конструирование
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Искандарова Аделина Геннадьевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie_.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛУШКА»

муниципального образования город Ноябрьск

РАССМОТРЕНО:

на заседании  Педагогического совета

Протокол № __

от «___»  августа 2013 года

Председатель Педагогического совета: ____________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего

по ВМР_______ Фомина Г.М.

от «__»  августа  2013 года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Золушка» ___________Жукова Л.Г.

 от «__»  августа  2013 года

Образовательная область «Познание»

Рабочая программа

по образовательному компоненту

«Конструирование»

для детей подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

(с 6 до 7 лет)

(непосредственно образовательной деятельности в 2 недели – 1,  

всего непосредственно образовательной деятельности в год – 18)

                                                                                                             Составитель:

      Искандарова А.Г.

                   Бердник С.А                            

         

2013-2014

учебный год

Содержание рабочей программы:

 

1.

Пояснительная записка .....…………………………………………………………………

2.

Требования к результатам освоения образовательного компонента «Конструирование»………………….............................

3.

Тематический план ..……………………………………………………………………….

4.

Содержание работы по освоению образовательного компонента «Конструирование»  ……………………………

5.

Способы проверки усвоения элементов содержания  образовательного компонента «Конструирование» ...............................................

ПРИЛОЖЕНИЯ  

6.

Календарно-тематический план  …………………………………………………………...

7.

Методика определения уровня освоения программы воспитанниками подготовительной к школе группы  .......…………………………………………………

             

У дошкольников 6-7 лет возрастает интерес к конструктивной деятельности, она становиться более содержательной, усложняются взаимоотношения детей друг с другом, со взрослыми. Ребенок приобретает способность не только понимать задачу, поставленную перед ним, но и самостоятельно ее реализовывать. В данном возрасте возникает осознанная способность к произвольному запоминанию. Это выражается в возрастании интереса к конструктивной деятельности. Когда ребенок стремиться научиться тем или иным способам конструирования, экспериментирует, запоминает.

Рабочая программа по конструированию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Подготовительная группа). Москва, 2011.
  2. Доронова Т.Н.«ИЗО деятельность и эстетическое развитие детей 6-7 лет». Москва, 2006.
  3. Топоркова Л.А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду» Москва, 1994 г.
  4. Бревнова Ю.А. «Художественный труд  в детском саду» Москва, 2011 г. 
  5. Лиштван З.В.. «Конструирование» Москва, 2009 г. 
  6. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Москва, 2005 г.

Сопутствующие формы образовательной деятельности:

  • Совместная деятельность педагога с детьми – беседы утром общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определённые темы.
  • Фронтальные формы работы: речевая гимнастика; речевые игры, упражнения и задания; игротека; речевые минутки; разучивание стихов, потешек, скороговорок.
  • Интеллектуальные досуги.
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.
  • Подгрупповая и индивидуальная работа.

Рабочая программа по конструированию направлена на реализацию содержания образовательной области «Познание» и учитывает следующее:

  • познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;
  • для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры, как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей формирования основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира, развитие их способностей посредством решения как общих,  так и основных задач психолого-педагогической работы:

  • развитие сенсорной культуры;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

В соответствии с целью и основными задачами психолого-педагогической работы по образовательной области, в рабочей программе сформулированы следующие задачи:

