Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему

Чернышева Ирина Львовна

Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и развитию детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_materialy_v_detskom_tvorchestve.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Из опыта работы

                                                          Старший воспитатель МАДОУ ДСОВ № 19

                                                          Чернышева Ирина Львовна                                                      

Применение нетрадиционных приемов и материалов

в процессе развития детского творчества.

        Дошкольное детство – самый замечательный и самый важный период в жизни детей. Известно, что все самое чудесное и интересное происходит с детьми именно в этом возрасте, когда каждый ребенок является исследователем удивительного окружающего мира.

        Именно в дошкольном возрасте у детей формируются познавательные способности, эстетический вкус, любовь к окружающему и желание сотворить что-то свое, новое, неповторимое. Каждый малыш творчески индивидуален и мы взрослые должны не сломать хрупкие ростки индивидуальности, а развивать их через разные виды деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

        Как говориться в философском энциклопедическом словаре: «Побудители творчества, - находятся в самой личности, в гармоничном сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии, духовной гармонии человека и образа, как некой интеграции природных и абстрактных форм» (Философский энциклопедический словарь, М.,1989). Отсюда и проистекает то, что на процесс детского творчества оказывает влияние и предшествующий опыт впечатлений, чувств, и восприятие других образов, и окружающая обстановка. Иными словами, все, что отложилось в подсознании ребенка.

        Детское творчество интересный и разнообразный вид деятельности, развивающий воображение, мышление, фантазию ребенка, позволяющий ребенку раскрыть всю глубину своего внутреннего мира.

        Детское творчество тесно – и очень – связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Исходя из этого, можно утверждать: занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным.

        Развитие творчества происходит в различных видах детской деятельности: музыкальной, театральной, изобразительной, речевой и мне хотелось бы остановиться на одной из них, художественно - продуктивной деятельности, которая имеет высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм и материалов и рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников.

        Для развития детского творчества является необходимость использования в процессе художественно - продуктивной деятельности нетрадиционных приемов и различных материалов, которые можно сгруппировать как:

-  неоформленные материалы;

-  полуоформленные или «бросовые» материалы;

-  природные материалы

Неоформленные материалы: бумага, ткань, проволока, шерсть, веревка и т. п. Эти материалы дошкольникам доступны, работа с ними удовлетворяет детскую потребность в создании чего-то нового, в изменении формы, исследовании их свойств и возможностей. В каждом из этих материалов не задано ничего, кроме цвета, фактуры и размера. Выполненные из них поделки пробуждают у ребенка эмоции: он делает открытие и при этом радуется, удивляется, восхищается или сердится, если у него что-то не получается так, как хотелось бы. Для достижения цели ребенок прилагает усилия.

        Полуоформленные или «бросовые» материалы (различные отходы от использованных изделий): коробки, пробки, пластмассовые бутылки, деревянные обрезки и т. п.  по-разному видоизменяя, их дети создают новые целостные композиции и формы. Свойства и форма материала подсказывают детям замыслы для создания разнообразных поделок и игрушек. Занимаясь с различными материалами, ребенок одновременно тренирует руку и глаз, обогащает свои знания и умения.

        Природные материалы: шишки, ракушки, камешки, веточки, палочки, листики, все то, что можно взять у матушки природы во время прогулок и экскурсий, отдыха на морском побережье или похода в лес. Когда ребенок работает с природным материалом, он уясняет функциональные особенности каждого материала, познает его красоту. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного. Красота природных красок и форм по-своему облагораживает его душу. В наш век индустриализации и некоторой отчужденности человека от природы такой возврат к ней весьма необходим, особенно для детей, которые редко имеют возможность общения с природой.

Перечисленные выше материалы имеют свои специфические особенности, технические свойства и способы применения. Воспитатель, осуществляющий развитие детского творчества дошкольников, должен как можно лучше знать эти особенности, чтобы правильно подбирать материалы, нацеливать детей на их рациональное использование, знакомить ребят с доступными способами работы с каждым материалом.

        Однако не стоит ждать, когда ребенок сам откроет тот или иной способ и прием творческой деятельности. Задача воспитателя – стимулировать интерес, предлагать технику сначала экспериментально и только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические особенности для получения оригинальной композиции. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей деятельности. Само по себе новообразование не возникает. Необходимы условия. Речь идет об активной деятельности воспитателя. Именно он обеспечивает многосторонний процесс обучения дошкольников различным приемам творческой деятельности.

        В нашем детском саду уделяется огромное внимание развитию детского творчества с использованием нетрадиционных приемов и разнообразных материалов. Свою работу по развитию детского творчества мы организуем на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приемы работы. Работу с детьми мы строим в два этапа.

        На первом этапе мы решаем следующие задачи:

- формировать интерес к творческой деятельности;

- овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами;

-  развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

        На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике, задачи расширяются:

- продолжать формировать интерес к творческой деятельности;

- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы;

- формировать относительную устойчивость замысла;

- научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности воплощения;

- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов работы;

- побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов;

- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;

- развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

        Для развития детского творчества мы используем различные техники и приемы, которые привлекают новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы получаются яркими и интересными.

