Развитие конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Шестакова Людмила Александровна

В статье раскрываются основные принципы развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Подготовила:

воспитатель I  квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми

Шестакова Людмила Александровна

Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой. Дети создают постройки и играют с ними. В игре закрепляются и совершенствуются умения и навыки, полученные на занятии. Но игра также ставит перед детьми новые задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности.

Например, на занятии дети научились строить пароход, передавая его основные признаки. А в игре им понадобились большие и маленькие пароходы, пассажирские и грузовые.

Поэтому постройки детей значительно сложнее тех, которые были даны им на занятии, т.к. одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют в соответствии с новым замыслом.

В играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребёнка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления. руководство игрой должно быть направлено на развитие её содержания, на организацию детского коллектива, на установление правильных взаимоотношений между детьми и т.д.

В младшей и средней группе в часы игр дети играют уже знакомыми им деталями, количество деталей не ограничивают. Основное правило: аккуратно обращаться со строительным материалом, после игры убрать на своё место.

Если дети просто кладут детали одну на другую, не ставя цель что-нибудь построить, можно напомнить, что строили на занятии, как интересно играли с постройками и игрушками, предложить сделать такую же.

Если дети играют, то предложение построить что-либо не должно их отвлекать от игры, лучше посоветовать построить то, что необходимо для игры.

Детей, не интересующихся играми со строительным материалом, можно привлечь поручением. Например, если дети научились строить заборчик на занятии: взрослый строит дом и просит помочь из кирпичиков построить забор для садика. Затем дети играют с постройкой: куклы живут в доме, гуляют в саду и т.д.

Иногда удачная постройка получается у малышей случайно. Необходимо отметить эту удачу, иначе это достижение может остаться незамеченным. Детям, которые построили хорошо какой-то предмет и не находят новой темы, надо предложить построить какой-нибудь другой предмет, близкий по конструкции: «Хороший стул для куколки, а теперь сделай кроватку или диван, или стол» (т.е. необходимо побуждать ребёнка использовать умения в новых постройках).

Дети 4-5 лет проявляют интерес к сюжетным постройкам (улица, двор и т.д.), выполненным взрослыми. Рассматриваю, называют (улица: дома, магазин, дорога, трамвай). Взрослый показывает, как по-разному можно использовать строительный материал. Дети играют, достраивают (например, рельсы для трамвая, садик около дома и т.д.).

Успех детей вызывает у остальных желание сделать так же хорошо, создаётся возможность обмена опытом среди других детей. В самостоятельных играх создаются условия для объединения детей, что помогает более полноценно использовать постройки.

Например, Аня построила домик и посадила туда куклу. Саша построил пароход, пароход «плывёт». Взрослый предлагает Ане попросить разрешение у Саши покатать куклу на пароходе. Так дети с помощью взрослого развернули совместную интересную  игру.

В старшей и подготовительной группе взрослый может принимать активное участие в строительных играх. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить её содержание, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Советом, наводящим вопросом взрослый помогает, напоминает детям. Дети обращаются за советом, если испытывают трудности.

Иногда взрослый может подсказать сюжет будущей постройки, помогает отобрать нужный материал. Для развития игры старших дошкольников можно использовать схемы различных построек. Не для копирования, а для обогащения своего опыта (Дети заимствуют темы, способы украшения и т.д.). Иногда у детей возникает потребность поиграть в одиночку. Важно создавать условия для таких игр.

В индивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Эти игры полезны тем, что ребёнок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляет свою индивидуальность.  Особенно ценны эти игры для застенчивых, неуверенных в себе детей. Они дают возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают других детей, которые наблюдают за работой, угадывают – что это? Что будет делать дальше? Высказывают своё мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры не мешают развитию коллективных игр.

Коллективная игра имеет свои особенности:

1. Деятельность каждого ребёнка подчинена общей цели.

2. Процесс создания постройки выполняется совместно, отсюда - трудности, которые дети не всегда могут самостоятельно преодолеть: неумение распределять обязанности, неумение согласовывать свои действия.

Важно: неуверенным, застенчивым детям надо давать возможность высказывать своё мнение: «А как ты думаешь?», «Как бы ты сделал?», «Почему?».

В сюжетных играх детей используется не только стройка, но и конструирование из бумаги и других материалов.   По совету взрослого дети могут сделать много дополнительных предметов: рупор, часы, телефон, бинокль, сумочку для врача, матросскую шапочку, якорь, спасательный круг и т.п. Взрослый не только советчик, но и активный помощник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      По мере роста и взросления ребёнка развивается и его коммуникативная культура - появляются привязанности и доверие к близким к ребёнку взрослым, забота о них. Ребёнок уже м...

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность      Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообще...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

*Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.  Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуник...

Образовательные технологии в развитии конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Блоки Дьенеша.

Игровая технология «Блоки Дьенеша» - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи по формированию конструктивных навыков у детей старше...

«Образовательные (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша) технологии в развитии конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста» ГМО

Мы очень много говорим о том, что ведущим видом деятельности является игра. Передо мной, как  педагогом  обозначилась задача в умении ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохран...

Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребёнок с первых дней жизни, находится в постоянном общении с окружающим его миром и людьми. Без общения человек не может гармонично развиваться. Умение общаться, легко находить общий язык с окружающи...