Нетрадиционное использование природных материалов на занятиях по художествен-ному творчеству
материал по конструированию, ручному труду на тему

консультация на тему:

«Нетрадиционное использование природных материалов на  занятиях по художественному творчеству»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Дюймовочка»

консультация на тему:

«Нетрадиционное использование природных материалов на  занятиях по художественному творчеству»

Воспитатель ИЗО  

Л.Р.Мухамадеева

                                             

Нижневартовск, 2013 г.

Нетрадиционное использование природных материалов содействует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Положительные переживания нужны всем: человек охотно открывается добру и красоте, поэтому так привлекательна работа с природными материалами.  

Флористика – это особый вид творчества. Она объединяет в себе трепетное отношение ко всему живому, наблюдательность, умение увидеть прекрасное, неповторимое в каждой малой травинке и художественное восприятие мира в целом. Работа над коллажами делает и взрослых и детей счастливыми, а занятия совместным творчеством сближают. Создание коллажей «терра» предполагает работу с песком, шпатлевкой, белилами, красками в этом и заключается нетрадиционное использование природных материалов, так как они «наклеиваются» на данный высохший раствор. Создание художественных композиций дает возможность детям изобретать, выражать себя, фантазировать, придумывать для себя задачи и решать их. Работать с коллажами «терра» могут все дети, независимо от их художественной одаренности. Работа с пластичным раствором напоминает детям игру в куличики. Лепка развивает мелкую моторку, дети учатся превращать раствор в разнообразные формы, создавать изображения, целые картины. Двигаясь от простого к сложному, они постепенно овладевают техникой передачи сложных форм. Создавая коллажи на занятиях по художественному творчеству вместе с детьми нужно подбирать материал, отражающий интересующую их тему. В коллаж можно поместить природные материалы, небольшую игрушку, фантик от конфеты, ленточку, карандаш и т.д.

Флористический коллаж обладает таким арсеналом выразительных средств, таким количеством техник и творческих приемов, каким не обладает, пожалуй, никакой другой вид изобразительного искусства.

Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как мусор, в коллажах находится место. Предметы, казалось бы, неинтересные сами по себе, будучи встроенными, в работу, становятся частью своего рода  игры, спектакля, в котором им отведена значительная роль. Обаяние техники «терра» — в ее многозначности. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры. На высохший раствор накладывается колористический тон. Тон — это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части. Коллаж в переводе с французского означает «наклеивание» на основу каких-либо материалов, отличающихся от нее по цвету, форме и фактуре. Техника аппликации использовалась с древних времен, например, в декоративно-прикладном искусстве и даже в иконной живописи. Как прием изобразительного искусства, коллаж появился только в начале 20-го века. В искусстве коллажа, в том числе флористического, фантазия автора абсолютно ничем не ограничена. Можно использовать сочетания различных материалов, создавать любые линии, реализовать мечты и фантазии.

Флористические коллажи – это еще и умение создавать цветочный букет. Только, когда аранжировщик создает букет из живых цветов, он заранее знает, что через 3-5 дней цветы завянут, ведь живые цветы не долговечны. А во флористическом коллаже можно создать букет из цветов, и этот букет будет жить очень долго.

Техника коллажа интересна детям еще и тем, что здесь каждый может использовать свои, свойственные только ему приемы, и тогда на свет появятся неповторимые картины.
Работа с природным материалом в новой технологии дает стимул творчеству детей. Гуашевые, акварельные и акриловые краски это рабочий материал. В  коллажах органично сочетаются фоны сделанные в различных техниках - материалом, созданным самым лучшим художником – природой:
листва, цветы, ветки деревьев.

Флористический коллаж - это картина созданная с помощью засушенных цветов и разнообразных других материалов: ракушек, перьев, бечевки, гравия и т.д.

Все материалы, используемые в таком флористическом коллаже, собираются в единый художественный образ на живописном фоне, чаще всего исполненного гуашью и акварельными красками. Именно такой фон отличает эту картину от обычного коллажа.

Флористический коллаж — сочетая черты классической аранжировки, эстетику икебаны и композиционные концепции живописи — может материализовать любую детскую фантазию.

Создавая с детьми флористический коллаж не всегда возможно точно представить, чем все закончится. Настоящий творческий поиск, где задействованы  смелая фантазия, композиционно-гармоничное восприятие, где на ощупь формируется картина.

Применение в своей работе созданных самой природой растительных форм со своими неповторимыми фактурами, позволяет детям добиваться такого художественного эффекта, который далеко не всегда реализуется в работах с красками.

Лепка, рисование   являются мощным инструментом влияния на развитие детей. Известно, что ребенок лучше всего усваивает материал, если ему интересен сам объект изучения, а уж сделать интересным рисование или лепку не так уж и сложно с помощью нетрадиционных способов использования природных материалов технике «терра».  

Основные нетрадиционные техники, которые используются на занятиях - это граттаж, фроттаж и декалькомания.

Фроттаж — еще один способ нанесения отпечатка. На натертую графитом фактурную поверхность накладывают бумагу и получают на ней отпечаток, повторяющий узор фактуры. Описанные техники создания фона используются во многих флористических коллажах. Например, на созданную методом декалькомании основу наклеиваются растительные материалы. Интересные узоры, фактуры, рельефы легко создавать, используя технику оттиска. Подойдут разнообразные твердые материалы, которые можно зафиксировать, вдавив в раствор: и макаронные изделия, и сухие ягоды,  крупы и косточки и фасоль. Поскольку этот материал содержит влагу или легко ее впитывает из влажной основы, после высыхания он легко выпадает, оставляя очень интересный рельефный рисунок. Работая с коллажами «терра» детям не нужно доказывать свою исключительность и потому не нужно бояться неудач - их просто не бывает. В детских работах раскрывается личность ребенка, его отношение к окружающему миру, мир его чувств и представлений. В процессе работы с флористическим коллажем дети безо всякого напряжения получают разные полезные знания о природе, и об искусстве, происходит развитие речи, воображения, эстетического вкуса.