Конспект НОД по теме: «Рисование песком. «Русская матрешка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

«Русская матрешка»

Программные задачи:

- приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства;

- развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;
- упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески.

Программное содержание:

- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

- изготовление с детьми игрушки – матрешки, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения;

- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.

Предварительная работа:

Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Русская матрешка»:

- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;

- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток;

- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала;

- загадывание загадок о матрешках;

- чтение стихотворений о матрешках;

- рассматривание узоров рисунков;

- изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.

Оборудование:

Демонстрационный материал: игрушка - матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек,  образец трафарета игрушки - матрешки; магазин сувениров;

Раздаточный материал: бумажные трафареты матрёшек, акварельные краски, салфетки влажные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_matreshka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 52»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект мероприятия

по теме: «Рисование песком. «Русская матрешка»

Подготовила и провела

воспитатель подготовительной группы

Коротаева Надежда Валерьевна

2014 год  г. Энгельс

«Русская матрешка»

Программные задачи:

- приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства;

- развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;
- упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески.

Программное содержание:

- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

- изготовление с детьми игрушки – матрешки, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения;

- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.

Предварительная работа:

Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Русская матрешка»:

- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;

- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток;

- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала;

- загадывание загадок о матрешках;

- чтение стихотворений о матрешках;

- рассматривание узоров рисунков;

- изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.

Оборудование:

Демонстрационный материал: игрушка - матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек,  образец трафарета игрушки - матрешки; магазин сувениров;

Раздаточный материал: бумажные трафареты матрёшек, акварельные краски, салфетки влажные.

Содержание занятия

I. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, какие вы красивые, нарядные. Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу, нашим гостям, покажем, что у нас хорошее настроение, что мы готовы творить и фантазировать.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. У нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем мы о сувенирах, а потом самостоятельно изготовим сувениры.

Ребята, а что такое сувенир? (Ответы детей). Какой предмет может выступать в роли сувенира? (Ответы детей) .

В иллюстрированном толковом словаре современного русского языка Лопатиных слово «сувенир» имеет два значения: 1. Подарок на память. Накупить сувениров для родных. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города. Магазин сувениров.

III. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Сувениры бывают разными, но каждый по-своему красив и дорог. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. А отгадайте загадку, чтобы понять какой сувенир находится у нас в магазине.

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -..
.(Матрешки)

Конечно, это Матрешка! О ней, как о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают  и любят во всём мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей более ста лет. С большим старанием , вручную, изготовил первую матрешку мастер- игрушечных дел Василий Петрович Звёздочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане, и назвали ее Матреной или ласково – Матрешкой.

Из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей).

Воспитатель: Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. 
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость. 

ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.

IV. Подготовка к выполнению расписывания матрёшек.

Воспитатель: Ребята, к нам пришла матрешка, а мастер ей успел нарисовать только контуры. Давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем матрешки. (Педагог раздает силуэты). 

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, дорогие ребята, На минутку закройте глаза. Позабудьте заботы, усталость, Ведь начнутся сейчас чудеса!

- Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. 

V. Расписывание матрёшек.

Воспитатель: 
Мастера, скорей за дело.
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

 Клей наносим кисточкой из баночки на элементы рисунка. Не давая высохнуть клею, посыпайте его тонким слоем песка. Дайте несколько минут подсохнуть рисунку и стряхните лишний песок. 

Физминутка (Пальчиковая гимнастика)

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.



VI. Подведение итога занятия. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? А теперь расскажите о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему« История создания русской матрешки»

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе  на тему    « История создания русской матрешки»...

Конспект НОД во 2-ой младшей группе на тему: «Народные игрушки – русская матрешка».

Цель: Знакомство с национальной культурой России - с русской деревянной игрушкой - матрешка.Задачи: Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сара...

Конспект ООД в средней группе. Познание.Формирование целостной картины мира. Тема " Знакомство с русской матрешкой"

Уже с дошкольного возраста  необходимо знакомить детей с истоками народного промысла.Данное занятие поможет познакомить ребят с историей возникновения  русской матрешки....

Конспект занятия на тему: «Рисование песком на стекле» в старшей группе

laquo;Рисование песком на стекле»Цели: - способствовать созданию у дутей положительного эмоционального настроения;- развивать мелкую моторику рук;- воспитывать навыков взаимодействия...