 81

С/р игра «Конструкторы»

18

  1.  Чудесный
  2. мешочек
  3. (работа с тканью)

Учить детей работать тройками по изготовлению одного предмета. Закрепить умение работать с тканью, правильно ее складывать и сшивать, составлять аппликацию для украшения.

Куцакова Л.В.,

Конструирование и ручной труд в детском саду

стр. 89

С/р игра «Магазин»

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Конструктивная деятельность

Конструирование из строительного материала

Задание 1 Умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта)

Задание 2 Умение планировать процесс возведения постройки

Задание 3 Умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машина, дом)

Оценка результатов:

5 баллов – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки может исправлять самостоятельно или совместно со взрослым;

2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...