Краткосрочный проект "Народная тряпичная кукла" для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме

Битель Светлана Сергеевна
  В ходе реализации проекта дети знакомятся с историей куклы, с видами кукол, учатся изготавливать кукол. Выполнила воспитатель Битель С.С.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект «Народная тряпичная кукла» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тевризского муниципального района

Омской области «Тевризский детский сад№3»

Проект «Народная тряпичная кукла»

для детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила: воспитатель

Битель Светлана Сергеевна

2014 год

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Ранее, на неделе «Хлеб всему голова», мы узнали, что на Руси, при посеве зерна, первую горсть брали из мешочка, сшитого в виде куклы. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы опять наполнить ею куклу-мешочек. Эту куклу бережно хранили до следующего сева.

Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – информационно-творческий

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По продолжительности – краткосрочный

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.

Вопросы анкетирования детей :

1. Знаешь ли ты, что такое кукла?

2. Есть ли дома тряпичная кукла?

3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?

4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

6. Что нужно для изготовления народной куклы?

7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?

8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.

Причины:

  • Незнание истории возникновения народной куклы.
  • Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
  • Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы

Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.

2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

4. Создание мини-музея народной тряпичной куклы.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) .

Что знаю?

  • Народных кукол: масленица, чучело огородное.
  • Историю возникновения народной куклы.

Что хочу узнать?

  • Какие еще есть народные куклы.
  • Как сделать самостоя- тельно куклу.
  • Можно ли играть с такими куклами.

Как узнать?

  • Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

1. Постановка цели, задач.

2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта

1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.

2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.

3. Выбор форм работы с родителями.

4. Выбор основных мероприятий.

5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (основной)

1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.

2. Создание мастерской и мини-музея «Народная тряпичная кукла».

3. Совместные мероприятия с родителями и детьми.

Творческие задания для родителей.

Беседы, наблюдения, занятия с детьми.

Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

IV. Итоговое мероприятие

Выставка “Куклы из бабушкиного сундучка”

Праздник для детей и родителей

Разработка плана достижения цели

Познавательное развитие:

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия в библиотеку.

Презентация «Народная тряпичная кукла».

Чтение художественной литературы:

Народная сказка «Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла». Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов .

Потешки. Поговорки. Загадки.

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

 «Составь картинку»,

«Кто ты куколка моя? »,

«Узнай по описанию».

Русские народные игры

(подвижные, малоподвижные) .

Сюжетно- ролевые игры:

 «Деревенская семья»,

«Дочки-матери».

Речевое развитие:

Беседа «История возникновения

народной куклы».

Беседа «Виды кукол».

Беседа «Русская народная игрушка».

Беседа «Моя любимая игрушка».

Продуктивная деятельность :

Изготовление куклы Зерновушки в мастерской

Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука"

Конструирование из бумаги «Кукла».

Рисование: «Моя любимая кукла».

Рисование: «Куклы из нашего музея».

Лепка «девочка в сарафане».

Музыкально-театрализованная деятельность:

Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, танцевальных номеров, сценок.

Работа с родителями:

Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

Мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки».

Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.

Составление альбома «Народная тряпичная кукла»

Консультация: «Народная кукла в игре современных детей».

Оформление информационного стенда  

«Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье».

Подбор картинок, иллюстраций, фотографий .

Подборка стихов, загадок,

пословиц и поговорок о труде.

Предполагаемый результат работы :

  • Повышение интереса к русской народной кукле
  • Повышение познавательной активности детей
  • Активизация словарного запаса детей
  • Усиление ресурсного обеспечения группы
  • Альбом «Народная тряпичная кукла»
  • Изготовленные куклы для мини-музея
  • Презентация

Используемый ресурс:

Методическая литература

1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.

2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

7. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.

8. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”.- Петрозаводск: Периодика, 2010.

9. Лариса Яковлева “Куклы на все времена”.

Детская литература

10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

11. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

12. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

13. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.

14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла

15. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

16. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».

17. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.

18. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»

Электронные (интернет) ресурсы

19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru

21. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net

22. Славянская кукла: www.slavakukla.ru

23. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

24. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

25. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

26. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru

27. Славянские куклы: www.liveinternet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект для детей старшего дошкольного возраста " Я помню! Я горжусь!"

Война, которая унесла более 20 млн. жизней, которая превратила города и посёлки в руины, вывела из строя заводы и фабрики. Много горя и страха принесла война. Но, несмотря на голод, холод и разруху на...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и их родителей Тема: «Дарите людям доброту»

Объединить усилия педагогов и родителей в работе по укреплению семейных традиций. Помочь родителям преодолеть трудности  в воспитании духовно-нравственной личности....