  • развивать конструирование из строительного материала по условиям с предварительным изображением постройки в схематическом виде;  изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта, меняя какой-либо из параметров условий;
  • систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по каким-либо двум основаниям сравнивать группы объектов по разным основаниям, объединять объекты в общую группу и выделять в группе объектов подгруппы; анализировать расположение групп объектов на плоскости с соответствующими словесными обозначениями и отдельных объектов в пространстве; развивать представление об осевой и центральной симметрии в расположении объектов;
  • в конструировании формировать  устойчивые практические умения и навыки:  различать и правильно называть основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма); отбирать нужные детали для выполнения той или другой постройки; использовать детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина); соединять несколько небольших плоскостей в одну большую; делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные кирпичи, бруски, подготавливая основу для перекрытий; варьировать использование деталей в зависимости от имеющегося материала; использовать архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и др.;
  • создавать различные конструкции одного и того же объекта с учетом определенных условий, передавая не только схематическую форму объекта, но и характерные особенности, детали; создавать сооружения по схемам, моделям, фотографиям,  заданным условиям;  преобразовывать постройки в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов; гаражи для разных машин; горки разной высоты с одним скатом и двумя, и т.п.);
  • познакомить с некоторыми закономерностями создания прочного, высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, легкость и устойчивость перекрытий и др.); углублять понимание зависимости структуры конструкции от ее практического использования;
  • побуждать детей использовать свои конструкции в игре;
  • продолжать работу, направленную на овладение обобщенными способами формообразования — закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание круга в тупой конус; учить создавать выразительные поделки на основе каждого из них, а также использовать уже знакомые способы (разрывание, скручивание, сминание и др.);
  • продолжать учить создавать игрушки для игр с водой, ветром, оформления помещений в праздники, игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др;
  • познакомить с приемами конструирования  по типу оригами — сгибать лист бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны: квадрат — по диагонали, в треугольной форме — отгибая углы к середине противоположной стороны; побуждать создавать  с использованием освоенных способов разнообразные игрушки;
  • помогать в освоении способов работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др.; содействовать освоению детьми  способов конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т.д.; формировать представление о возможностях различных материалов при использовании в художественном конструировании;
  • помогать овладевать анализом природного материала как основы для получения разных выразительных образов;
  • поддерживать желания детей рассказывать о своей поделке.

Новизна данной рабочей программы состоит в использовании при организации образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы), позволяющих преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.

В программе также представлены: 

  • новая педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности дошкольников;
  • единое творческое пространство – комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. 

Обновление содержания рабочей программы связано с тем, что в основу построения образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип, поэтому темы непосредственно образовательной деятельности подобраны с учетом примерного календаря праздников, событий; предусмотрено решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, что отражено в календарно-тематическом планировании к рабочей программе (раздел «Сопутствующие формы работы»).

Содержание рабочей программы сформировано с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей Ямала – Ненецкого автономного округа.

  • окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (День города, День оленевода,  Праздник весны и труда, День матери и др.);
  • наиболее «важным» профессиям (нефтяник, газовик, воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
  • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

Целью реализации национально-регионального компонента является формирование толерантного отношения к людям другой национальности, раскрытие мира национальных культур, расширение у детей представлений об образе жизни людей, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.

Работа направлена на решение задач:

  • продолжать знакомить с животными, обитающими на Ямале (звери: горностай, песец, тюлень, морж, бурундук; птицы: кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан; рыбы: ерш, окунь, щука, язь; рептилии: змея, живородящая ящерица, лягушка);
  • учить различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам (деревья: ель, сосна, кедр, осина, береза; кустарники: багульник, карликовая береза, ива; травянистые растения: пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма; ягоды: черника, голубика, брусника, клюква, морошка; грибы: сыроежки, подберезовик, боровик, маховик);
  • формировать представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам;
  • обогащать представления детей о природных богатствах Ямала и их значении в жизни людей;
  • закреплять представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска.

В рабочей программе учитывается компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни: в каждый компонент непосредственно образовательной деятельности включена физкультминутка, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика.

В подготовительной к школе группе основной формой организации непосредственно образовательной деятельности является фронтальная с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности и разностороннего развития детей, предусмотрено также проведение подгрупповых занятий (работа над проектами), индивидуальная работа. 

Особенности организации образовательного процесса по образовательному компоненту «Конструирование»

Формы работы

Средства, методы и приемы

Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Создание коллекций

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Конструирование

Экспериментирование

Развивающие игры

Наблюдение

Проблемные ситуации

Рассказ

Беседа

  • организация практической деятельности детей с предметами и материалами (обследование и сравнение);
  • продуктивные виды деятельности,
  • экспериментирование с различными предметами и материалами;
  • игра во всех ее проявлениях и видах;
  • проектный метод для ознакомления со свойствами и качествами разных предметов;
  • создание условий для детского экспериментирования, в котором дошкольники с помощью органов чувств познают предметы окружающего мира;
  • целевые прогулки, экскурсии в природу;
  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе;
  • экологические игры;
  • использование различных календарей, моделей;
  • рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
  • знакомство с фотографиями и видеоматериалами;
  • привлечение детей к сбору и составлению коллекций семян, камней, осенних листьев;
  • изготовление поделок из природных материалов.

