Организация среды ДОУ для детского экспериментирования
статья по конструированию, ручному труду на тему

Шестакова Людмила Александровна

В работе рассматриваются основные принципы и содержание работы воспитателя по организации среды ДОУ для детского экспериментирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация среды ДОУ для детского экспериментирования.

Подготовила:

воспитатель МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми

Шестакова Людмила Александровна

Дошкольное детство - старт развития личности, во многом определяющей жизненный путь человека. Это период формирования универсальных способностей, без которых не может состояться человек. Цель развивающего образования состоит в том, чтобы человек научился развиваться сам, стал субъектом собственного развития. На сегодняшний день это является ведущей педагогической идеей. Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку. Своеобразие исследовательской деятельности заключается в том, что исследование предполагает получение ответа на вопрос: Почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Эта тема актуальна по ряду причин:

1.        Ребенок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что человеку кажется наиболее значимым представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

2.        Всё возрастающая динамичность экономических социальных отношений требует поиска новых, нестандартных решений в самых разных ситуациях. Нестандартность решений и действий основывается на оригинальности мышления, что является следствием роста ребенка как личности и его своевременной, а лучше ранней самореализацией.

Поэтому еще на дошкольной ступени образования необходимо создать оптимальные условия, которые способствуют становлению и развитию у ребенка способности к самореализации, к саморазвитию, к активному взаимодействию с миром.

Детское любопытство к более глубокому стремлению проникнуть в природу вещей, а далее - к истинно-исследовательскому интересу, который характеризуется целенаправленной, познавательной деятельностью - таков путь развития ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Огромное значение в развитии личности ребенка в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого

Детское экспериментирование развивает у дошкольников познавательно-поисковую активность.

Понятие «Активность» чаще раскрывается через понятие «Деятельность», «Деятельность» через «Активность». Личность формируется и развивается в процессе деятельности.

Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности.

Источником познавательной активности является потребность личности в приобретении и углублении знаний, потребность в самовыражении, в самореализации. Потребность является началом, призывающим субъекта к активности. Удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, но эти потребности зачастую не возникают у детей сами по себе. Отсюда необходимость создания определенных условий побуждающих к познавательной активности.

 С целью создания оптимальных условий для развития познавательной активности детей путем экспериментирования в группе создается предметно-развивающая среда - уголок экспериментирования, которая построена на принципах безопасности для жизни и здоровья детей, доступности, новизны.

Критерии содержания мини-лабораторий

•        Открытость, доступность детям;

•        Популярность, степень использования детьми;

•        Эстетичность материала;

•        Участие родителей;

•        Наличие приборов - помощников (увеличительные стекла, весы, часы песочные, компасы, магниты, лупы);

•        Наличие картотеки, схем проведения опыта;

•        Наличие спецодежды для детей (халаты, фартуки, полотенца);

•        Наличие демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности;

•        Система расположения материала по разделам (в соответствии с возрастом детей)

Книга Лукич.М.В. «Детям о природе» содержит практические советы, как организовать наблюдения на прогулке. Материал распределен по возрастам от раннего возраста до старшего.

Мл.группа: свойства игрушек, вода, песок, глина, тяжелые и легкие предметы, снег и его свойства, лед.

Ср.группа: почва, иней, лед.

Ст.группа: почва, снег, лед, иней.

Подготовительная группа: радуга, воздух, ветер, туман, состав почвы.

В младших и средних группах по программе «Развитие» обязательным является раздел «Развитие представлений об окружающем мире о себе».

Темы: «Вода и ее свойства», «Свойства воздуха», «Свойства магнита» К концу средней группы дети могут рассказать о свойствах воды, воздуха, песка, магнита; могут проводить эксперименты с объектами, способны сформулировать их словами. Можно добавить тему «Ознакомление со свойствами тканей» (Гербова В.В. «Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет) Данные занятия необходимо дополнять проблемными ситуациями, поисковыми вопросами типа: «Годится ли ситец для пошива верхней одежды? Почему? Подберите ткань для пошива верхней одежды, объясните свой выбор»

В старшей и подготовительной группах нет занятий по «Развитию представлений об окружающем мире», но в «Сборнике документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений» от 1996 года есть раздел «Развитие элементарных, естественно-научных представлений», где поясняется, что «педагоги должны обеспечить условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями».

1. Знакомят детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и другие (песок, снег, вода, тесто)

 2.        Знакомят с основными видами и характеристиками движения: скорость, направление (бег наперегонки, запуск заводных игрушек, наблюдение за движением транспорта)

3.        Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное земное притяжение, электричество, отражение и преломление света; организуют экспериментирование с магнитом, лупой, биноклем, микроскопом; взвешиванием легких и тяжелых предметов.

Исходя из требований «стандартов» воспитатель составляет перспективный план, выбирает тему, подбирает художественную литературу, составляет схему проведения и организации опыта:

1.        Название, возраст

2.        Цель

3.        Материал

4.        Процесс (или порядок проведения опыта)

5.        Итог, результат

6.        Почему? (короткая понятная детям объяснение причин происходящего)

Опыт - это наблюдение в специально организованных условиях с заранее ожидаемым результатом (демонстрация уже известной закономерности) «Снег растаял»

Эксперимент - это наблюдение в специально организованных условиях с прогнозируемым результатом (элемент неизвестности) «Что будет, если я сейчас это сделаю?»

Почему мы пользовались этим документом? В этом документе представлена система критериев оценки деятельности дошкольного учреждения, и отмечено, что «до введения в действие государственного образовательного стандарта дошкольного образования указанные критерии являются основой временных (примерных) требований, которым должно соответствовать дошкольное образовательное учреждение для прохождения им аттестации»

Этот документ не противоречит ФГТ к образовательной программе 2011 года:

1 Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение цели развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

•        Развитие познавательно-исследовательской деятельности

•        Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей 2.Образовательная область «Коммуникации»

•        Развитие свободного общение со взрослым и детьми . Развитие устной речи детей

3.Образовательная область «Безопасность»

•        Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (правила безопасного поведения)

ЛИТЕРАТУРА

1.        «Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук»: Материалы первой международной очно-заочной конференции. Пермь 2011 год.

2.        Лукич М.В. «Детям о природе»

3.        Поддьяков «Умственное воспитание дошкольников»

4.        Гербова В.В. «Занятия по развитию речи детей 4-6 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина ...

Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования и оборудование

Дети дошкольного  возраста  по природе  своей – пытливые исследователи  окружающего мира.  Интерес  к экспериментированию и  исследованию сохраняется и развивается...

Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика

Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....

Консультация для педагогов «Организация среды в МАДОУ для детского экспериментирования»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещ...

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Аналитическая справка по теме «Организация образовательного пространства для детского экспериментирования»

Дается пояснение по наличию следующих критериев РППС: перечень оборудования, приборов для организации опытно-экспериментальной деятельности; материалы для экспериментирования; наличие в группе материа...