роль русского народного фольклора в воспитании детей
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Силивеева Ирина Васильевна

Общаясь при помощи фольклора, ребёнку открывается всё богатство красок русского народного языка. С раннего детства малыши усваивают ритмы народных песен, колыбельных, стихов, потешек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Ставенки резные"50 КБ
Microsoft Office document icon "В гостях у петушка"32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ставенки резные»

Цели:

  • Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребёнка, совершать действия по подражанию и показу. Наклеивать простейшие заготовки: правильно пользоваться кисточкой, наносить на заготовку клей, переворачивать заготовку.
  • Формировать представление о себе как о девочке (мальчике), через русский народный фольклор и русский народный костюм.
  • Познакомить детей с русскими народными потешками «Домик», «Бабушка»
  • Развивать чувство ритма, аккуратность, желание заниматься аппликацией.
  • Коррегировать  слуховое  восприятие, речь.
  • Воспитывать у детей интерес к процессу выполнения аппликации, чувство патриотизма через украшение предметов быта русского народа.

Материалы и оборудование: Домик из мягких модулей.

Ход занятия.

     Дети с воспитателем стоят в кругу.

     Воспитатель: Здравствуйте дети. Какие вы сегодня красивые, нарядные. А в чём же вы  одеты? (на девочках сарафан, ленты на голове, на мальчиках рубахи, штаны).

     Сегодня нам принесли птички вот такую картинку. Кто на этой картинке нарисован? (бабушка). Как вы думаете, бабушка грустная или весёлая? (грустная). Я предлагаю отправиться к бабушке в гости и выяснить, почему  она такая грустная. А пойдём мы с вами по разным дорожкам. (1 минута)

       Дети снимают обувь и идут по дорожкам (камушкам, цветочкам, пяточкам). Звучит музыка.

По дорожкам мы пойдем

Тра-та-та, тра-та-та

И до бабушки дойдём.

Тра-та-та, тра-та-та (1 минута)

       Звучит музыка. Занавесь, открывается. Детей встречает бабушка.

       Бабушка: Здравствуйте дети, как хорошо, что вы пришли.

       Воспитатель: Здравствуй бабушка, мы узнали, что ты чем - то огорчена, и поспешили к тебе узнать, в чём же дело.

       Бабушка: Сейчас я вам расскажу. Посмотрите, какой у меня красивый домик. Всё у домика есть стены, крыша, окошко и есть ставни на окошке. Но кое что меня огорчает. Посмотрите, ребята раньше ставенки были красиво украшены, но прошел дождик и все  смыл (показывает образец). Теперь я горюю, не знаю, как их украсить. Я не умею. Помогите мне, пожалуйста.  

       Воспитатель: А мы с ребятами умеем и сейчас тебе поможем. Давайте украсим ставенки. А украшать мы будем вот такими кружочками и квадратиками (показывает кружочки из цветной бумаги). Посмотрите, какие красивые ставенками бывают (рассматриваем образец).  Чем украшены ставенки? (кружочками, квадратиками). А какие по цвету кружочки? (красные, желтые). А какие по цвету квадратики? (красные, желтые). Но прежде чем приняться за работу, давайте поиграем. (1 минута)

       Коррекционная игра: Разложить к карточкам с геометрическими фигурами геометрические предметы. Соотнести по форме и цвету.

      Бабушка предлагает поиграть в волшебный мешочек, где находятся геометрические предметы (шарики, кубики красного и желтого цвета). Дети разлаживают геометрические предметы к геометрическим фигурам, рассказывают о своём выборе. (3 минуты)

      Физминутка. Приглашаем бабушку поиграть. (1 минута)

       Самостоятельная деятельность детей.

       Дети садятся за стол.

       Воспитатель: Давайте скорей приниматься за работу. Чем мы будем украшать ставенки? (кружочками и квадратиками). Какие они по цвету?  Расскажи Сережа, а зачем нам нужны клеёночки? (чтобы стол не замарать). Зачем подставочки, кисточки?

       Сейчас я вам покажу, как надо наклеивать на ставенки кружочки и квадратики? (надо взять заготовку, перевернуть её, взять кисточку мокнуть ею в клей, придерживая заготовку одним пальчиком, намазать её клеем располагая клей по всей поверхности заготовки, перевернув заготовку наклеить её на поверхность листа, прижать заготовку салфеткой). Воспитатель наклеивает кружочек. (1 минута)

        Сейчас девочки наклеят кружочки, а мальчики квадратики. Принимайтесь за работу. Куда ты хочешь, Серёжа наклеить свой квадратик? (дети могут наклеивать заготовки в произвольном порядке). (4 минут)

        Воспитатель: Ну, вот работа закончена. Какие  у нас получились нарядные, красивые ставенки. Бабушка ты довольна нашей работой?  