Фронтальная

(групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

Структура каждой непосредственно образовательной деятельности определяется ее содержанием: посвящается ли она изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения материала детьми. Каждая непосредственно образовательная деятельность включает в себя 3 части: вводная часть (актуализация индивидуального опыта детей; воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; создание атмосферы группового доверия и принятия), основную часть (основное содержание – совокупность методов и приемов, направленных на решение задач данной непосредственно образовательной деятельности), итог (завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии; эмоциональная и смысловая оценки деятельности).  В структуре каждой непосредственно образовательной деятельности предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:

Образовательная область

Интеграция

 «Художественное творчество»  

развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой; систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.;  ставить задачу на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине); развивать оценку длины непрямолинейного объекта; вводить понятие меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости).

«Чтение», «Коммуникация»

активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения: развивать детализацию и оригинальность образов воображения,  механизм построения образа на основании какой-либо незначительной детали,  построение наглядной модели текста с его последующим воспроизведением с помощью модели

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для формирования целостной картины мира

 «Музыка» и «Художественное творчество

использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Познание».

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития воспитанников, с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также необходимостью реализации национально-регионального компонента и компонента ДОУ.

В рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников умений и навыков (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями), интегративных качеств, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.    

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы (диагностика) проводится 1 раз в год (май) с использованием низкоформализованных (наблюдение, беседа, индивидуальная работа и др.) методов.

Требования

к результатам освоения образовательного компонента «Конструирование»

 образовательной области «Познание»

воспитанниками подготовительной к школе группы

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Самостоятельно расширяет представления о сохранении здоровья. Имеет представления о занятиях спортом, правильном питании, режиме, культурно-гигиенических навыках и культуре питания. Владеет правилами поведения в быту, природе, на улице и в транспорте, раскрывающими безопасность жизнедеятельности, представлениями о действиях при возникновении ситуаций, опасных для своих жизни и здоровья.

2. Любознательный,

активный

Познавательная активность ярко проявляется как в совместной деятельности со взрослым, так в самостоятельной деятельности ребёнка. Четко прослеживаются познавательные интересы и предпочтения. Устойчивая любознательность проявляется в углублённом исследовании не только нового, но и уже известного.

Задаёт вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «Давайте попробуем узнать…», «Предлагаю провести опыт». В процессе совместного экспериментирования высказывает предположения, даёт советы. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, используя вежливые формы обращения, соблюдая правила речевого этикета. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе, высказывая предложения к организации развивающей среды, обсуждая текущие вопросы.

3. Эмоционально

отзывчивый

Активно проявляет положительные эмоции от сотрудничества в познавательно-исследовательской деятельности. Испытывает удовлетворение от достигнутых результатов в самостоятельной познавательной деятельности, умеет контролировать отрицательные проявления эмоций. Способен радоваться успехам сверстников.

4. Овладевший средствами общения и способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Проявляет умение обсуждать построение поисковой или исследовательской деятельности, согласовывать способы совместного поиска и решения познавательных задач. Умеет сотрудничать на познавательном содержании. Охотно делится информацией со сверстниками и взрослыми. Расширяет собственные познавательные интересы и потребности за счёт познавательных вопросов.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,

соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила поведения

Проявляет умения обсуждать построение поисковой или исследовательской деятельности, согласовывать способы совместного поиска и решения познавательных задач. Умеет сотрудничать на познавательном содержании. Охотно делится информацией со сверстниками и взрослыми. Расширяет собственные познавательные интересы и потребности за счёт познавательных вопросов.

6. Способный решать

интеллектуальные и

личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения.

Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач. Расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности. Выявляет и анализирует соотношение цели, процесса и результата. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию. Устанавливает причинные зависимости на основе имеющихся представлений, классифицирует предметы по разным основаниям. Благодаря сформированному кругозору ставит интеллектуальные задачи по преобразованию объектов окружающего мира.

7. Имеющий первичные

представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Кругозор представлен в других образовательных областях и отражает различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе имеет представления о достижениях науки и техники, об изобретениях человечества, их использовании в современном мире.

8. Овладевший

универсальными

предпосылками учебной деятельности.

Использует вариативные способы выполнения интеллектуальной задачи. В процессе усвоения познавательной информации широко использует способы организованной и самостоятельной познавательной деятельности. Усиливается возможность восприятия и переработки информации посредством слова.