        Одним из таких приемов является создание плоскостных и объемных картин разного содержания. Это трудоемкий процесс, требующий длительного времени и хорошей подготовки.

        На первом этапе происходит заготовка различного материала, который сортируется и укладывается для хранения в приспособленные емкости, различные баночки, коробочки, мешочки и т. п. Дети, да и взрослые тоже, с большим удовольствием собирают и приносят в детский сад разнообразные интересные материалы -  это разные красивые коробочки, баночки, обертки от подарков и др. Особенно много разного материала привозиться из отпуска, так как в отпуск часто ездят в другие местности и государства - это ракушки камешки, шишки, листья растений и деревьев, высушенных морских обитателей и насекомых  и т. п. У нас даже есть такая присказка: «Приносите в детский сад все, что увидите интересным, а мы решим, что с этим делать», поэтому материала у нас великое множество.

        Следующий этап – это придумывание образа, сюжета картины, ее содержания. На этом этапе проводятся различные наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, все то, что может послужить толчком к деятельности, дети рассказывают о том, где они побывали, что увидели интересного, что особенно привлекло их внимание, дружно обсуждают содержание своей работы, делают зарисовки своих эмоций и впечатлений.

        И вот тема выбрана, что дальше? А дальше делается схематичный рисунок будущей картины (как правило, эту работу выполняет воспитатель, так как обладает большим навыком изобразительного творчества). Далее идет подборка и примерка материала. Сначала выбираются основные материалы, на которых будет строиться весь сюжет, затем фон и вспомогательные материалы, которые подчеркивают значимость сюжета.

        Дальнейший самый творческий и трудоемкий этап – процесс изготовления картины, который дети делают под чутким руководством воспитателя, познавая и переживая одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества. В первую очередь приклеиваются крупные центральные фигуры, на которые будет нацелено первое внимание, затем наносятся фоновые материалы.  Нанесение фоновых деталей занимает много времени и усердия, так как каждую деталь надо аккуратно укладывать пинцетом к рядом лежащей, а это, как правило, мелкие материалы: семена, косточки, палочки, камешки, ракушечки и т. п.   Однако в некоторых случаях сначала наносится фон, а потом центральные детали – это когда картина не сюжетная, а предметная. Когда картина практически готова, она дополняется различными мелкими деталями, которые подчеркивают сам сюжет и придают некоторый шарм. Завершающий процесс покрытие картины лаком выполняется только воспитателем.

        Самый же приятный – это заключительный этап, когда созданный совместными усилиями шедевр занимает место в интерьере группы или холла детского сада, когда можно с гордостью показать свою работу родителям и взахлеб рассказать о процессе творчества и о перспективе на будущее.

        Из таких замечательных шедевров в нашем детском саду оформлены: уголок патриотического воспитания «Моя малая Родина», имеющий гербы России и станицы Каневской; «Галерея сказок», картины на сюжеты сказок; «Картина в картине», этюды впечатлений встреч с объектами природы.

        В своем творчестве мы не боимся экспериментировать с сочетанием различных материалов. Например, герб России выполнен из пшена, косточек калины, семян лука и бисера; «Закат» - из ракушек, камней, сухих крабов и рыбок, крашеного щебня и стеклянной крошки, которую в последнюю очередь наклеивает воспитатель, чтобы обеспечить безопасность детей; «Букет цветов» - из вишневых косточек и перьев; «Розы» - косточек калины, стеклышек, камешков, сухих листьев и апельсиновых корочек. Картины «Галереи сказок» сочетают в себе и ткани, и бумагу, и мукосольку и различные природные материалы.

        В процессе работы развивается:

- мелкая моторика пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга);

- сенсорное восприятие, глазомер;

- логическое воображение;

- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);

- художественные способности и эстетический вкус;

- сформированность доброжелательности к товарищам, чувство коллективизма и взаимопомощи;

- сформированность самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

        Нетрадиционные приемы демонстрируют необычайные сочетания материалов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

        Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и развитию детского творчества. А мы знаем, что творчество способствует гармоничному развитию личности и проявляется на основе деятельности, которая помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает определенную свободу, так как творчество и деятельность – это не два исключающих друг друга понятия, а две стороны одного явления.

        Подводя итоги своего выступления, хочется отметить, что в перспективе мы планируем продолжать и углублять работу по данной теме в тесном взаимодействии с родителями.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликацияЗадачи:- Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев ру...

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»...

«Использование нетрадиционных техник и материалов на занятиях по изобразительной деятельности для развития детского творчества»

Необычные техники и материалы привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно экспериментировать – рисовать, чем хочешь, как хочешь и даже можно придумать свою ...

«Использование нетрадиционной техники работы с бумагой в развитии детского творчества»

Цель:  Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение ребенка в самовыраженииЗадачи:vРазвитие детского творчестваvОвладение новым видом творческой деятел...

Тема по самообразованию воспитателя младшей группы «Использование нетрадиционных приемов для развития детского творчества» («отходы в доходы»)

Тема проекта, над которым я работаю, «Отходы в доходы или как «победить» мусор».Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Актуальность проекта: дошкольный возраст - самоце...

Статья "Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества».

Статья «Изостудия «Затейники»  или Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества»....