         Бабушка: Да я очень довольна. Ставенки теперь красивые. Спасибо вам ребята! За это я вам приготовила гостинце (блины). Давайте теперь потанцуем, порадуемся. Звучит музыка, дети вместе с бабушкой танцуют.

       Воспитатель:Теперь нам надо отправляться домой. До свиданье бабаушка.(2 минуты)

        Дети возвращаются по дорожкам обратно, обуваются. 

         Анализ: 

  • У кого в гостях мы сегодня были?
  • Что делали?
  • Вам понравилось украшать ставенки?

И мне понравилось, вы сегодня сделали доброе дело, помогли бабушки, трудились - молодцы.  

           Воспитатель: Снова птички принесли нам картинку от бабушки. Только теперь бабушка на картинке, грустная или весёлая? (1 минута)

   

Тема: «Башенка для курочки»

Цели:  

  • Учить детей совместно со взрослым и самостоятельно создавать простейшие постройки, называть их.
  • Развивать у детей общие интеллектуальные умения – принятие темы, удержания её до конца деятельности.
  • Познакомить детей с русской  народной потешкой: «Курочка».
  • Формировать у детей положительный интерес к процессу конструирования.
  • Учить  соотносить слова  с  движениями.
  • Коррегировать  слуховое  восприятие, речь.
  • Воспитывать у детей интерес к созданию коллективных построек, интерес к устному народному творчеству.

Материалы и оборудование: Игрушки курочка с цыплятами, кубики одинаковой величины, красного и желтого цвета (8 штук)

           

Ход занятия.

       Воспитатель:  Здравствуйте ребята, какие вы сегодня красивые, нарядные.  

Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

     Воспитатель: Ребята кто это так разговаривает? (ко-ко-ко). К нам сегодня прилетела  курочка. Здравствуй курочка. Мы знаем про курочку потешку. (1 минута)

     Воспитатель:  Посмотрите ребята у курочки на глазках слёзки! Чем ты так расстроена? Курочка потеряла своих цыплят, и просит помочь ей найти их. А где же ты курочка потеряла цыплят? (на полянке) Я предлагаю отправиться на полянку и поискать цыплят. А поедим на полянку мы на паровозике. Дети встают друг, за другом изображая паровоз.

       Звучит музыка.  

       Занавес открывается. Дети видят зелёную полянку. Воспитатель ставит курочку на полянку (1 минута)

       Воспитатель: Вот и полянка, давайте ребята поищем вместе с курочкой цыплят (дети прилаживают ко лбу руку, встают на цыпочки). Нет ни где цыплят! А давайте построим для курочки башенку, что бы ей с башенки, было видно своих детушек.

       А как мы будем строить башенку? Посмотрите, какая у меня есть башенка (отдельно на столике стоит башенка из трёх кубиков). Из чего сделана башенка? (из кубиков). Какие кубики по цвету? (красные и желтые). Посмотрите, как сделана башенка (кубики ставят друг на друга). Как вы думаете, мы сможем построить башенку? (2 минуты)

        Но прежде чем приступать к строительству мы с вами поиграем (и курочку с собой возьмём).      

        Коррекционная игра: Построить башенку из геометрических фигур (на доске с липучкой)

       Воспитатель: Посмотрите что у меня в руках? (квадратики). Давайте построим из квадратиков высокую башенку. Серёжа, у тебя какой по цвету квадратик? Куда ты его приклеишь? А у тебя  Марина, какой по цвету квадратик? А ты, куда приклеишь его, что бы получилась башенка? и т.д. (3 минуты)

       Воспитатель: Вы, наверное, устали, давайте поиграем. Курочку повеселим.(1 минута)

      Физминутка.

      Деятельность детей.

      Воспитатель: Ну что, отдохнули, повеселились, а теперь давайте приступать к работе.

  Посмотрите ребята, я возьму кубик и поставлю его на полянку. Какой кубик по цвету? А теперь Юра возьми кубик ты, поставь его на мой кубик. Какой кубик по цвету? и т.д.

Посмотрите какая башенка получилась высокая. Курочка, а ты сможешь залететь на такую башенку? Воспитатель садит курочку на башенку. Давайте споём песенку, и поможем курочки цыплят позвать. (Цып-цып-цып мои цыплятки). (3 минуты)

Воспитатель подносит незаметно цыплят.

        Воспитатель: Ребята вот и цыплятки прибежали к курочки.

Дети ставят цыплят возле башенки, внизу.

         Курочка: Ко-ко-ко,ко-ко-ко

                           Не ходите далеко.