9. Овладевший

необходимыми

умениями и навыками

Использует в разных видах деятельности представления о предметах, явлениях и событиях, как ближайшего окружения, так и выходящих за пределы непосредственного восприятия;

устанавливает элементарные связи и зависимости с опорой на имеющиеся представления; выделяет основания для классификации;

высказывается об индивидуальных познавательных предпочтениях, потребностях и интересах;

использует различные источники информации (человек, познавательная литература, журналы, кино- и видеопродукция, компьютер и пр.).

Тематический материал

по образовательному компоненту «Конструирование»  

образовательной области «Познание»

в подготовительной к школе группе

Раздел

Количество компонентов непосредственно образовательной деятельности

                             

                                  Часы

Из строительного материала

8

240 мин.

Из бумаги и картона

6

180 мин.

Из природного и бросового материала

4

120 мин

Всего:

18

540 мин.

Тематический план

по образовательному компоненту «Конструирование»  

образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

месяц

№ недели

Тема

Количество

НОД

В том числе практической

сентябрь

1

«Школа»

1

1

2

«Человек»

1

1

октябрь

3

«Дикие животные»

1

1

4

«Корзиночки для ягод и грибов»

1

1

5.

«Ноябрьск, люблю тебя до неба»

1

1

ноябрь

6

«Гусь»

1

1

7

«По замыслу»

1

1

декабрь

8

«Елочки из ткани»

1

1

9

«Шапочки для колядок»

1

1

январь

   10

«Животные жарких стран»

1

1

февраль

11

«Судно»

1

1

12

«Почтовое отделение»

1

1

март

13

«Посуда»

1

1

14

«Книжки - самоделки»

1

1

апрель

15

«Космическая станция»

1

1

16

«Грачи прилетели»

1

1

май

17

«Дом для моей семьи»

1

1

18

«Праздничная башня»

1

1

Содержание программы по освоению образовательного компонента «Конструирование»  образовательной области «Познание»

  • воспитывать трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца и добиться результата, несмотря на возникающие трудности;
  • способствовать развитию мышления и творческого воображения;
  • побуждать конструировать из различных материалов по условиям и по собственному замыслу, моделируя как реально существующие объекты, так и придуманные;
  • начинать формировать простейшие обобщенные способы построения образа: пространственное изменение деталей, целостной основы будущей конструкции или отдельных частей по отношению друг к другу;
  • способствовать овладению простейшими операциями (складывать, сминать, рвать, надрезать, резать, плести и т.п.) и способам конструирования из бумаги;

— различать и правильно называть основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма);

— использовать детали с учётом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

— соединять несколько небольших плоскостей в одну большую;

— делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные кирпичи, бруски, подготавливая основу для перекрытий;

— отбирать нужные детали для выполнения той или другой постройки;

— варьировать использование деталей в зависимости от имеющегося материала;

— создавать различные конструкции одного и того же объекта с учётом определённых условий, передавая не только схематическую форму объекта, но и характерные особенности, детали;

— в работе с бумагой сгибать лист в разных направлениях.

Способы проверки усвоения образовательного компонента «Конструирование» образовательной области «Познание»

В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа).

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий

Кроме этого, в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности, педагоги целенаправленно наблюдают за поведением и деятельностью детей, с целью определения уровня сформированности следующих интегративных качеств:

  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),  адекватные возрасту;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Характеристики интегративных качеств приведены в соответствующих таблицах общего мониторинга. Оценка результатов данных наблюдений проводится один раз в год (в конце учебного года) и является составляющей результатов наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и пр.

Одной из форм подведения итогов реализации данной рабочей программы является проведение итоговой непосредственно образовательной деятельности.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Доронова Т.Н. «Из детства в отрочество». Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей пятого года жизни. Москва, 1997.
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Подготовительная группа). Москва, 2011.
  3. Доронова Т.Н.«ИЗО деятельность и эстетическое развитие детей 6-7 лет». Москва, 2006.
  4. Топоркова Л.А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». Москва, 1994 г.
  5. Бревнова Ю.А. «Художественный труд  в детском саду». Москва. 2011 г.
  6. Лиштван З.В.. «Конструирование» Москва, 2009 г.
  7. Куцакова Л.В. «Занятия и ручной труд в детском саду». Москва, 2010 г.
  8. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». Москва, 2008.

Календарно-тематическое планирование по образовательному компоненту «Конструирование»

образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе

МЕСЯЦ

Планируемая                       дата

Фактическая

дата

НАЗВАНИЕ

Тема, задачи

Структура

Материал

НРК  +

Компонент ДОУ *

Сопутствующие формы работы

сентябрь

День знаний.

