План самообразования «Развитие творчества детей посредством создания поделок с использованием природных материалов»
рабочая программа (младшая группа)

Ульянова Татьяна Александровна

Для воспитателей младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ulyanova_21-22.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Ромашка» города Алушты

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

воспитателя младшей группы № 2

Ульяновой Т.А.

«Развитие творчества детей посредством создания поделок

с использованием природных материалов»

Срок реализации 1 год.

2021г.

Содержание

Цель работы:

  • повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
  • формировать и совершенствовать творческие способности детей посредством создания поделок из природных материалов.

Задачи:

  • развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности;
  • формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности;
  • обучать способам конструирования из природного материала;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • способствовать созданию положительной эмоциональной среды среди детей и взрослых;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста»;
  • подобрать и систематизировать материал по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет посредством создания поделок из природного материала.

Ожидаемые результаты:

  • у детей появится интерес к работе с природным материалом;
  • желание использовать полученные навыки и знание в самостоятельной деятельности;
  • у дошкольников будут сформированы представления о разнообразных природных материалах, способах их соединения;
  • у дошкольников 3-4 лет будет развиваться творческое воображение, умения видеть в используемых материалах схожесть с образами, соответствующими замыслу;
  • аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, при необходимости обращаться за помощью.

В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами. 

Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:

  • «от простого к сложному», где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Используемые материалы: морские камешки, ракушки, шишки, каштаны, ореховая скорлупа, ветки деревьев, засушенные листья и т.д.

Срок работы над темой: сентябрь 2021 – май 2022 года.

Актуальность:

        Окружающий нас мир сказочно богат, чудесен, неповторим. Природный материал – это кладовая для фантазии и игры воображения ребёнка.  Знакомство с природным материалом, его изучение, позволяет не только получить и расширить знания детей о природе родного края, но и позволяет развивать творческое восприятие окружающего нас мира.

Природные материалы – это самые доступные материал, которые только можно придумать. Тем более, что в нашем регионе его изобилие. Из морских камешков, ракушек, шишек, каштанов, желудей, семян разнообразных растений, листьев можно творить с детьми не только в дошкольных учреждениях, но и в тёплой семейной обстановке, совместно с родителями. Кроме того, художественно-творческая работа детей с природным материалом снимает нервное напряжение, обеспечивает положительные эмоции.

Во время творческих работ с природным материалом именно в дошкольном возрасте развивается фантазия, воображение, проявляется креативность взглядов на обычные вещи. В современном мире именно творческие способности позволяют находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие нового.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Развитие творчества детей посредством создания поделок с использованием природных материалов».

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Издание шестое (дополненное).- М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.
  2. Агапова И. А. , Давыдова М.А. Поделки из природных материалов. – М.: Лада, 2010. – 256 с.
  3. Гульянс Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. -175 с.
  4. Лыкова И.А. Игрушки и подарки из природного материала. Творческое конструирование в детском саду, в начальной школе и в семье. М.: Цветной мир, 2014. 144 с.

Перспективный план работы по самообразованию с детьми и родителями, самореализация

Этапы работы:

  1. Установочный этап

  • Выбор темы
  • Постановка целей и задач
  • Подбор литературы
  • Поиск материалов по теме в интернете.
  1. Теоретический этап

Мероприятия в 2021-2022 учебном году

Срок реализации

Форма отчета

Самореализация:

– изучение методической литературы;

– подготовка мониторинга для определения уровня творческого развития у детей;

– разработка диагностического материала для проведения мониторинга;

– изучение результатов мониторинга;

– разработка анкеты для родителей.

Работа с детьми:

– проведение мониторинга.

Работа с родителями:

– ознакомление с темой углубленной работы на родительском собрании, ознакомление с целями и задачами работы;

– анкетирование родителей по выявлению уровня творческого развития у детей.

1-14 сентября

14-30 сентября

  • Мониторинг
  • анкета для родителей

– результаты мониторинга

– сообщение для родителей на тему «Развитие творческих способностей детей 3-4 года жизни»

– результаты анкетирования

  1. Практический этап

Учебный период

Тема недели

Работа с детьми

Самореализация

Работа с родителями

Сентябрь

Адаптация

Знакомить детей с разнообразием природного материла.

Учить правилам бережного отношения к природе.

Изучение методической литературы.

Разработка анкеты для родителей.

Мониторинг для определения уровня творческого развития у детей.

Ознакомление с темой углубленной работы на родительском собрании.

Анкетирование родителей по выявлению уровня творческого развития у детей.

Я и детский сад

«Дорога в детский сад»

Наша группа

«Цветные камешки»

Мои друзья

«В гости Зайчик к нам пришёл»

Октябрь

Осень

«Кто живёт в Крымском лесу? Мишка и лисичка»

Итоги анкетирования родителей.

Итоги мониторинга детей.

Подготовить памятку для родителей «Правила сбора природного материала»

Памятка для родителей «Правила сбора природного материала»

Участие в выставке поделок из природного материала «Осенний вернисаж»

Овощи

«Поможем Зайчику собрать морковку»

Сад. Фрукты

«Яблоки на ветке»

Грибы

«Белка делает запасы»

Лес. Ягоды

«Угостим Мишку ягодами»

Ноябрь

Домашние животные

«Кто пасётся на лугу?»

Подготовить консультацию для родителей.

Консультация для родителей «Что даёт и как развивает ребёнка общение с природным материалом?»

Домашние птицы

«Утки плавают в пруду»

Дикие животные

«Кто живёт в Чёрном море?»

Лесные птицы

«Птички на ветке»

Декабрь

Зима

«Снеговик»

Изучение статей по теме в журналах «Дошкольное воспитание».

Совместное творчество детей и родителей. Участие в выставке поделок из природного материала «Новогодняя игрушка».