        Воспитатель: Вот и вернулись цыплятки домой, и нам пора возвращаться домой.

Дети встают друг, за другом изображая паровоз. (1 минута)

Анализ: 

  • У кого в гостях мы сегодня были?              
  • Что делали?
  • Вам понравилось строить башенку?

И мне понравилось, вы сегодня сделали доброе дело, помогли курочки найти своих цыплят. Молодцы. (1 минута)

 

 

 



Предварительный просмотр:

1 год обучения

Занятие №1

Тема: «В гостях у петушка».

Цель: познакомить детей с предметами русского народного быта (печка, люлька, дрова, огонь), через русские народный фольклор – потешки.

Корригировать слуховое восприятие, речь.

Доставить детям удовольствие от игры со взрослым (петушком)

Воспитывать любовь к русскому народному быту.

Ход занятия.

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель: Здравствуйте дети. Какие вы сегодня красивые, нарядные. А во что же вы  одеты? (на девочках сарафан, ленты на голове, на мальчиках рубахи, штаны).

Сегодня мы отправимся в гости, а к кому вы должны отгадать.

Кто рано встаёт

Кто громко песни поёт

Ку-ка-ре-ку!!!

Звучит колос патушка!

Воспитатель: вот как громко петушок поёт , пойдемте к нему в гости!!!

Звучит ритмичная музыка!! (1 минута)

Дети входят в избу встречают петушка

Петушок: ку - ка – ре – ку!! Здравствуйте ребята! Какие все вы красивые, в костюмах!! А где же девочки? Вот они в сарафанах

Наша деточка в дому

что оладышка в дому

что оладышка в дому

сладко яблочко в саду!

А где мальчики? Вот они в рубахах, штанах!!

У витии – руки в бок!

Глазки в потолок,

Пошел на порог,

Упал паренёк!!

Воспитатель: спасибо тебе петушок за такие добрые потешки! А ребята про тебя то же знают потешку. Сейчас мы про тебя расскажем!

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Маслина головушка

Шелкова бородушка

Что так рано встаёшь

Громко песни поёшь

Деткам спать не даёшь!

Петушок: Ох, спасибо ребята, понравились мне ваши потешки. Ку - ка- ре – ку!! Посмотрите ребята где я живу! Это мой домик! Всё здесь не простое, сказочное, стоит только прикоснуться и сразу всё оживает!!!

Вот это ПЕЧКА! Давайте к ней притронемся!

Звучит колос: «Без печи, дом не дом!»

Воспитатель: Вот так печка у тебя петушок, разговаривать умеет!

Петушок: Да, в печки раньше люди варили кашу! Но прежде чем сварить кашу, вот здесь надо растопить огонь! Поджечь дрова!

Воспитатель: Давайте ребята теперь притронемся к дровам!

Звучит колос: «У нас печурке золотые чурки»

Воспитатель: Это дрова с помощью которых разжигают огонь!

Звучит колос: «Жар птица летает! Золотые перья роняет!»

Загорается огонь!

Воспитатель: Вот петушок посмотри, мы с ребятами помогли разжечь огонь, он у тебя тоже разговаривать умеет!

Ребята посмотрите что же случилось с петушком? Он говорит что хочет спать!

Петушок:

Я ребята рано встал

Песни громко распивал

И немножечко устал

Воспитатель: Надо петушку отдохнуть и немножечко вздремнуть!

Ребята куда же нам петушка положить спать.

Дети подходят к колыбельки (люльке).

Звучит колос: «Четыре  ноги, да не  зверь»

Давайте ребята положим петушка в кроватку. (люльку). Споём ему песенку.

Дети качают люлечку и поют песенку!

Петя глазки закрывает

 И наверно засыпает

Спать пора ложиться ему

В колыбеличку свою.

Воспитатель: Тиши ребята петушок заснул, пусть он спит. А нам пора возвращаться домой.

Анализ: Ребята мы с вами побывали в гостях у петушка, в его волшебном домике. Познакомились с говорящими предметами ПЕЧКОЙ, ДРОВАМИ, ОГНЁМ, И КОЛЫБЕЛЬКОЙ. Вам понравилось в гостях у петушка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».

Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста

С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности.  Сказка...

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста.

Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.                              ...

консультация для воспитателей "Роль русских народных сказок в воспитании детей"

Материал предназначен для воспитателей детских садов, раскрывает роль русских народных сказок в воспитании детей....

Консультация для родителей "Роль русской народной сказки в воспитании детей?"

Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остро...

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста

laquo;Роль русской народной сказки в воспитаниидетей дошкольного возраста»«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается пере...