«Школа моей мечты»  

Познакомить детей с понятиями архитектор, архитектура. Учить детей конструировать по заданной теме. Закрепить умение подбирать нужные детали для постройки. Развивать чувство симметрии, умение красиво оформлять постройку, создав ее по своей же схеме.

З.В.Лиштван «Конструирование».

1. Беседа о том, для чего дети учатся в школе. Рассказ, что школьные годы – самая прекрасная пора.

2. Ввести в словарь новые слова.

3.  Д/И « Подай нужную деталь».

4. Подбор деталей к постройке.

5.Постройка «Школа моей мечты»

6 Обыгрывание постройки.  

Детали для постройки.

Экскурсия к зданию школы, рассматривание здания. Проведение бесед с детьми о том, что в школе дети узнают новое и интересное.

Человек

«Аленушка»(оригами).

 Активизировать мыслительные процессы. В процессе конструирования учить соотносить наглядные символы со словесными и перевод их значения в практическую деятельность. Формировать культуру труда.

С.Соколова «Школа оригами», стр.37

1.Орг.момент «  Показ слайдов по сказке»

2. Д/И «Части тела»

3.Рассматривание схемы - оригами.

4. Изготовление оригами.

5. Анализ детских работ

«Похвалим работу товарища»

6. Выставка работ.

Схемы – оригами для каждого ребенка,бумага.

Презентация « Части тела».

октябрь

«Дикие животные»

«Животные наших лесов»

(из природного материала) Показать детям, какие игрушки – животные можно сделать из природного материала. Пробудить фантазию и творческие способности детей. Развивать наблюдательность. Закрепить основные приемы работы, способы использования материалов. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

З.В.Лиштван «Конструирование», стр.102,151

1.Игровая  мотивация – создание проблемной ситуации «Помоги  животным»

2.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

3.Физминутка « Зайка под кустом сидит…»

4.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

5. Обыгрывание поделок.

Природный материал, клей, салфетки, игрушки животные, образцы.

+

Рассматривание иллюстраций. Составление описательных рассказов о животных. Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк»

Дидактические игры «Разрезные картинки»

«Осенний лес.  Деревья, грибы, ягоды»

«Корзиночка для ягод и грибов»

Учить детей делать игрушку, по-новому используя выкройку кубической коробочки. Закрепить умение сгибать выкройку по линиям, умение располагать узор на ее сторонах. Формировать умение разрезать изделие в определенных местах, соблюдая правила безопасности при работе с ножницами. Развивать координацию движений рук, воображение. Воспитывать самостоятельность в работе.

З.В.Лиштван «Конструирование»

1.Организационный момент. (загадка).

2. Д/И « Кто быстрее соберет»

3. Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

5. Выставка работ.

Бумага, ножницы, клей, цветная бумага, салфетки.

Рассматривание муляжей и корзинок для сбора урожая. Рассматривание иллюстраций. Составление описательных рассказов о грибах и ягодах.

ноябрь

«Моя Родина»

 «Ноябрьск, люблю тебя до неба….»

Продолжать знакомить детей с основными архитектурными сооружениями Ноябрьска. Учить располагать постройки, согласно предложенному плану, строить по образцу. Закрепить умение строить сооружение, придерживаясь основных принципов (фотографии вокзала, моста, кинотеатра…). Воспитывать любовь к родному городу. В.Н Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий по изобразительной деятельности в детском саду».

1.Просмотр презентации  « Мой город Ноябрьск».

2.Игровое  упражнение с учетом коррекции: «Угадай по описанию»

3. Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Физкультминутка «Прогулка »

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

Детали для постройки.

+

Экскурсия по городу, рассматривание фотографий, открыток, альбома о родном городе

Рассматривание детских энциклопедий, беседы

Чтение литературы, загадывание загадок, просмотр телевизионных рекламных пауз.

Рассматривание макетов города.

«Домашние птицы и их детеныши»

« Гусь» (оригами)

Учить детей аккуратно складывать лист бумаги в разных направлениях, приглаживать сгиб. Закреплять умение украшать свою работу мелкими деталями (рисование глаз, перьев, клюва). Развивать мелкую моторику, внимание, умение выполнять действия по словесной установке педагога. Воспитывать желание довести начатое до конца, старательность. С.Соколова «Школа оригами».

1.Беседа  «Домашние птицы и их детеныши ».

2.Двигательные импровизации «Угадай животное».

3. Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Физкультминутка «Птицы »

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

Схемы – оригами для каждого ребенка,бумага.