Деревья. Лес

«Ёлочки в лесу»

Зимние развлечения

«Мастерская Дедушки Мороза»

Новый год

«Мастерская Дедушки Мороза»

Январь

Игрушки

«Веселые камешки»

Подготовка и проведение открытого занятия «Каменная сказка».

Индивидуальные консультации с родителями.

Мебель. Квартира

«Дом, в котором я живу»

Обувь. Одежда

«Украсим кукле сарафан»

Февраль

Профессии

«Строим дом»

Анализ открытого занятия.

Подготовка презентации по итогам занятия.

Привлечь родителей к сбору природного материала для группы.

Труд в детском саду

«Комнатные растения»

Посуда и бытовая техника

«Украсим тарелочку»

Я и папа

«Плывёт-плывёт кораблик»

Март

Я и мама

«Букет для мамочки»

Подготовить консультацию для родителей «Конструируем из морских камешков».

Разместить консультацию в родительском уголке.

Весна

«Цветущая яблоня»

Продукты питания

«Печенье для куклы Кати»

Цветы

«На цветочной лужайке»

Апрель

Неделя здоровья

«Солнышко ласково улыбнулось нам»

Подготовить выставку детского творчества (поделок из природного материала).

Привлечь родителей к помощи в организации выставки детского творчества.

Водичка, водичка

«На дне Чёрного моря»

Дикие животные и их детёныши

«На горе Аю-Даг»

Насекомые

«Стрекоза»

Май

Дорожная безопасность

«Машины приехали в детский сад»

Выставка детского творчества.

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Сообщение для родителей на собрании «Итоги работы по развитию творчества с детьми младшей группы».

Наши добрые дела

«Подарок другу»

Пожарная безопасность

«Тили-тили, тили-бом. Загорелся Кошкин дом»

Наш посёлок Партенит

«Наш посёлок рос, рос и вырос»

Мониторинг

знаний, умений и навыков детей по теме:

«Развитие творчества детей посредством создания поделок

с использованием природных материалов»

Воспитатель: Ульянова Т.А.

ФИО

Знает и правильно называет разнообразный природный материал

Знает что из природного материала можно создавать разнообразные поделки

Умеет видеть в используемых материалах схожесть с образами, соответствующими замыслу

Знает основные приемы соединения природного материала между собой

Создает изображения предметов из заготовленного природного материала

Итог

1.

2.

3.

Инструментарий к мониторингу

  1. Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью с природным материалом в центре науки и естествознания.
  2. Д/и «Чудесный мешочек».
  3. Д/и «На что похожи облака».

Отчёт о работе по теме самообразования

«Развитие творчества детей посредством создания поделок

с использованием природных материалов»

Для углублённой работы с детьми младшей группы мною была выбрана тема «Развитие творчества детей посредством создания поделок с использованием природных материалов».

Окружающий нас мир сказочно богат, чудесен, неповторим. Природный материал – это кладовая для фантазии и игры воображения ребёнка.  Знакомство с природным материалом, его изучение, позволяет не только получить и расширить знания детей о природе родного края, но и позволяет развивать творческое восприятие окружающего нас мира.

Природные материалы – это самые доступные материал, которые только можно придумать. Тем более, что в нашем регионе его изобилие. Из морских камешков, ракушек, шишек, каштанов, желудей, семян разнообразных растений, листьев можно творить с детьми не только в дошкольных учреждениях, но и в тёплой семейной обстановке, совместно с родителями. Кроме того, художественно-творческая работа детей с природным материалом снимает нервное напряжение, обеспечивает положительные эмоции.

Во время творческих работ с природным материалом именно в дошкольном возрасте развивается фантазия, воображение, проявляется креативность взглядов на обычные вещи. В современном мире именно творческие способности позволяют находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие нового.

В течение учебного года была проделана большая работа по теме самообразования: показ открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Украсим матрёшке сарафан», выставка творческих работ из камней «Мой Партенит», «Моя любимая сказка», участие в ГМО воспитателей «Каменная сказка».

Детям работа с природным материалам очень понравилась. Были созданы поделки на каждую тему недели. Коллективные работы украсили коридоры детского сада.

В течение года мною была дополнена развивающая среда по художественно-эстетическому и познавательному развитию. Разработаны дидактические игры «Цветные камешки», «Гусенички», «Собери пирамидку».  В результате НОД, экспериментальной и игровой деятельности, дети познакомились с разнообразными природными материалами, изучили его, полюбили с ним играть, научились создавать из него разнообразные поделки, проявляя свое творческое воображение, фантазию. Такая работа позволила обогатить знание детей о природе родного края, ее дарах, что дает возможность решать задачи регионального компонента ДОУ.

Родители с большим удовольствием принимали участие в совместной работе по данному направлению, проявляя творческую активность. Разработаны консультации, рекомендации.

Родители и дети собирали природный материал для группы, совместно с детьми изготавливали поделки из различного природного материала. Принимали участие в организации выставок.

Была изучена дополнительная литература Агапова И. А. «Поделки из природных материалов», Э. К. Гульянс «Что можно сделать из природного материала», И. А. Лыкова «Художественный труд в д/с», Л. Парамонова «Конструирование из природного материала». Далее разработаны конспекты НОД, конспекты прогулок, игровой экспериментальной деятельности. Для повышения уровня знаний родителей разработаны консультации, рекомендации, памятки.

        В дальнейшем я буду продолжать активно использовать природный материал для изготовления поделок с целью развития творческого потенциала детей в своей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром"

Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;систематизация  работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ...

План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста способствует формированию интеллектуал...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"

Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"

Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...

План самообразования «Развитие речи детей в младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей  с помощью произведений русского фольклора, развить творческие...