+

Рассматривание иллюстраций. Составление описательных рассказов о домашних птицах.

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

«По замыслу».

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать тему для своей постройки, материал (деревянный строительный материал, пластмассовый конструктор). Закреплять умение образовывать небольшие группы и вместе работать над одной темой. Развивать мышление, мелкую моторику рук, умение рассказывать о своей постройке полными предложениями. Воспитывать дружеские качества. З.В. Лиштван «Конструирование».

1.Художественное слово « Первый снег»

2. Рассматривание иллюстраций

«Снежные постройки»

3. Закрепление названий деталей конструктора, строительного материала

4. Самостоятельная НОД под  звуки природы ( аудиозапись)

5. Выставка работ.

Детали для постройки.

Рассматривание картин иллюстрирующие снежные постройки на участке детского сада. Наблюдение.

Чтение художественных произведений..

«Хвойные деревья»

«Елочки из ткани»

Познакомить детей со свойствами ткани, со швейными принадлежностями. Формировать умение работать с иголкой и ниткой. Учить безопасной работе с иголкой и ниткой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к шитью.

1.Организационный момент (загадка).

2. Д/И « Кто быстрее отгадает» (виды ткани)

3. Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

5. Выставка работ.

Ткань для каждого ребенка, иголки, нитки, образцы.

С/р игра «Ателье».

Рассматривание  тканей разных видов.

Экскурсия к швее детского сада. Дидактическая игра на тактильные ощущения.

январь

«Животные жарких стран»

Животные жарких стран»

(из природного материала)

Показать детям, какие игрушки – животные можно сделать из природного материала. Пробудить фантазию и творческие способности детей. Развивать наблюдательность. Закрепить основные приемы работы, способы использования материалов. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

З.В.Лиштван «Конструирование», стр.102,151

1.Презентация «Животные жарких стран».

2.Беседа по теме

3 Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Физкультминутка «Жираф »

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

.

Природный материал, клей, салфетки, игрушки животные, образцы.

+

Рассматривание иллюстраций. Составление описательных рассказов о животных.

Просмотр видеосюжетов «В мире животных.

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

Разучивание художественного слова  по мнемотаблице

февраль

«Транспорт. ПДД»

«Судно».

Помочь детям выделить зависимость судна от его практического назначения. Формировать обобщенные представления о судах. Закреплять умение детей делать постройку по образцу или по воображению. Развивать мышление детей, мелкую моторику рук. Активизировать словарь синонимов. Воспитывать интерес к строительному материалу. З.В. Лиштван «Конструирование».

1.Презентация  « Водный транспорт»

2.Д/коврик  « Транспорт»

3.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Физкультминутка «Лодочка плыви »

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

.

Детали для постройки.

+

Беседа о водном транспорте, его предназначении,  отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций.

 Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

Наблюдение на прогулке за транспортом.

Беседы о ПДД.

«Почта. Профессии»

 «Почтовое отделение»

Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке. Закреплять умение делать постройку по воображению или с помощью схемы. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. Воспитывать уважение к труду почтальонов.

З.В. Лиштван «Конструирование».

1. Проблемная ситуация

 « Потерялась посылка»

2. Активизация словаря по теме.

3. Развивающая игра « Подбери родственное слово»

4.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6.. Обыгрывание построек..

Детали для постройки.

Беседы об объектах нашего города.

Рассматривание  строений и  их частей.

Экскурсия на почту.

Сюжетно-ролевая игра « Почта», приготовление атрибутов к ней.

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»;

Развивающие игры «Профессии»,  «Чей предмет?»,  и др.

март

«Посуда»

«Стакан».

Продолжать учить детей сгибать бумагу квадратной формы по диагонали и  в разных направлениях. Закреплять умение украшать изделие мелким узором, используя народный колорит: завитки, ягоды, листочки, цветы. Развивать творческие способности детей. Воспитывать устойчивый интерес к оригами.

З. В. Лиштван «Конструирование».

1. Сюжетно-ролевая игра « Кафе»

2. Проблемная ситуация ( нет стаканов)

3. Развивающая игра «Накрой на стол»

4.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6.Выставка работ.

Бумага, ножницы, клей, цветная бумага, салфетки.

Наблюдение за сервировкой стола. Рассматривание посуды, ее классификация, отгадывание загадок.

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

Чтение К.Чуковский «Федорино горе»

«Библиотека. Книги»

«Изготовление книжек – малышек»

Воспитывать желание трудиться для общего дела, благожелательно относиться к работе товарищей. Формировать эстетическое чувство, умение проявлять творчество при изготовлении книжек – малышек.

З.В.Лиштван «Конструирование», стр.132

1. Организационный момент «Литературная викторина»

2. Рассматривание фабричных книжек-малышек.

3.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4. Физкультминутка « Зарядка»

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

Бумага, ножницы, клей, цветная бумага, салфетки.

+

Рассматривание книжек, иллюстраций к ним.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин»;

 Экскурсия в библиотеку;

  Встреча с детским писателем, художником-иллюстратором.

апрель

«Космос»

«Ракета».

Учить детей делать ракету, используя строительный материал. Закреплять умение детей делать перекрытия, используя пластины, призмы.Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук. Формировать умение рассказывать о своей работе связными предложениями. Воспитывать самостоятельность в работе.

З.В.Лиштван

«Конструирование», стр.106

1. Мини – рассказ  воспитателя по теме праздника (о первом космическом корабле).

2. Сюжет « Полет на Луну».

(проблемная ситуация)

3.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Физкультминутка « Космос»

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Обыгрывание построек.

Детали для постройки.

+

Беседы о космосе, космических ракетах.

Просмотр видеофильма (о космосе, космических явлениях и др.);

Беседа о первом космонавте;

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты», «Космический корабль»;

«Времена года (обобщение)»

«Грачи прилетели» (из бумаги)

Продолжать развивать навыки конструирования из бумаги по схеме. Учить читать схему, понимать условные обозначения; придерживаться предложенной в схеме последовательности. Учить украшать поделку. Развивать интерес к искусству оригами.

1.Игровая  мотивация «Отгадай загадку, покажу отгадку».

2.Игровое  упражнение с учетом коррекции: «Угадай по описанию»

3.Дидактическая  игра: «Четвертый лишний»

4.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

5. Пальчиковая гимнастика « Птички-невелички»

6. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

7.Выставка работ.

Бумага, ножницы, клей, цветная бумага, салфетки.

+

Беседа о перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Оформление фотовыставки «В мире птиц».

Беседы, загадки.

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

май

«Моя семья»

«Дом для моей семьи».

Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке. Закреплять умение делать дом по воображению или с помощью схемы. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. Воспитывать любовь к своей семье.

З.В. Лиштван «Конструирование».

1. Рассматривание иллюстраций различных конструкций, домов.

2.Беседа по данной теме.

3..Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4. Физкультминутка «Семья»

5.. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Обыгрывание построек.

Детали для постройки.

+

Беседы о жилище человека, семьи.

Выставка семейных фотографий;

Фотоконкурс «Как мы играем дома».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Конструирование по замыслу.   (дом)

Продолжать учить детей создавать постройки, используя ранее полученные навыки. Учить по-разному располагать постройки. Способствовать возникновению единого замысла при обыгрывании построек.

1. Рассматривание иллюстраций

«Здания,дома»

3. Закрепление названий деталей конструктора, строительного материала

4. Самостоятельная НОД под  звуки природы ( аудиозапись)

5. Выставка работ.

Детали для постройки.

Рассматривание иллюстраций. Составление описательных рассказов.

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

Приложение 1

Методика определения уровня достижения детьми планируемых результатов

образовательного компонента «Конструирование»

образовательной области «Познание»

В результате освоения компонента конструирование образовательной области «Познание» воспитанники подготовительной группы умеют:
- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку;

- работать коллективно;

- сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке;

- правильно пользоваться ножницами;

- выполнять несложные поделки способом оригами;

- делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

Протокол определения уровня достижения воспитанниками подготовительной к школе группы планируемых результатов

образовательного компонента «Конструирование» образовательной области «Познание»

Фамилия

Имя

ребенка

анализирует образец постройки

планирует этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения

создает постройки по рисунку

работает коллективно

сгибает лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке

правильно пользуется ножницами

выполняет несложные поделки способом оригами

делает игрушки, сувениры из природного и бросового материала

Итоги:

1.

2.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»

Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок.  При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....

Конспект комплексного НООД по конструированию и развитию речи в первой младшей группе. «Теремок». Конструирование «Домик».

Хочу поделиться своим опытом по разработке конспекта комплексного занятия по развитию речи и конструированию  в первой младшей группе детского сада. Цель моего конспекта: учить малышей слушать ск...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...